10 публикаций апреля, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Первое интервью с руководителем Комитета искусственного интеллекта
Дата публикации: 02.05.2023, 09:42

В апреле мы начали важную тему — как люди попадают в ИТ в Казахстане. Будем публиковать разные истории разных людей, которые в том числе перешли в ИТ из других профессий и отраслей экономики.

А еще в прошлом месяце у нас вышло несколько серьезных экспертных колонок, больших репортажей из офисов ИТ-компаний и интервью с интересными людьми.

Подготовили для вас 10 лучших публикаций месяца — вдруг вы что-то из этого пропустили. И не переключайтесь, в мае будет много нового и интересного.

Чему Казахстану стоит поучиться у Израиля. Колонка Бауржана Канкина

Фото — Катерина Малама

Генеральный директор Tech Garden Бауржан Канкин поделился в колонке для Digital Business своими наблюдениями и выводами из поездки в Израиль. Эта страна уже много лет позиционируется на мировом рынке как Start-Up Nation. Имея население в 9,5 млн человек и территорию меньше любой из казахстанских областей, Израиль экспортирует на мировой рынок информационно-телекоммуникационные услуги на сумму более $40 млрд в год. Объем инвестиций, которые привлекли в прошлом году израильские стартапы, составил почти $15 млрд. Объем экзитов со стартапами за 2022 год – $20,6 млрд.

Мы часто говорим, что Казахстану нужен свой «единорог». Первый серьезный успех на мировом технологическом рынке Made in Kazakhstan. После поездки в Израиль я еще больше утвердился во мнении, что такой проект имеет все шансы появится у нас в deep tech, в Индустрии 4.0, а не в «попсовых» темах, вроде очередного мобильного приложения для заказа еды или маркетплейса товаров.

Все-таки потребительский рынок по мировым меркам у нас небольшой. Явно не США и не Китай, чтобы вырастить на нем «единорога». Мы гораздо ближе по масштабам к Израилю.

А вот, что исторически развито в Казахстане и где накоплена серьезная экспертиза, – это горнодобывающая промышленность. Мало в какой стране мира есть столько золоторудных, угольных, урановых, нефтяных, медных и др. месторождений, как у нас. И конкуренция в Индустрии 4.0, например, среди технологических решений для шахт, гораздо меньше, чем на рынке электронной коммерции.

Может быть, это прозвучит очень наивно, но у меня есть мечта. Чтобы мы как нация задались общей целью – давайте все вместе сделаем что-то для страны. Давайте поможем вырасти нашему первому «единорогу» в Индустрии 4.0. Чтобы все аксакалы корпораций-недропользователей собрались на «курултай» и решили содействовать появлению такой большой технологической истории.

У израильтян ведь многое получилось благодаря любви к своей стране и взаимной поддержке друг друга. Так почему бы и нам, казахстанцам, не попробовать?

Из Москвы в Алматы. Разработчик переехал в Казахстан – что его удивило?

Андрей Костюк

Фото — Иван Степанов

Андрей Костюк – руководитель группы разработки в BPC Banking Technologies. Это швейцарская компания с российскими корнями, которая занимается разработкой ПО для банковской сферы. Большую часть сознательной жизни мужчина провел в Москве, однако после начала войны в Украине решил переехать. Буквально в течение двух недель он вместе с женой и двумя сыновьями собрал вещи и отправился в Алматы.

Спустя год жизни в Казахстане Андрей рассказал, почему наша страна лучше всего подошла ему для релокации, как он оценивает уровень развития местного ИТ и что ему здесь больше всего нравится.

С адаптацией помог баскетбол. По приезду в Алматы стал искать площадки, где можно поиграть. Нашел подходящее место в Центральном парке культуры и отдыха. Пришел туда и все люди, от мала до велика, дружелюбно встретили. Летом могли играть до глубокой ночи. Познакомился так с многими классными ребятами. Спорт сильно сближает и позволяет лучше разглядеть все человеческие качества.

Казахстан двигается в правильном направлении. Много крутых вещей для ИТ делает Astana Hub. На мой взгляд, ускорил темпы развития приезд сюда многих российских и международных крупных компаний. Даже если их сотрудники работают на внешние рынки, они все равно активно драйвят местную тусовку. Приток новых мозгов – это всегда хорошо.

Чем удивил офис Freedom Pay: кабинетная система по интересам, чемпионат по настольному теннису и Гарри Поттер

Арина Подафа

Фото — Катерина Малама

Частью Freedom Holding платежный сервис Freedom Pay, который раньше назывался PayBox, стал не так давно. О его приобретении Тимур Турлов заявил в декабре 2021-го, а официально сделку закрыли пару месяцев назад. Сейчас в проекте работает около 220 человек, из которых треть – ИТ-специалисты. В ноябре прошлого года команда перебралась в новый офис, который считается едва ли не самым лучшим среди всех компаний холдинга.

Побывали в офисе Freedom Pay и узнали у HRD компании Арины Подафы, почему здесь принципиально не признают open space и зачем потратили несколько миллионов тенге на перевозку аквариума.

Ко мне однажды пришел сотрудник и говорит: «А можете покупать печенье без маргарина? Он же вреден для здоровья и влияет на IQ». Обошли несколько магазинов в поисках такого. Нашли, скидываю человеку состав. Тот пишет: «Там ведь пальмовое масло! Не годится». С горем пополам, но нашла печенье и без маргарина, и без пальмового масла.

Проводим точечный отбор. Важно, чтобы люди подходили по квалификации, культуре и своей роли в команде. Но специалисту, видящему мир в негативных тонах, точно не к нам. В нашей философии стакан всегда наполовину полон. Понятно, хороший человек – не профессия. Но soft skills важны не меньше, чем hard. Нам нужны люди с горящими глазами, которые заинтересованы в продукте и могут его драйвить.

Из Казахстана на рынок Сингапура? Это реально. Колонка сооснователей Akhter Studios Адмета Акхтера и Шамиля Ахмедова

Шамиль Ахмедов и Адмет Акхтер

Фото — Катерина Малама

Адмет Акхтер и Шамиль Ахмедов за 2 года работы своей продуктовой ИТ-компании на рынке Казахстана поняли важную вещь: основатели бизнеса должны уделять почти все свое время продажам и бизнес-девелопменту. Только так можно поддерживать постоянный приток долгосрочных контрактов и обеспечивать постоянный приток денег, чтобы развивать свою компанию и масштабироваться. Поэтому они поехали на новый иностранный рынок — и уже несколько месяцев строят офис Akhter Studios в Сингапуре.

В колонке для Digital Business рассказали, чем сильна эта страна и что нужно, чтобы попасть на этот рынок.

Чтобы по-настоящему активно развиваться на другом рынке, требуется физическое присутствие кого-то из фаундеров. Либо очень заинтересованный локальный партнер. Генерировать контракты, находясь на расстоянии в тысячах километров в стране без репутации хорошего ИТ-партнера, — занятие неблагодарное и муторное. Учитывая все это, мы решили искать новые рынки развития, чтобы расти дальше. И выбрали Сингапур.

В Сингапуре есть хоть и небольшая, но сплоченная диаспора казахстанцев. Недавно мы праздновали Наурыз, где собралось несколько сотен людей, в том числе из других республик Центральной Азии. Одна из причин, что нас тут мало, – отсутствие прямого авиасообщения. Но это точно не помешает вам попасть в диаспору и получить помощь от сограждан. А в ближайшем будущем обещают открыть рейсы из Алматы в Куала-Лумпур.

Секрет успешной корпкультуры Choco: качественный найм, обучение и праздники

Лейли Ушурова

Фото — Катерина Малама

В казахстанском ИТ-коммьюнити о корпоративной культуре Choco ходят легенды. Люди отмечают, что в компании царит здоровая атмосфера, а сотрудники имеют большую свободу действий и могут безнаказанно высказывать свое недовольство основателям холдинга. Еще в Choco есть множество программ по прокачке профессиональных навыков и личностных качеств, после чего некоторые работники становятся руководителями больших компаний или открывают собственный бизнес.

Поговорили с HRD Choco Лейли Ушуровой и узнали, на чем строится корпоративная культура в холдинге, какую роль в ней играет найм и почему здесь ставят человека выше продукта и прибыли.

Мы ценим индивидуальность каждого человека, но наши сотрудники должны быть на одной волне. К примеру, человек, который не верит в продукт и сеет вокруг один негатив, может навредить. Если с таким сотрудником быстро не попрощаться, то через некоторое время он заразит неверием коллектив и увольнять придется всех. Пройдет пару месяцев и специалисты, которые раньше встречали трудности с воодушевлением, начнут ныть. И тут уже не важно, какой у них грейд и опыт.

В найме никогда не стоит идти на компромиссы. Лучше подождать, но получить подходящего сотрудника, который сделает команду сильнее и эффективнее. Так что советую руководителям всегда держать под рукой план Б: как он будет распределять задачи без нового специалиста, пока мы ищем.

Прокачивал стартапы в России, а теперь будет делать это в Казахстане. Трекер Артем Азевич об уровне местных проектов, погоне за «единорогом» и важности методологии в бизнесе

Артем Азевич

Фото — из личного архива героя

Артем Азевич – сооснователь Акселератора ФРИИ (Фонд развития интернет инициатив – крупнейший венчурный фонд России для ИТ-стартапов) и известный трекер, который поработал с 2+ тысячей бизнесов. В Казахстан он приехал, чтобы стать ведущим третьего потока Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub, а также запустить здесь совместно с технопарком программу обучения трекеров.

В интервью Digital Business Артем порассуждал об уровне местных стартапов, почему Казахстану не стоит зацикливаться на появлении первого «единорога», а также кто может стать трекером и какими качествами он должен обладать.

Трекера можно сравнить с хирургом. Хорошего хирурга определяет количество успешных операций, а трекера – бизнес-кейсов. Называть себя трекером можно только когда ты получил 5 кейсов. А для этого, как правило, необходимо поработать с 10-15 компаниями по 3 месяца. Вход в профессию – год.

Чтобы стать «единорогом», нужно делать компании на международный рынок. В России и, предполагаю, в Казахстане этому мешает два фактора – незнание большинством фаундеров английского языка и сложность выстраивания бизнес-процессов в другой стране. Условно, в США иначе устроен найм, выше зарплаты у специалистов, больше денег требуется на рекламу. Все тяжелее и дороже. Думаю, дело пойдет проще, когда люди натренируются строить бизнесы на своем рынке и выучат язык.

Как помочь адаптироваться в ИТ-компании новому сотруднику? Кейс red_mad_robot Central Asia

Фото — Катерина Малама

Первое время на новой работе — это всегда стресс и неизвестность. Вдруг атмосфера в коллективе окажется хуже, чем в предыдущем? Или в управлении проектами происходит полный хаос. А что, если команда просто тебя не примет? Чтобы сделать адаптацию новичков приятнее и эффективнее, и существует система онбординга. Как выглядит этот процесс, кто в нем участвует и сколько времени он занимает? Практикой поделились HRBP red_mad_robot Central Asia HRBP Ольга Гуринова и CTO компании Александр Куттуков.

Обычно стараемся поставить первый рабочий день новичка на вторник: в понедельник идет планирование недели и все заняты, а промежуток со среды по пятницу не подходит. Хочется, чтобы первая неделя нового «робота» была полной.

В день выхода он встречается с несколькими людьми. Первый человек — это рекрутер, который проводит экскурсию по офису, выдает трудовой договор и технику, показывает план онбординга. Затем новичок знакомится с HRBP, то есть со мной. Я более подробно объясняю внутреннюю кухню компании. Говорим о ценностях. Потом устраиваю встречу с руководителями цифровых практик и с его персональным ментором.

По итогам прохождения онбординга после 3 месяцев формируется индивидуальный план развития (ИПР) на 6 месяцев. Это помогает человеку планировать горизонт своего развития в компании и управлять процессом, достигая как личных, так и профессиональных целей. Ключевая задача инструмента — помочь нашим сотрудникам синхронизировать их цели с целями компании, выстроить корректную траекторию развития и организовать процесс роста через программы менторства, обучения и вовлечения в новые задачи и крутые проекты.

Прогуливал школу, чтобы учить Python. История разработчика, который в 19 лет уже руководит командой

Фото — из личного архива героя

Алтаю Орикбаю из Караганды 19 лет, и он уже 11 месяцев работает Python-разработчиком и специализируется на RPA-разработке в компании «A-Бизнес». А еще руководит небольшой аутстаф-командой C&DC, которая создает продукты для различных платформ. Опубликовали его историю «вхождения в ИТ».

С детства мне нравилось разбирать все на части — от старого радиоприемника до смартфонов. И за это дома меня ругали. Но первая моя работа не была связана с техникой и ИТ: в 13 лет я устроился на аттракционы в центральном парке Караганды: моими обязанностями была уборка за лошадями и катание на них желающих.

За 12 часов работы в день мне платили 2 тысячи тенге, что тогда казалось огромной суммой. Но к 16 годам я стал интересоваться рынком труда в Казахстане и был разочарован: в сравнении с другими странами разница была не только в заработной плате, но и в условиях труда.

Восемнадцатилетнему парню без опыта было довольно сложно найти первую работу в области разработки. Мне сильно помог IT-Hub «Терриконовая долина», где проводилось множество интересных мероприятий — митапы, неконференции и хакатоны. И по результатам одного хакатона мне предложили работу в компании Wooppay на позиции Junior Python разработчика.

Отсутствие контроля, инженерная ДНК и непрерывное обучение. Как работают люди в EPAM Казахстан?

Фото — Катерина Малама

В этом офисе нет ярко разукрашенных стен, красивых постеров или мотивирующих цитат. Нет «плойки» с играми и даже глазированных сырков в холодильнике. Но, тем не менее, сотни, если не тысячи ИТ-специалистов в Казахстане мечтают сюда попасть. Чем привлекателен EPAM и какие люди здесь работают? Об этом рассказал рассказывает Head of People Team в Казахстане и Кыргызстане Денис Поселённый —  читайте и смотрите в нашем репортаже.

Все строится на доверии людям, потому что наши сотрудники – источник успеха компании на протяжении последних 30 лет. Можно, конечно, ввести за правило «фотографию рабочего дня», контроль активности на рабочих компьютерах — да много чего существует. Но это убьет инициативу, и наши сотрудники будут делать ровно то, что им говорят руководители. А такой подход неэффективен.

В EPAM матричная структура, когда у каждого сотрудника есть свой ресурсный менеджер. Он отвечает за развитие общего морального состояния сотрудника: подсказывает, когда человеку пойти в отпуск, рекомендует пройти курсы по софт-скиллам или предотвращению выгорания. А в помощь менеджеру существует TelescopeAI, который ведет статистику и подсвечивает тех людей, кому может понадобиться помощь в ближайшее время. Эта же платформа помогает подобрать подходящего сотрудника внутри компании на новый проект.

Вошли в ИТ и не пожалели. 3 истории казахстанских девушек, сменивших профессию

Недавно Диана, Альбина и Светлана решили поменять свою жизнь — и попали в ИТ-сферу. Забегая наперед, скажем: им это удалось. Сейчас они получают удовольствие от работы, помогая своим командам разработчиков в Jusan Bank и наблюдая, как их решения улучшают опыт миллионов клиентов в Казахстане. Но что предшествовало этому? Насколько трудно было отказаться от предыдущей работы, где все было довольно стабильно и понятно? Как удавалось справиться со стрессом первое время, как проходила адаптация в ИТ-командах? Опубликовали три их истории.

Я попала в ИТ неосознанно. После школы была в потерянном состоянии и не могла определиться с будущей профессией. Единственным на тот момент решением было послушаться совета мамы, которая настояла на выборе факультете компьютерных наук. Первое время в вузе было тяжело: я ведь до этого никогда не занималась программированием и чувствовала, что отстаю от остальных ребят на курсе. Даже завалила первый экзамен по программированию! Я испытывала стресс, почувствовала всю сложность ситуации, но решила сама себя почеленджить: интуитивно понимала, что ИТ — это точно моя стихия, поэтому я старалась как могла. И в итоге получилось.

Знаете, чувство, когда ты как будто бы всю жизнь занимался не тем делом и в итоге нашел, к чему лежит душа! Вот так я ощущала себя на новом месте. Работа скрам-мастера категорически мне подходит. Обожаю общаться с людьми, организовывать мероприятия как внутри команд, так и вне, а также узнавать, что и как они делают, и помогать им становиться эффективнее, лучше. Я испытываю здесь колоссальное удовольствие.