10 публикаций августа, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 31.08.2022, 12:01
10 публикаций августа

Лето — всё. Но по осени все возвращаются из отпусков и бизнес-активность растет. А значит вас на Digital Business ждет еще больше интересных и полезных материалов об ИТ-компаниях, стартапах, цифровизации и предпринимательстве.

За август мы, как и обещали, запустили новый формат — авторские колонки от игроков рынка и экспертов. Колумнистом можете стать и вы — если есть экспертиза, желание поделиться опытом или высказать на актуальные темы, пишите нам – все обсудим.

А ниже — 10 публикаций августа, которые обязательно стоит прочесть, если вдруг что-то пропустили.

Алишер Хасанов: «Хочу сказать всем предпринимателям Казахстана: cкорее забывайте про локальность и открывайтесь миру»

Алишер Хасанов

Алишер Хасанов. Фото — Батыр Аубакиров

Поговорили с консультантом и ведущим Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub Алишером Хасановым — серийным предпринимателем из Узбекистана с опытом запуска продуктов в Европе, России, ОАЭ и Австралии. Алишер рассказал, что может ускорить развитие экосистемы стартапов Казахстана, что должны поменять предприниматели в своем мышлении для выхода на глобальные рынки.

Давайте начистоту. В Казахстане очень низкая оценка компаний. Мультипликатор просто нищий. И если люди в век ИТ хотят заниматься большим бизнесом, нужно как можно раньше забывать про локальность и думать как человек планеты. Это должно происходить уже на стадии формирования идеи. Потому что когда предприниматель придумывает решения и создает процессы, он опирается на культуру потребления и запросы клиентов. Если изначально строить продукт, основываясь на локальных реалиях и запросах, ты уже на старте ограничиваешь свой бизнес принятыми решениями. Поэтому сегодня мой месседж всем предпринимателям Казахстана: «Скорее забывайте про локальность».

Казахстану нужны люди, которые видели путь построения больших компаний и у них есть четкое понимание, как это должно происходить. Это понимание должно быть структурировано в методологию достижения целей. Таких людей очень мало. Это трекеры, менторы, консультанты. Но это сторонние люди, которые не работают в компаниях, а смотрят на них со стороны.

«Единорог» – это не мечта, а базовая цель». Как Solai намерен совершить революцию в логистике

Основатель Solai Санжар Бахтияр

Санжар Бахтияр. Фото — Катерина Малама

Продукт Solai, основанный на искусственном интеллекте, помогает оптимизировать компаниям затраты на «последнюю милю» – заключительный этап в цепочке поставок, когда товар попадает в точку реализации или к конечному потребителю. Несмотря на то, что стартап пока находится на стадии пилотирования, ему уже удалось привлечь $275 тысяч от венчурного фонда MyVentures и $175 тысяч ангельских инвестиций.

Мы пообщались с СЕО Solai Санжаром Бахтияром и узнали, как заманить в начинающий проект ребят уровня Google и Meta, почему нельзя заземлять стартап в Казахстане и сколько сервис способен помочь сэкономить в мировой логистике.

Чем дальше погружаешься в рынок, тем больше фокусируешься на его проблемах. Как сказал мне Николай Давыдов [венчурный инвестор из Кремниевой долины], самая главная ошибка стартапов в Казахстане и России – они думают, что сейчас начнут на местном рынке, захватят его, потом выйдут в соседние страны, а дальше и на весь мир. Однако когда ты занимаешься биздевом в Казахстане, то тонешь здесь и, можно сказать, в небольшом озере дерешься с другими игроками за маленький кусок рынка. В таких условиях выходить на мировые рынки невероятно сложно, потому что твой продукт может не решать тех проблем, которые есть в Европе, США, Индии, Китае и так далее. Требуется все допиливать и превращать свой проект в нечто другое. И тут появляется необходимость закрывать старый бизнес и делать новый стартап, так как иметь две ноги в разных местах сложно – такой шпагат может разорвать.

Если брать США, то при сокращении «костов» на последнюю милю хотя бы на 1% мы сможем высвободить для экономики $16 миллиардов. Но наши данные показывают, что мы способны оптимизировать затраты до 30%. Нам нужно просто дойти до большого игрока, пилотироваться с ним, и тогда вопрос оценки нашего стартапа в $100 миллионов вообще не будет проблемой. При таком развитии событий, думаю, за 3-4 года нам реально стать «единорогом».

«Скамы не платят по счетам». «Богиня трейдинга» из Казахстана строила криптоимперию, но теперь должна $4 миллиона

Диана Васильева крипта Казахстан

Фото — instagram.com/ne.diva

История Дианы Васильевой, которую называли «матерью всей крипты Казахстана», а потом мошенницей и «скамом» (она этого категорически не признает) стала самым читаемым текстом Digital Business в августе. Все начиналось как типичная история успеха, о которых пишут сонеты блогеры из Web3. Все завершилось страшным сном стартапа — пресс-релиз прокуратуры, угрозы, побег из страны, разгромленный офис, колоссальные долги.

Мы начали продавать активы, которыми хеджировались — золото, недвижимость. Я фиксировалась в убыток в трейдинге: минус 50, минус 70 процентов. Все это было снежным комом, который невозможно остановить. В ноябре рухнул BTC и весь рынок за ним. Потом начались отключения майнеров. В офис каждый день приходили люди, угрожали мне, сотрудникам, родным.

Я должна около 4 миллионов долларов примерно 200 людям. Выдала я столько же, даже больше — 5 миллионов. То, что осталось, планирую возвращать. Выписываю гарантийные письма. Есть приватный канал, держу связь с теми, кому должна. Я не из тех людей, кто объявит о банкротстве, развернется и пойдет делать новый проект.

Полностью историю «богини трейдинга» читайте здесь.

Досжан Жусупов: «Казахстан успешно экспортирует нефть и газ. Почему мы не можем экспортировать медтехнологии?»

К концу года диагностическая программа на основе искусственного интеллекта для выявления инсульта от медицинского стартапа Cerebra появится практически в каждом инсультном центре Казахстана. При этом, подчеркивает CEO Cerebra Досжан Жусупов, компания пока не может монетизировать свой продукт. Что мешает Cerebra работать за деньги? Какие планы у проекта по выходу на зарубежные рынки? И когда Cerebra может стать «единорогом»? Расспросили об этом Досжана Жусупова. 

Мы проработали договор дистрибуции с партнерами в Узбекистане и Кыргызстане. По сути, Cerebra их лицензирует и сделает официальными поставщиками продукта. С нашей стороны все готово — осталось только подписать бумаги. Но есть нюанс. Партнеры говорят: «Все работает, есть фидбэк от нейрохирургов, статистика. А что с монетизацией в Казахстане?». Нам нечего ответить, потому что коммерческой истории нет и пока еще не будет.

Обиднее всего, что клиники в Казахстане хотят и готовы платить за софт, но не могут. Поэтому, чтобы сделать следующий шаг и завершить домашний кейс, нам надо изменить все бюрократические процессы.

Сейчас мы делаем фандрайзинг и готовимся к новому раунду инвестиций. И еще до начала переговоров я знаю, что на 99 из 100 встреч я услышу отказ. И выслушаю спокойно, без проблем, эмоций и напряжения. Меня ни капли это не задевает и не удивит. «Нет, вы пришли к нам слишком рано/поздно», «Нет, вы двигаетесь только в Казахстане». Реакция всегда одна — окей, найдется тот, кто будет готов к работе с нами. На каждый уровень риска есть свой покупатель – все зависит от упаковки и подготовленности команды.

«Успех в большинстве случаев – это чистая удача». Как потерять $300 тысяч, но не разочароваться в стартапах

Арман Тосканбаев

Арман Тосканбаев. Фото — Катерина Малама

Серийный предприниматель Арман Тосканбаев – личность в Казахстане довольно известная. Основатель компании United Business Group — занимается выпуском часов торговой марки OTAN, и Marine Health Group (производство пищевых добавок), которая работает на рынках 11 стран. В разные годы – советник акима Карагандинской области, член общественного совета по поддержке малого и среднего бизнеса при партии «Нур Отан» и совета по делам молодежи при Президенте РК.

В 2020 году предприниматель запустил в Узбекистане первый агрегатор курьерских служб MePost. Но, несмотря на вложенные серьезные ресурсы, проект провалился, и в конце 2021 Арман вместе с партнером приостановили по нему активность. О том, как потерять за 2 года $300 тысяч, из-за чего случился факап в Узбекистане, на что обязательно стоит обращать внимание при выходе на новые рынки и почему не нужно бояться ошибок, Арман согласился рассказать в интервью Digital Business.

Когда запустились, нам казалось, что все хорошо. Менеджменту большей части компаний, к которым приходили, нравился наш продукт: 6 из 10 говорили, что все классно, мы готовы с вами работать. А для тех, кто сомневался, предлагали гибкие варианты сотрудничества и делали под них кастомные решения. То есть подстраивались под потребности. Вскоре пошли первые доходы, и мы уже думали, что еще немного времени и все попрет. Тем более, за полгода смогли достичь чуть больше 1 тысячи клиентов в корпоративном секторе. Вроде, все хорошо, но тут обнаружили, что большая часть компаний пользуется сервисом менее 2-3 раз в месяц.

Рынок оказался не готов к продукту. Мы, как выходцы из Казахстана, начали судить об уровне цифровизации Узбекистана по своей стране и думали, что идем с ними в ногу. Однако технологическое отставание соседнего рынка оказалось больше, чем мы ожидали.

Если бы у меня был совет директоров на уровне ИТ-компании Узбекистана, возможно, траектория была бы другой. Мы знаем толковых узбекских ребят, которые делают у себя на родине стартапы, и могли бы попросить у них помощи. Думаю, 1-2 часа времени в месяц-квартал они бы могли уделять. И вот такая сторонняя экспертиза могла стать «холодным душем». А так, почувствовал себя экспертом, потому что из 10 бизнесов, которые выстраивал, 8 выстреливали и приносили прибыль.

Хорошо поспал и принял лекарство — получи токен: казахстанский стартап MedData замахнулся на цифровизацию медицины

Основатель MedData Шейхислам Сахи

Шейхислам Сахи. Фото — Катерина Малама

Во время работы в Казахстане, Италии и других европейских странах нейрохирург Шейхислам Сахи обнаружил, что в силу большой нагрузки врачам тяжело отслеживать динамику выздоровления своих пациентов после того, как те покинули стены медицинского учреждения. Чтобы это исправить, он создал приложение MedData. Мы узнали у Шейхислама, как нейрохирург решился на стартап, почему не побоялся вложить несколько десятков тысяч долларов семейных сбережений и чем его продукт может улучшить современное здравоохранение.

Главная ошибка, которую допускают многие стартаперы: основатель думает, что его продукт идеален и нужен рынку. А потом запускает его и сталкивается с тем, что это никому не нужно. Мы через эти иллюзии прошли. Когда внедряли первую версию MVP, выявили не совсем правильно подобранный функционал. Тот продукт, что имеем сейчас на руках, уже надиктован спросом и CustDev, наработанным в общении с врачами, пациентами и управляющими клиник.

Мы подсчитали, что средняя клиника в некоторых странах Европы, Азии и США ежегодно теряет от 8% до 20% прибыли. Поэтому сейчас учим рынок тому, чтобы пациенты оплачивали услуги онлайн, как поездку в Uber или доставку в Walt. В таком случае проблема серой кассы решается довольно легко, так как оплата проводится через приложение и транзакция видна.

Рост инфлюенс-маркетинга и тренд на локализацию: сооснователь рекламного агентства рассказал о специфике продвижения в Центральной Азии

Дмитрий Григорьев

Дмитрий Григорьев. Фото из личного архива.

В нескольких интервью для DigitalBusiness.kz начинающие и уже более опытные ИТ-предприниматели признавались, что у них есть проблемы с продвижением: хороший и даже уникальный продукт создан, а вот как его раскрутить — вопрос. Мы поговорили об этом с Дмитрием Григорьевым, сооснователем и директором по развитию рекламного агентства Wunder Digital, которое занимается интернет-рекламой в Казахстане и еще четырех странах. Но советами дело не ограничилось: Дмитрий рассказал о полезных для бизнеса диджитал-трендах в рекламе и маркетинге, а также поделился агентским опытом цифровой трансформации.

Раньше говорили «если тебя нет в интернете, то твоего бизнеса не существует». Сегодня уже можно сказать по-другому: «если твой товар не представлен на электронной полке, тебя не существует». Причем продажи в онлайне могут быть мизерными в общем обороте компании, но товар все равно должен быть представлен в интернете. Потому что изменилась модель потребления: прежде, чем что-то купить в офлайне, люди проделывает долгий путь в онлайне, изучая информацию о продукте.

Если это первый MVP, то основатель и идейный вдохновитель стартапа должен сам совершить несколько продаж — потому что лучше него это никто не сделает. И когда он проведет клиента по полному циклу, получит лично обратную связь, что хорошо, а что не работает, только тогда можно будет передать функцию маркетинга и продаж нанятым специалистам.

«Казахстан, вероятно, поспешил, когда объявил целью рост стартапов, а не аутсорс-разработки». Альтернативный взгляд на развитие ИТ-индустрии

Шамиль Ахмедов и Адмет Акхтер

Шамиль Ахмедов и Адмет Акхтер. Фото — Катерина Малама

Что происходит на рынке ИТ-кадров в Казахстане? Почему возникла зарплатная пропасть между корпорациями и небольшими частными компаниями? Почему вузы страны пока не способны готовить много качественных программистов? Своим мнением о ситуации в отрасли – сразу отметим: дискуссионным – в разговоре с Digital Business поделились основатель студии аутсорс-разработки Akhter Studios Адмет Акхтер и сооснователь Шамиль Ахмедов.

Большинство начинающих разработчиков — это либо выходцы из местных вузов, либо ученики онлайн-школ и курсов переподготовки. Практический опыт таких ребят оставляет желать лучшего, и, если быть честными, при приеме на работу их нужно называть стажерами. Но они позиционируют себя как джуны, как-то устраиваются в небольшие компании без четкой системы грейдирования или в организации, где ИТ — не основа бизнеса. Вместо планомерного развития своего статуса в зависимости от полученного опыта очень быстро переименовываются в мидлов, потому что ни одна компания не захочет говорить своим клиентам, что в их штате есть специалисты начального уровня.

Казахстан, кажется, поспешил еще в 2018 году, когда, открыв Astana Hub, объявил главной целью – развитие стартапов и появление единорогов. Это крутая задача, но она будет достигаться очень долго из-за того, что мы перескочили важный этап развития ИТ-отрасли— аутсорс-разработку на экспорт. В стране есть всего несколько компаний, которые работают в таком формате. Хотя в СНГ все начиналось именно с этого.

Если бы в Казахстане изначально начинали с популяризации аутсорсинга, то локальные компании появились бы повсеместно по Казахстану, а не только в крупных городах типа Алматы, Нур-Султана или Караганды. Специалисты спокойно бы развивались у себя дома, получали бы сопоставимые с мегаполисами зарплаты и жили бы счастливо.

«Два ролика обошлись нам в $500 тыс. — и эти деньги были потрачены впустую». 6 советов от Станислава Дубинчика, как бизнесу строить коммуникацию с клиентами

Станислав Дубинчик

Станислав Дубинчик. Фото — Аян Нессипбеков

В 2022 году в Казахстане 11 миллионов человек пользуются сервисом онлайн-объявлений OLX хотя бы раз в месяц. Цифры немаленькие, учитывая, что всего в стране 15 миллионов пользователей интернета. Привлечь и научить пользоваться сервисом такое количество людей было непросто — перед этим команда OLX впустую тратила сотни тысяч долларов на рекламу и училась правильно формулировать потребности клиентов. Cовершенными ошибками и маркетинговыми лайфхаками в своей авторской колонке поделился экс-гендиректор OLX, основатель агентства маркетинговых исследований Станислав Дубинчик.

Мы получили охват нашими роликами около 10 миллионов человек в Казахстане, но это не сделало OLX узнаваемым брендом. Пользователь по-прежнему не знал наш сервис. В тот момент наша команда решила вернуться к стартовой фазе и разобраться, что именно пошло не так. Для этого мы впятером поехали в разные регионы Казахстана и начали говорить с людьми, чтобы понять, о чем они думают.

Собеседники говорили, что не живут в таких больших домах, что никогда не продавали почти новую бензопилу и что не хранят туфли на полках с подсветкой. А в Карагандинской области мы увидели двух парней, которые тащили на санках уголь. Их задача — выжить и прокормить свою семью. А тут мы со своим непонятным сервисом и красивой картинкой в стиле «дорого-богато». Тогда мы поняли: красиво — не значит хорошо. Обычно бизнес начинает делать какой-то визуал и хочет сочную красивую картинку. И это ошибка, потому что большинство людей в Казахстане не живет так, как хочется показать в рекламе. То есть они не узнают в роликах себя.

Человек принимает решения рационально или эмоционально — на этом принципе строятся все маркетинговые коммуникации. Когда бизнес начинает развиваться, стоит делать ставку на рациональное, объяснять базовые вещи и учить людей пользоваться вашим сервисом или продуктом. По мере роста узнаваемости бренда от этого формата можно уходить к эмоциям — и строить коммуникации исключительно на них.

5 базовых инструментов для подготовки успешной презентации

Виталий Волянюк

Виталий Волянюк. Фото — Никита Авраменко

Умение презентовать свои идеи, продукт, бизнес важно для любого руководителя, фаундера. В Казахстане для многих стартапов – это «боль» и точка роста. Хотя хорошая презентация – это не что-то «магическое», требующее особого таланта. Это, прежде всего, технология. Ей может овладеть каждый – надо только выделить на это время, убежден Виталий Волянюк, директор Digital Business, автор курса по эффективным публичным выступлениям. В своей колонке он дает пять инструментов, которые помогут повысить уровень презентаций и начинающим, и уже опытным спикерам.

Попробуйте сформулировать основную мысль вашей будущей презентации максимально емко. В одно-два предложения. Что главное должно остаться в памяти вашей аудитории – инвесторов, клиентов, а, может быть, вашей команды – когда все детали и слайды забудутся, а они точно забудутся. «Что хотел сказать спикер?».

Средневековый английский монах и философ Уильям Оккам оставил нам инструмент, который спустя почти семьсот лет сохраняет свою остроту и актуальность. Его принцип гласит: не следует множить сущее без необходимости. Применительно к презентации – отсекайте бритвой Оккама все лишнее. Всё, что уводит вас от сформулированного ключевого месседжа в сторону. В ненужные ответвления и даже дебри. Рубите их безжалостно.