10 публикаций октября, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 01.11.2022, 13:18
Лучшие публикации октября

В октябре у нас было несколько важных новостей и обновлений на Digital Business. Например, уже на регулярной основе каждый понедельник публикуем подборку анонсов полезных ИТ-ивентов. А в будущем планируем создать полноценную ИТ-афишу. Ввели новую рубрику inside, где будем показывать жизнь офисов ИТ-компаний и ИТ-подразделений изнутри. А также дали трибуну совсем «зеленым» стартаперам — каждый может прислать рассказ о своем проекте в рубрику «Питч».

Ну и, пожалуй, самое значимое нововведение: в октябре совместно с HeadHunter Казахстан мы запустили раздел с ИТ-вакансиями. Что важно — у нас все вакансии с цифрами по зарплате. В ближайшее время планируем развивать это направление и добавим фильтры по специальностям, компаниям, городам.

И, конечно же, наша редакция продолжает каждый день создавать для вас интересные истории, интервью, аналитику.

Собрали для вас подборку из 10 лучших публикаций октября (выбор редакции), которые обязательно стоит прочесть, если  вдруг что-то из этого пропустили.

«Вижу нас «единорогом», который приносит пользу рынку». CEO Citix о суде с акиматом, смартбордах для пешеходов и пути к маркетплейсу

Яна Шойбекова

Яна Шойбекова. Фото — Катерина Малама

На своем сайте Citix представлен как «компания-новатор, создающая инновационные решения для комфортного пребывания человека в городской среде, обеспечивая его актуальной информацией в нужное время и нужном месте». Реализуется это с помощью «умных» смартбордов, в верхней части которых находятся данные о загруженности на дорогах, погоде, расстоянии до перекрестка и другие полезности. В нижней части крутят рекламу — за счет нее проект монетизируется. Однако совсем скоро Citix ждут серьезные изменения. Ведь однажды фокус на продаже места под видеоролики чуть не погубил компанию…

CEO Citix Яна Шойбекова рассказала, как превратить практически обанкротившийся бизнес в перспективный проект и при чем здесь мультик «Том и Джерри», каким образом возможна «уберизация» сферы наружной рекламы и зачем для этого нужны токены.

Изначально планировалось, что государство будет закупать наши смартборды для оптимизации транспортных потоков на дорогах крупных городов. Однако конструкция довольно дорогая, поэтому не получилось убедить власти раскошелиться на подобные штуки. Решили, что нужно монетизировать эту историю с помощью коммерческой рекламы. Но в процессе все настолько увлеклись продажами, что забыли про полезную верхнюю часть. О создании инфраструктуры для сбора данных и каком-то софте больше никто не думал. На смартбордах просто крутили обычные ролики определенное количество раз в сутки, что может делать любой телевизор в мире. Отличались от них только базовыми штуками по управлению контентом: удаленной заливкой и отчетностью, что и сколько раз «крутилось».

Наша глобальная цель на ближайшее будущее – создать некое подобие Kaspi.kz в сфере рекламы. Трансформироваться со временем в полноценный маркетплейс, где представлены разные форматы рекламы и множество игроков. Появление такой платформы серьезно облегчит масштабирование и ускорит «уберизацию». Сможем быстро выходить на другие рынки с помощью чужого «железа», а уже потом устанавливать собственное. Чтобы как на полке в магазине: чем больше товаров, тем интереснее покупателям.

Из Алматы в Кремниевую долину. История казахстанца, который уже 6 лет работает в Google

Шерзат Айтбаев

Шерзат Айтбаев. Фото — из личного архива героя

Шерзат Айтбаев рос в обычной казахстанской семье. Мама – учитель математики в средней школе, папа – инженер-технолог на различных предприятиях. В раннем возрасте точными науками заинтересовался и сам парень. А ближе к поступлению у него появилась мечта – поехать учиться в США. Цель казалась недосягаемой: родители никак не смогли бы финансово потянуть дорогое обучение. Но у жизни были другие планы…

Сейчас Шерзат – senior software engineer в нью-йоркском офисе Google. Он рассказал о том, как школьный факультатив помог ему попасть в Штаты, почему он в студенчестве отказался от оффера из Amazon и как устроена внутренняя кухня Google.

Составил список из 60 компаний, куда отправил свое резюме. Ответ с приглашением пришел только от одной – Amazon. Вначале даже не поверил, потому что все отказывали или игнорировали, а Amazon вдруг решил позвать. Только потом понял, что мне помог курс, связанный с веб-разработкой, который брал в университете. С ребятами делали проект – маркетплейс для продажи ненужных учебников. Саму платформу сделали, но не хватило стараний и сил, чтобы ее запустить. В итоге упомянул об этом в резюме, как об одном из проектов, и рекрутеры заинтересовались.

На мой взгляд, Google не должен считаться пределом мечтаний. Лучше думать шире и смотреть на такие компании, как возможность для развития, знакомства с правильными людьми. И двигаться к следующей цели. Многие «гуглеры» начинают свои стартапы, ведь после работы в Google открывается много дверей в индустрии и появляются классные возможности для карьеры.

«Чем выше зарплата выпускника, а стоимость курса ниже, тем эффективнее ИТ-школа». Как стать участником программы Tech Orda

Абай Абсамет

Абай Абсамет. Фото — Astana Hub

В 2021 году Astana Hub запустил при поддержке МЦРИАП программу финансирования подготовки ИТ-специалистов Tech Orda. Ее главная цель – подготовить к 2025 году дополнительно 20 тысяч айтишников.

Управляющий директор по развитию и экспорту Astana Hub, курирующий в том числе образовательные программы, Абай Абсамет рассказал, какие ИТ-школы могут претендовать на попадание в программу, что им нужно сделать для получения финансирования, как происходит отбор студентов и будут ли им помогать с трудоустройством.

Изначально выдавали их напрямую студентам. Однако теперь решили действовать через школы. Если в прошлом году раздали всего 100 ваучеров, то в этом в бюджет заложили 3 тысячи. Представьте, сколько людей нам пришлось бы профильтровать, чтобы отобрать среди всего потока желающих 3 тысячи. Подумали, что будет проще и рациональнее взять на себя процесс отбора школ, а уже им делегировать набор студентов. Однако на самотек работу со студентами не пускаем. Условия программы выстроены так, что школа замотивирована проводить качественный набор и подготавливать хороших выпускников.

Tech Orda – новая программа для страны. Мы как организация, которая отвечает за развитие ИТ, работаем по Agile (гибкая методология разработки), тестируем гипотезы для сбора обратной связи от всех стейкхолдеров программы, итеративно совершенствую ее.

По нашему плану ежегодно будем увеличивать объем ваучеров. На следующий год рассматривает выдачу не менее 4 тысяч. Поток будет стартовать весной или в начале лета. К 2023 году как раз ставили себе KPI подготовить 7 тысяч специалистов. Мы решили работать по нарастающей, чтобы попутно появлялись новые школы, которые смогут переварить большее количество студентов. Так что, думаю, все получится.

Казахстан становится для айтишников «постсоветской Америкой». Что дальше?

Виталий Волянюк

Виталий Волянюк

Cвоими мыслями после форума Digital Bridge-2022 поделился директор Digital Business Виталий Волянюк. Он считает, что форум, безусловно, удался — были важные месседжи, интересные кейсы и очень много полезного нетворкинга. Но больше всего его впечатлила аудитория: полный зал, много парней и девушек, которые стояли в проходах, сидели на полу, чтобы иметь возможность послушать спикеров и задать им вопросы. Несколько лет назад такое было на выступлениях инфобизнесменов. А сейчас – на серьезном форуме, где обсуждается развитие ИТ и стартапов. Необычно и круто.

В апреле этого года мои казахстанские партнеры прислали мне ссылку на фильм «Hello, World: что происходит с ИT в Казахстане». Между выходом этого фильма и форумом Digital Bridge-2022 прошло меньше полугода. А по ощущениям – я пересматривал фильм в первый день форума – прошло несколько лет. Настолько выросла плотность событий в ИТ Казахстана именно в последние месяцы.

В страну перенесли свои офисы компании-юникорны – Playrix и inDriver. Над открытием регионального хаба в Казахстане работает крупнейшая в мире криптобиржа Binance. ЕPAM планирует увеличить здесь свой центр разработки с 1 тыс. до 10 тыс. сотрудников. Крупный казахстанский разработчик Prime Source совершил M&А сделку с американской FatBrain AI. Стартовал Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. У программы уже есть первые стартапы-выпускники с очень обнадеживающими результатами…

В этих условиях, когда количество событий в ИТ-индустрии Казахстана экспоненциально растет, важно понимать, что наше представление об отрасли сегодня может быть не более, чем «фотографией» вчерашнего или позавчерашнего дня. А то, что, как нам кажется, произойдет в ближайшем будущем, возможно, происходит уже, прямо сейчас.

«В ближайшее время хотим запустить 2-3 продукта-блокбастера». Интервью с СЕO Wooppay

Александр Бондаренко

Александр Бондаренко. Фото — Ева Ким

В этом году карагандинской компании Wooppay – одному из лидеров финтех-индустрии Казахстана – исполняется 10 лет. Во время поездки в Караганду редакция Digital Business записала большое интервью с партнером и CEO Wooppay Александром Бондаренко. В первой части интервью речь шла о том, как компания на старте опередила рынок, но осталась без денег… Про изменение бизнес-модели и выходе на прибыльную работу. Про B2B решения компании и инновационные B2C продукты, которые скоро появятся на рынке. Про культуру инноваций и экспериментов. А также про цели Wooppay на следующие 10 лет.  Во второй часть мы обсуждали систему менеджмента в Wooppay. Как бизнес готовится к кратному масштабированию. А также поговорили про корпоративную культуру, зарплаты и выращивание кадров внутри компании.

Хотя опыта, понимания рынка у команды Wooppay сегодня гораздо больше чем 10 лет назад, мы все равно не знаем наверняка, какие продукты выстрелят. Ни один консультант, ни один эксперт не сможет это точно спрогнозировать. Но когда у тебя в работе 10-15 инновационных продуктов есть большая вероятность, что 2-3 из них станут блокбастерами и выведут компанию на новый уровень.

Поэтому наш R&D, весь топ-менеджмент компании и ключевые специалисты – в постоянном поиске, в постоянном тестировании гипотез.

Думаю, что, запустив новые продукты, мы существенно увеличим выручку, EBITDA и стоимость компании. Считаем, что на горизонте 3-5 лет Wooppay будет стоить не менее $150-200 млн.

А если говорить не только про деньги, нам бы хотелось, чтобы на горизонте 10 лет Wooppay трансформировался в технологическую корпорацию, группу компаний, которая занимается не только финтехом, но и разработками в области искусственного интеллекта, блокчейна, другими актуальными направлениями. Мы хотим развернуть нашу культуру инноваций, постоянных экспериментов на разные предметные области. Это то будущее, которое нас вдохновляет.

Горизонтальная структура у нас складывалась еще на старте компании. Команда основателей была сильная. Строить какие-то иерархии, когда кто-то кому-то подчиняется, когда есть СEO, который дает указания всем, что делать, нам не хотелось ни десять лет назад, ни сейчас. Когда решения в компании принимаются не единолично, а коллегиально, они более сбалансированы. Мы научились слушать друг друга. Благодаря этому лучше понимаем плюсы и минусы разных продуктов и проектов, более комплексно видим риски.

«Если дизайнер просто перекрашивает кнопки, то, скорее всего, у него нет никакой мотивации. И это косяк менеджера». Как product-менеджер может мотивировать членов своей команды?

Олег Лебедев

Олег Лебедев. Фото — Катерина Малама

Олег Лебедев работает на позиции product-менеджера в Kolesa Group больше года. Он ведет проекты для одного из продуктов компании — Market.kz, и управляет командой в 10 человек. Мы пообщались с ним и узнали, как соблюдать дедлайны перед заказчиками, почему важно прояснять понимание задачи у сотрудников и какую песню называют гимном всех product-менеджеров.

Люди должны понимать, зачем они делают ту или иную задачу. Если исполнитель просто перекрашивает кнопки, то, скорее всего, у него не будет никакой мотивации. А если объяснить, что с помощью этого действия мы хотим повлиять на Click Rate и продажи, человек сразу включает изобретательность, ищет какое-то решение и увлекается. Вот эта погруженность мотивирует человека и делает более эффективным. А если у члена команды нет понимания важности собственной задачи, то рано или поздно он может выгореть или разочароваться.

Рабочие ситуации и недопонимания — это норма. И тут должен проявлять себя PM. Менеджеру стоит решать конфликты, а для этого нужно лидерство. Грубо говоря, это способность взаимодействовать с командой, вести людей за собой и принимать решения. Чтобы стать лидером, нужно отвечать за свои слова. Пообещал что-то члену команды — обязательно выполни это. Казалось бы, базовое правило, да? А о нем помнят далеко не все.

Также нужно брать на себя ответственность за весь продукт. Если произошел косяк, тебе не стоит искать виноватых. Вместо этого лучше поищи выходы из ситуации, а работу над ошибками проводи потом. Из-за этого тебя воспринимают как лидера и начинают уважать.

«Перед выходом на внешние рынки нужен успешный кейс в Казахстане». История Edtech-стартапа FocusED, который за год сделал продажи в ОАЭ, Вьетнаме, России и Эстонии

 Бахытжан Жакажанов

Бахытжан Жакажанов. Фото — Никита Авраменко

Поговорили со стартапером Бахытжаном Жакажановым, который привлек 100 тысяч долларов инвестиций еще на этапе разработки MVP будущей образовательной платформы Focus Ed. Меньше чем за год работы фаундер и его команда раскачали свой продукт в Казахстане, сделали первые продажи в ОАЭ, Вьетнаме и Эстонии, а также cмогли попасть в ТОП-15 лучших стартапов Центральной Азии и поучаствовать в первом потоке Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub.

Факапы, конечно были, но уже на стадии запуска продукта. Мы так хотели заявить о себе до начала учебного года, что забыли про custdev: почти не проводили глубинные интервью и не выясняли боли клиентов. Сами придумывали гипотезы и их проверяли. Запустили мобильное приложение, даже не разбираясь в том, есть ли на него спрос. Мы просто шли захватывать рынок с непробиваемой уверенностью в себе.

А потом начался учебный год. Пришел фидбэк от пользователей: людям было интересно зайти и попробовать сервис, но из-за багов в приложении они уходили. Мы допустили зависания до 10 секунд на ключевых кнопках и другие серьезные проблемы с UX. В первые недели был момент, когда лендинг, который мы разработали еще летом, продолжал генерировать заявки, но они не конвертировались в новых пользователей.

Первые деньги пришли только после пивота в начале 2022 года, когда мы начали смещать фокус с B2B-клиентов на B2C. Сделали это, чтобы избавиться от зависимости от конкретных контрактов и договоров: один контракт в B2B-сегменте мог давать нам до 20% общей выручки, и этот факт оттягивает наш фокус. Так мы перестаем развиваться, а вместо этого реагируем на потребности конкретного клиента в конкретное время.

«Мы готовы взять человека, даже если он чего-то не умеет. Главное, чтобы идеально подходил команде». Репортаж из офиса Bereke Bank

Bereke Bank

В офисе Bereke Bank. Фото — Катерина Малама

Сейчас за работу сервисов и продуктов Bereke Bank отвечает внушительная команда из 350 ИТ-специалистов. Но так было не всегда: еще 5 лет назад в банке работало всего 9 разработчиков, а внедрением инноваций занимались сторонние организации. Зачем банк создал ИТ-блок численностью в несколько сотен человек? В каких условиях работают эти люди? Из-за чего HR-специалисты банка могут отказать кандидату уровня синьор+? Обо всем этом наш репортаж из офиса Bereke Bank.

До какого-то момента это было удобно: если у банка появилась потребность в чем-то новом, он просто объявляет тендер и выбирает лучшую компанию по своим критериям. Не нужно собирать команду из редких специалистов, думать, сработаются они все вместе или нет, прорабатывать механизмы их удержания. Все эти риски забирает на себя вендор. Но были и минусы взять то же мобильное приложение. Нам поставили стандартизированное коробочное решение, которое мы полностью переписали уже своей командой в 2021 году. Идем дальше: были проблемы с соблюдением дедлайнов. Причем так происходило не только у нас, но и в других финтех-организациях: в Казахстане было очень сложно найти вендора, который готов отдавать полностью рабочий продукт к дедлайну. Третий момент — банк попадал в зависимость от подрядчика. Ведь в случае, если что-то ломалось, мы тратили много времени на коммуникацию и устранение неполадок с поставщиком. А пока это происходит, у банка появляются недовольные клиенты, снижается уровень лояльности.

Это какой-то стереотип, что банки заливают рынок вакансий деньгами и перебивают все предложения других работодателей. У нас, например, были случаи, когда наши сотрудники уходили работать на аналогичные позиции в стартапы или госсектор, потому что там предлагали в 2-3 раза больше. Также дестабилизирует ситуацию то, что в Казахстане нет единого понимания грейдов. Мидл в аутсорсинговой организации может быть синьором, а синьор в госсекторе сможет претендовать в банке на позицию… джуна. К сожалению, я не могу назвать вам среднюю зарплату по ИТ-блоку, но однозначно скажу, что она средняя по рынку и корректируется в соответствии с исследованиями зарплат в ИТ-сфере Казахстана.

«Будем вкладываться в q-commerce». Сооснователь Glovo Саша Мишо о планах компании в Казахстане

Саша Мишо

Саша Мишо. Фото — Катерина Малама

Во время своего визита в Алматы сооснователь и совладелец Glovo Саша Мишо в эксклюзивном комментарии для Digital Business рассказал, как оценивает работу местного офиса, насколько важен рынок Центральной Азии для Glovo и почему компания готова инвестировать десятки миллионов евро в этот регион.

В перспективе видим Казахстан в качестве главного хаба Glovo в Центральной Азии. Это очень развитая страна в технологическом плане, здесь высокий уровень цифровизации. Мы как компания будем усиленно работать над тем, чтобы привнести свой вклад в цифровизацию Казахстана. Считаю, нас ждет здесь прекрасное будущее.

Одно из направлений, в которое инвестируем в Казахстане, это q-commerce (быстрая доставка – прим. Digital Business). Мы меняем парадигму доставки продуктов из магазинов и вместо 8-10 часов доставляем все самое необходимое за 30 минут. Для этого запустили в Алматы кросс-функциональный центр, где можно заказывать продукты. Из нашего даркстора их привезут в течение 15-20 минут.

Рынок зарплат в ИТ перегрет? Какие шансы у джунов? Что изменит массовая релокация айтишников из России? Вопросы и ответы

Kolesa Conf

Фото — Катерина Малама

Средняя зарплата айтишника в Казахстане уже почти 500 тысяч тенге. И цифры растут. В базе ИТ-вакансий DigitalBusiness хватает предложений со стартом от $5000. Много платить готовы Senior Python Developer и старшим .NET разработчикам. Можно ли сказать, что рынок зарплат близок к стадии перегрева? Какие сейчас перспективы у тех, кто только хочет войти в ИТ? Эти и другие вопросы мы задали HR-специалистам казахстанских компаний.

Компании трансформируются – все чаще внедряются грейды и оплачиваются курсы для развития сотрудников. Спрос на рынке остается высоким, а вместе с ним прогрессирует и уровень разработчиков.

Сейчас идет большой поток кандидатов из России, которые откликаются на вакансии и выходят напрямую на рекрутеров. Но я не могу сказать, что мы в компании рассматриваем их охотнее наших — точно нет. Наоборот, из-за переживаний, что они здесь на время, мы по прежнему отдаем предпочтение нашим ребятам (казахстанским специалистам). По техническим навыкам местные кандидаты ничем не уступают приезжим.