Сооснователь Investbanq Талгат Кантаев: «Прецедент со CTOgram наверняка усилит поток инвестиций в местные проекты»

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 14.06.2023, 09:52
Талгат Кантаев

Талгат Кантаев

Конец мая-начало июня выдались продуктивными для казахстанских стартапов. Сперва ApartX и Kwaaka объявили о привлечении инвестиций в размере $200+ тысяч. Затем стало известно, что проект CTOgram поднял раунд финансирования (серии А) на $1,5 млн от Тимура Турлова. Продолжил инвестиционный марафон CodiPlay, получивший $500 тысяч от Tumar Venture Fund и $1 млн от неназванного бизнес-ангела.

С чем связана подобная активность инвесторов? Будет ли продолжение? Кто еще из казахстанских стартапов в обозримом будущем способен заключить сделку на большой чек? Об этом и не только мы поговорили на венчурном форуме CEVF 2023 (Digital Business выступал генеральным медиапартнером) с Талгатом Кантаевым – сооснователем и финансовым директором сингапурской инвестиционной платформы Investbanq.

Наш спикер

Талгат Кантаев – профессионал в области инвестиций с 10-летним опытом работы в различных секторах, включая управление активами, венчурный капитал, прямые инвестиции, финансовый и инжиниринговый консалтинг. Эксперт в области корпоративных финансов и частных активов.

Талгат Кантаев

«В Казахстане с каждым годом становится больше венчурных инвесторов, которые привыкли работать с большими раундами»

– С чем, на ваш взгляд, связан нынешний всплеск инвестиций в казахстанские проекты?

– Мне кажется, это глобальные тенденции. В прошлом году экономики многих стран переживали кризис. Из-за этого свободных денег для инвестиций в стартапы и технологические компании было не так уж много. Однако ситуация постепенно налаживается. А вместе с ней начинают активизироваться инвесторы, ведь рынок возвращается к нормальному состоянию. Это наблюдается в разных регионах: США, Европе, Юго-Восточной Азии.

Отголоски позитивных сдвигов доходят и до Казахстана. Плюс в нашей стране уже сформировалась определенная когорта технологических компаний, которые запустились несколько лет назад и за это время добились определенных результатов и трекшена. Естественно, их оценки и ценность в глазах инвесторов подросли. Это вызывает интерес, появляется готовность заключать сделки на хорошие чеки. Предполагаю, в обозримом будущем их будет еще больше.

– Насколько сильно вдохновит рынок венчурных инвестиций в Казахстане сделка CTOgram с Тимуром Турловым?

– Многие стартаперы и, наверное, инвесторы тоже давно вдохновлены тем, что делает Тимур Турлов. И сделка со CTOgram скорее всего даст хороший импульс. Подобные истории пока что в Казахстане случаются не так часто.

Талгат Кантаев

Прецедент со CTOgram наверняка усилит поток инвестиций в местные проекты. И в тех, кто уже вышел на зарубежные рынки, и в тех, кто фокусируется на локальном. Думаю, в ближайшем будущем стоит еще ожидать сделки на $1+ млн.

Это могут провернуть стартапы, которые уже сделали рабочий продукт и, возможно, даже генерируют какие-то деньги. Подобные компании на поздней стадии способны поднять чек более одного миллиона долларов .

– У некоторых инвесторов есть мнение, что нашим стартапам сложно поднять больше $2 млн на поздних стадиях внутри Казахстана. Согласны?

– Не могу ни согласиться, ни отрицать. Дело в том, что суммы свыше $2 млн обычно привлекают на более поздних стадиях. Однако в Казахстане не так уж и много технологических компаний дошли до нее. Возможно, условный Smart Satu (B2B- платформа для оптовиков, дистрибьюторов и розничного бизнеса – прим. Digital Business) находится где-то рядом. Остальные еще на довольно ранних стадиях.

Рискну предположить, что $1,5 млн, привлеченные CTOgram, – это первый такой крупный чек в истории казахстанских стартапов. Раньше, видимо, было сложно договориться о больших суммах.

Талгат Кантаев

Однако в ближайшем будущем тенденция поменяется. Во-первых, в Казахстане с каждым годом становится больше венчурных инвесторов, которые привыкли работать с большими раундами. Плюс есть ряд предпринимателей с хорошей материальной базой, имеющих интерес к венчурной индустрии.

Во-вторых, $2 млн, условно, 3-5 лет назад и сейчас – две разные суммы. Сейчас из-за инфляции это не кажется такими уж большими деньгами, которыми страшно рисковать. Поэтому с привлечением больших чеков должно стать попроще.

«Нам стоит брать себе в качестве бенчмарка Сингапур»

– Почти год назад в интервью нашему порталу CEO стартапа Clockster Ержан Рыскалиев отмечал, что в Казахстане мало профессиональных венчурных инвесторов и низкий мультипликатор. На ваш взгляд, ситуация улучшилась?

– Если говорить об инвесторах, то однозначно улучшается. Недавно BYB Capital объявили об открытии фонда, MOST Ventures создал новый на $30 млн. Для фонда ранней стадии это довольно много денег. Если, условно, таких игроков будет 5 или 10, то возможностей поднимать крупные суммы станет больше.

Касательно мультипликатора – спорить нечего. Внутри Казахстана он действительно ниже, чем в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Однако это нормально для развивающихся рынков.

– Когда Казахстан сможет добраться до уровня инвестиционного климата, как в Юго-Восточной Азии?

– Нужно понимать, что в этом регионе больше 10 стран. Далеко не во всех из них есть большой рынок и серьезная активность. Главный локомотив региона – Сингапур. Еще есть Филиппины, где много технологических компаний и стартапов, которые привлекают большие раунды от инвесторов из Японии, Гонконга и того же Сингапура.

Талгат Кантаев

Казахстану стоит брать себе в качестве бенчмарка Сингапур. А сколько нужно время, чтобы его догнать – измерить сложно. Наверняка понадобится пройти несколько циклов, когда вырастут когорты технических компаний, а некоторые из них станут «единорогами» либо сделают полноценные экзиты. Тогда вырастет и сам рынок: увеличится количество инвесторов, придут мировые игроки, вроде Sequoia Capital и других крупных фондов.

– Что нужно делать казахстанским стартапам сейчас, чтобы добиваться большей оценки и, следовательно, больших чеков инвестиций?

– Выходить на иностранные рынки. На какие конкретно, сказать не могу. Каждый должен отталкиваться от своей бизнес-модели и product market fit.

Если говорить с точки зрения развития венчурного кластера, то где-то полтора года назад с удивлением для себя узнал, как активно развивается рынок Восточной Европы. За последние 10 лет объем инвестирования вырос там многократно. Оттуда вышли несколько «единорогов». Мне кажется, если стартап не нашел точек соприкосновения с инвесторами в США и Юго-Восточной Азии, то стоит попробовать себя в Восточной Европе.

– Чем может помочь в привлечении инвестиций Investbanq?

– Вижу потенциально несколько моментов. Мы планируем сделать на нашей платформе доступ к альтернативным частным активам. В том числе к так называемому secondaries. Это рынок акций частных технологических компаний, которые еще не успели провести IPO. Он уже достаточно крупный в США, а также некоторых европейских и азиатских странах.

Допустим, есть технологическая компания с валюэйшн $10 млрд, но она все еще частная. В таких проектах у сотрудников, которые присоединились к нему на ранних стадиях, есть опционы. Но когда они хотят их обналичить, выясняется, что нет прозрачного открытого рынка. Нужно идти к брокеру и ждать 3-6 месяцев, а иногда и дольше, пока все оформится.

CEVF 2023

Наша цель – предоставить компаниям, которые в какой-то момент дорастут до определенных оценок, площадку для подобных сделок. Будем привлекать туда участников из США, Европы, Юго-Восточной Азии.

Также собираемся использовать искусственный интеллект, что ускорит определенные процессы. Например, поможет оптимизировать анализ стартапов для инвесторов.

Наш спикер

Талгат Кантаев – профессионал в области инвестиций с 10-летним опытом работы в различных секторах, включая управление активами, венчурный капитал, прямые инвестиции, финансовый и инжиниринговый консалтинг. Эксперт в области корпоративных финансов и частных активов.

Талгат Кантаев