10 публикаций мая, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 02.06.2023, 14:21

В мае кроме экспертных интервью и репортажей из офисов ИТ-компаний мы регулярно вели две рубрики — о том, как люди попадают в ИТ, а также с историями экспатов, которые приехали жить и работать в Казахстан. Спасибо всем героям, кто честно рассказывает о своих трудностях и успехах — видим, что интерес к таким материалам есть. Будем продолжать и в июне.

А здесь собрали 10 лучших публикаций прошедшего месяца — вдруг вы что-то пропустили.

Кто делает Chocofood? 5 историй людей, которые работают над самым известным казахстанским сервисом доставки еды

Айгерим Баймуратова

Chocofood – единственный местный продукт в сфере доставки еды на рынке Казахстана, который по-настоящему конкурирует с международными брендами. Сегодня сервис работает в 15 городах страны и в большинстве из них занимает ведущие позиции. Через Chocofood ежемесячно проходит около 200 тысяч заказов, 90% которых доставляют раньше или вовремя. В течение года через приложение постоянно заказывают еду около 300 тысяч уникальных пользователей.

Примечательно, что над Chocofood работают казахстанские ребята. Поговорили с CEO Айгерим Баймуратовой, познакомились с несколькими сотрудниками проекта. Узнали, как здесь за 2 года можно вырасти из оператора службы поддержки в операционного директора. Почему за разбитый мопед курьера не уволили, а перевели на работу в офис? И с помощью чего Chocofood собирается соперничать с международными агрегаторами?

«Наша стратегия – положительное решение запросов пользователей. Им важно быть услышанными и понятыми. Делаем для этого все необходимое. Добавили возможность оставлять отзывы на рестораны внутри нашего приложения. Расширяем контент, чтобы показать людям полноту мира еды. Ведь те, кто пользуется Chocofood, не только хотят закрыть потребность в калориях, но и получить от них удовольствие. А если человеку что-то не понравится в заказе, то предпримем все, что потребуется, вплоть до возвращения денег. Главная задача на ближайшее время – сделать проект прибыльным. Однако это возможно только когда пользователи вас любят».

«Есть классный кейс из Актобе. Когда ушел McDonald’s, который занимал там серьезную долю, начали подключать больше местных ресторанов. Одна донерная уже превысила все обороты McDonald’s в этом городе. Просто ребята готовят вкусную еду, а мы помогаем им с продвижением. Получается win-win. И такие примеры есть во многих городах Казахстана: Атырау, Оскемене, Петропавле и т.д. Там много креативных предпринимателей, которых нужно только поддержать».

«Нашими выпускниками уже интересуются ИТ-компании Казахстана». Итоги первого буткемпа red_mad_robot Central Asia

Агиис Конкабаева

Завершился первый буткемп от компании red_mad_robot Central Asia. Два месяца ребята-джуны получали практический опыт по 4 специальностям: мобильный разработчик (Flutter), backend-разработчик (Java), QA-инженер (Manual) и бизнес-аналитик. Всего была подана 741 заявка. Однако прошли отбор (тестовое задание) и попали в программу 42 человека, из которых 9 получили оффер от «роботов». Остальные ребята прокачали навыки и серьезно подняли свою ценность в глазах других работодателей.

Digital Business побывал на выпускном первого потока и узнал у соучредителя и СЕО red_mad_robot Central Asia Агиис Конкабаевой, зачем команда red_mad_robot Central Asia запустила свой буткемп, чем крут такой формат обучения, как он «бустит» рынок ИТ-кадров и будут ли «роботы» проводить буткемпы в будущем.

«Мы тоже сталкиваемся с дефицитом кадров. По этой причине решили запустить собственный буткемп. Помочь джунам повысить свой уровень. Ребят, показавших лучшие результаты, пригласили к себе в компанию и одновременно дали рынку больше качественных специалистов. Для буткемпа выбрали самые востребованные направления, исходя из запросов нашей компании и рынка в целом».

«Первый запуск буткемпа был важным. Хотели посмотреть реакцию рынка, как все будет происходить, как мы справимся с подобной задачей. Могу сказать, что результаты классные. Уже получили большое количество заявок от различных ИТ-компаний Казахстана по поводу наших выпускников. На рынке понимают, что это не просто джуны, которые получили теоретические знания и небольшой опыт работы в стартапе, а джун+ или даже начинающий мидл, способный усилить команду. Буткемп позволяет получить фундамент, с помощью которого можно развиваться в профессии. Думаю, такие форматы будут только набирать популярность в Казахстане».

Из жаркого Узбекистана в прохладную Астану. Разработчик уехал в Казахстан ради любви – что его зацепило

Эдуард Шумков

В Казахстан 21-летний Эдуард Шумков перебрался по зову сердца. Четыре года назад он в интернете познакомился с девушкой из Астаны. По началу между молодыми людьми было дружеское общение, однако вскоре возникла симпатия. В 2021-м году уроженец небольшого узбекского города Гулистан впервые оказался в Казахстане. Оффлайн-встреча с собеседницей из онлайна прошла удачно – в июне пара сыграет свадьбу. Да и казахстанская столица парню приглянулась. Настолько, что в марте прошлого года он переехал сюда окончательно.

Эдуард рассказал, насколько сложно было менять солнечный Узбекистан на прохладную Астану, какие вещи в Казахстане его приятно удивили и в чем главные различия между местной и узбекской ИТ-сферой.

«Из непривычного для меня на первых порах были только деньги. Если отталкиваться от доллара, то у тенге и узбекского сума большая курсовая разница. Сейчас $1 – это почти 11 500 сум и 450 тенге. По приезду в Астану был транжирой. Вместо того, чтобы перемещаться по городу на такси, взял в прокат Мерседес. За пару часов заплатил 30 тысяч тенге, хотя на такси ушло было в 10 раз меньше. Но уже через неделю привык к ценам».

«Зарплаты у айтишников в Узбекистане пока меньше. Максимум, на который у нас может рассчитывать джун – $400. И это в крупных компаниях. В Казахстане видел вакансии, где начинающему разработчику готовы сходу платить $800».

Продал квартиру и машину, чтобы обучать детей программированию. История парня из глубинки, который мог стать дипломатом, но ушел в стартапы

Жанадил Талдыбаев

10 лет Жанадил Талдыбаев выиграл соревнования по карате на всемирном фестивале спорта в американском Коламбусе. Награду уроженцу небольшого городка Зайсан из Восточно-Казахстанской области вручал лично Арнольд Шварценеггер! Однако дальше спортивная карьера не задалась – помешали травмы. Парень переключился на учебу. Поступил в КазНУ им. Аль-Фараби, а затем попал по обмену в Университет Тэджон из Южной Кореи.

В новой стране Жанадил создал медицинскую платформу Kazmedikor. Но одного проекта ему оказалось мало и в 2021 году появился EdTech-сервис для обучения школьников основам программирования CodiPlay. Казахстанец рассказал, почему решил променять карьеру дипломата на бизнес, как запускал первый стартап в Южной Корее и зачем решил переключиться с эффективного проекта на развитие EdTech в Казахстане.

«Деньги на CodiPlay – личные сбережения, которые вкладывались при достижении определенных точек. Например, сделали MVP мобильного приложения, пошли в школы и оказалось, что многие учителя практически не разбираются в программировании. Пришлось дорабатывать».

«Цикл сделки непростой. Сначала презентуем продукт в школе. Если им нравится, идем в районное управление образования, затем в городское, откуда отправляют на экспертизу в научно-методический центр новых технологий в образовании. Получаешь от них рецензию проверки, снова проходишь по всем управлениям и уже потом подписываешь контракт со школой».

Был успешным стоматологом, но ушел в ИТ. История Рустама Абдуллаева, Senior QA engineer в EPAM

Несколько лет назад Рустам Абдуллаев закончил медицинский университет и открыл с другом стоматологический кабинет. Параллельно с собственным делом молодой человек развивался в ИТ: читал книги по тестированию, учился и брал небольшие проекты на аутсорсе. А когда в мире началась пандемия, Рустам решил на время уйти из медицины и сосредоточиться на профессии тестировщика. И не прогадал: сейчас он работает на позиции Senior QA engineer в EPAM — и очень счастлив. И рассказал свою историю.

«Я долго думал и пришел к мысли: мне хватит знаний и образования, чтобы вернуться в медицину в любой момент. Поэтому я отказался от стоматологического кабинета и вышел на фултайм в ИТ-сфере. Это был стартап, который разрабатывал клиентские сервисы для банков и финтех-организаций».

«ИТ сейчас на таком этапе, что из молодой сферы она становится устоявшейся и неотъемлемой частью привычной жизни. Уже недостаточно просто пройти один курс и без опыта ворваться в компанию на высокую зарплату. Но если методично учиться, практиковаться и самому искать информацию — и быть готовым, что успех не придет сразу, то так или иначе вы достигнете поставленной цели».

«95% работы строится на общении с людьми». Кто такие UX-исследователи и чем они занимаются?

Далеко не во всех компаниях Казахстана есть UX-исследователи. Эти люди общаются с клиентами компаний и узнают, что они хотели бы поменять в ее продукте. Обычно эта информация помогает бизнесу сделать важные доработки — и увеличить прибыль или сэкономить на расходах. Почему эту работу нельзя переложить на аналитиков? Специалисты из каких профессий могут быстро освоить нужные для нее навыки? Поговорили об этом с тимлидом команды исследователей Kolesa Group Динарой Абдильдиновой.

«Мы запускаем маркетплейс запчастей. Все процессы, кажется, отлажены, все работает как надо. Но до покупки доходит лишь 0,2% пользователей. Продукт только запущен, как таковых данных нет. И в данном случае аналитика сработает медленнее — и не факт, что даст ответ на вопрос «Почему так мало продаж?». А на исследование уйдет максимум 3 дня. Человек просто разобьет этапы воронки, подберет пользователей и за 15-минут телефонного разговора соберет достаточно информации. Это позволит понять, какие есть у пользователей сложности в процессе покупки, и пополнить продуктовый бэклог задачами».

«Если нужно прокачать продуктовое мышление, советую прочитать «Уходим в отрыв» Герольда и, конечно, Канемана, например, «Думай медленно, решай быстро». По качественным исследованиям много различных курсов, например, сейчас проходим обучение в Высшей школе экономики, обучение по CX-менеджменту. По книгам посоветую «Спроси маму» Фитцпатрика, там можно почерпнуть некоторые моменты по модерированию. Про то, как разговаривать с пользователями и клиентами. Хотя мое личное отношение к этой книге не самое лучше. По UX можно посмотреть «Этой кнопке нужен текст» Егерева, «Не заставляй меня думать» Круга и «UX-стратегия» Леви».

Из официантки в Android-разработчики. История Марии из Караганды, которая 54 раза отправляла резюме в одну ИТ-компанию

Мария Мордвинова из Караганды три года работала официанткой, но потом закончила курсы Android-разработчика и стала настоящей айтишницей. И ни разу не пожалела, что сменила бар на офис.

«Резюме я отправила, но без особых надежд, потому что два месяца онлайн-курсов и ноль секунд коммерческого опыта — это так себе входные данные. Но внезапно я прошла скрининг резюме и получила приглашение на техническое собеседование. Проходила его, сидя на смене официантом, закрывшись на втором этаже заведения. Руки дрожали, нервы были на пределе, хотелось плакать во время разговора, а после него — рыдать от горя. Потому что я была уверена, что не прошла и мне всю жизнь придется работать в общепите. Но через пару дней позвонила HR и сказала, что я прошла отбор на стажировку».

«По сравнению с общепитом работа в ИТ кажется сказкой: восьмичасовой рабочий день, прекрасный офис, гибридный формат работы и хорошее отношение как клиентов нашей аутсорс-компании, так и коллег по офису. Нет никакого снисхождения, никто не упрекает в том, что я девушка или что я чего-то не знаю».

Груминг задач, френд-хантинг и клубы по интересам. Как работают люди в Mycar?

Офис Mycar необычный. Хотя бы потому, что находится в Алматы в торговом центре — среди ресторанов и магазинов одежды. Его нельзя назвать классическим рабочим пространством и из-за внутреннего обустройства. Здесь — двухуровневое помещение со вторым светом и огромным кольцевым светильником в главном холле. Все напоминает художественную галерею, а не место работы айтишников.

Жансая Юсупова, руководитель HR-департамента:

«Здесь никто не запретит мидл-разработчику прийти к CEO и сказать, что в его работе что-то идет не так. Еще нет формализма: вы можете разговаривать с людьми на «ты», к чему лично я привыкала очень долго. Также мы внедрили практику ежеквартальных встреч – open talk-ов, где топ-менеджмент делится результатами компании с сотрудниками и отвечает на неудобные вопросы. Их можно задавать лично, а можно оставить в анонимной гугл-форме».

Алибек Нургалиев, Android-разработчик:

«Бывает, мы все вместе работаем над какой-то фичей неделю-две. Придумываем, устраиваем брейнштормы. А во время следующего спринта сами меняем то, что создавали неделей ранее. Это очень клевый опыт в плане восприятия ситуаций и прокачки своей стрессоустойчивости. Android-разработчик подчеркивает еще одно важное преимущество: здесь ты всегда на виду у своих коллег. От твоей работы зависит результат всей команды. То есть ты чувствуешь значимость всегда. Главным минусом Mycar Алибек называет отсутствие гибридного формата работы».

Где бизнесу общаться с клиентами и рассказывать об акциях и новинках: email, СМС, пуши или мессенджеры

Чтобы не вкладываться в постоянное привлечение новых клиентов, бизнес отправляет сообщения существующим. Это мотивирует клиентов совершать повторные покупки, помогает собирать отзывы о заказах и увеличивать лояльность покупателей. Консультант платформы автоматизации маркетинга Mindbox Даниил Богородицкий рассказал, какие плюсы и минусы есть у разных каналов, а также собрал опыт компаний Freedom Mobile и Freedom Drive, Amway, 1FIT, INVIVO, Tayyab и Marwin.

«Отправка email-рассылок условно бесплатная для бизнеса: не нужно платить за каждое отправленное сообщение. По данным сервиса Litmus, каждый вложенный в email-рассылки доллар приносит 42. Преимущества канала в том, что письма не ограничены по количеству знаков, в них можно добавлять изображения, видео, гифки, кнопки, персональные рекомендации. Главный минус email — низкая открываемость».

«Преимущество СМС в том, что оно придет клиенту вне зависимости от того, доступен ли ему интернет. Хотя измерить open rate CMC нельзя, считается, что он приближается к 100%. Не заметить сообщение сложно — некоторые современные смартфоны, например, вибрируют, если есть непрочитанное СМС. А если к смартфону подключены умные часы, информация о сообщении придет и на них. Главный недостаток СМС в их цене».

Из Якутии — в Казахстан: мама четырех детей приехала в Алматы и выучилась на iOS-разработчика

Туйаары Алаас вместе с семьей прилетела в Казахстан из Якутска, уже здесь выучилась на курсах iOS-разработки и нашла работу в стартапе.

«В Астане я была поражена монументальностью города. В первый день на улице у меня в какой-то момент закружилась голова от простора улиц, воздуха и света. После душной и огромной Москвы здесь все было таким воздушным, просторным и бескрайним. Еще мне очень нравится, как традиционные узоры на каждом здании украшают город».

«Сейчас я с головой окунулась в новый мир, постоянно читаю что-то новое, стараюсь посещать ИТ-мероприятия и встречи по мобильной разработке. Открыла для себя много Telegram-каналов, сайтов, сообществ — все это очень круто поддерживает. В Казахстане сфера ИТ очень живая, активная и интересная. Почти каждый день, просто от случайных прохожих слышу о новых ИТ-проектах, стартапах, курсах. Мне кажется, это знак того, что все вокруг движется в правильном направлении».