10 публикаций августа, которые обязательно стоит прочесть
Лето — всё. Но по осени все возвращаются из отпусков и бизнес-активность растет. А значит вас на Digital Business ждет еще больше интересных и полезных материалов об ИТ-компаниях, стартапах, цифровизации и предпринимательстве.
За август мы, как и обещали, запустили новый формат — авторские колонки от игроков рынка и экспертов. Колумнистом можете стать и вы — если есть экспертиза, желание поделиться опытом или высказать на актуальные темы, пишите нам – все обсудим.
А ниже — 10 публикаций августа, которые обязательно стоит прочесть, если вдруг что-то пропустили.
Алишер Хасанов: «Хочу сказать всем предпринимателям Казахстана: cкорее забывайте про локальность и открывайтесь миру»
Поговорили с консультантом и ведущим Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub Алишером Хасановым — серийным предпринимателем из Узбекистана с опытом запуска продуктов в Европе, России, ОАЭ и Австралии. Алишер рассказал, что может ускорить развитие экосистемы стартапов Казахстана, что должны поменять предприниматели в своем мышлении для выхода на глобальные рынки.
«Единорог» – это не мечта, а базовая цель». Как Solai намерен совершить революцию в логистике
Продукт Solai, основанный на искусственном интеллекте, помогает оптимизировать компаниям затраты на «последнюю милю» – заключительный этап в цепочке поставок, когда товар попадает в точку реализации или к конечному потребителю. Несмотря на то, что стартап пока находится на стадии пилотирования, ему уже удалось привлечь $275 тысяч от венчурного фонда MyVentures и $175 тысяч ангельских инвестиций.
Мы пообщались с СЕО Solai Санжаром Бахтияром и узнали, как заманить в начинающий проект ребят уровня Google и Meta, почему нельзя заземлять стартап в Казахстане и сколько сервис способен помочь сэкономить в мировой логистике.
«Скамы не платят по счетам». «Богиня трейдинга» из Казахстана строила криптоимперию, но теперь должна $4 миллиона
История Дианы Васильевой, которую называли «матерью всей крипты Казахстана», а потом мошенницей и «скамом» (она этого категорически не признает) стала самым читаемым текстом Digital Business в августе. Все начиналось как типичная история успеха, о которых пишут сонеты блогеры из Web3. Все завершилось страшным сном стартапа — пресс-релиз прокуратуры, угрозы, побег из страны, разгромленный офис, колоссальные долги.
Полностью историю «богини трейдинга» читайте здесь.
Досжан Жусупов: «Казахстан успешно экспортирует нефть и газ. Почему мы не можем экспортировать медтехнологии?»
К концу года диагностическая программа на основе искусственного интеллекта для выявления инсульта от медицинского стартапа Cerebra появится практически в каждом инсультном центре Казахстана. При этом, подчеркивает CEO Cerebra Досжан Жусупов, компания пока не может монетизировать свой продукт. Что мешает Cerebra работать за деньги? Какие планы у проекта по выходу на зарубежные рынки? И когда Cerebra может стать «единорогом»? Расспросили об этом Досжана Жусупова.
Обиднее всего, что клиники в Казахстане хотят и готовы платить за софт, но не могут. Поэтому, чтобы сделать следующий шаг и завершить домашний кейс, нам надо изменить все бюрократические процессы.
«Успех в большинстве случаев – это чистая удача». Как потерять $300 тысяч, но не разочароваться в стартапах
Серийный предприниматель Арман Тосканбаев – личность в Казахстане довольно известная. Основатель компании United Business Group — занимается выпуском часов торговой марки OTAN, и Marine Health Group (производство пищевых добавок), которая работает на рынках 11 стран. В разные годы – советник акима Карагандинской области, член общественного совета по поддержке малого и среднего бизнеса при партии «Нур Отан» и совета по делам молодежи при Президенте РК.
В 2020 году предприниматель запустил в Узбекистане первый агрегатор курьерских служб MePost. Но, несмотря на вложенные серьезные ресурсы, проект провалился, и в конце 2021 Арман вместе с партнером приостановили по нему активность. О том, как потерять за 2 года $300 тысяч, из-за чего случился факап в Узбекистане, на что обязательно стоит обращать внимание при выходе на новые рынки и почему не нужно бояться ошибок, Арман согласился рассказать в интервью Digital Business.
Хорошо поспал и принял лекарство — получи токен: казахстанский стартап MedData замахнулся на цифровизацию медицины
Во время работы в Казахстане, Италии и других европейских странах нейрохирург Шейхислам Сахи обнаружил, что в силу большой нагрузки врачам тяжело отслеживать динамику выздоровления своих пациентов после того, как те покинули стены медицинского учреждения. Чтобы это исправить, он создал приложение MedData. Мы узнали у Шейхислама, как нейрохирург решился на стартап, почему не побоялся вложить несколько десятков тысяч долларов семейных сбережений и чем его продукт может улучшить современное здравоохранение.
Рост инфлюенс-маркетинга и тренд на локализацию: сооснователь рекламного агентства рассказал о специфике продвижения в Центральной Азии
В нескольких интервью для DigitalBusiness.kz начинающие и уже более опытные ИТ-предприниматели признавались, что у них есть проблемы с продвижением: хороший и даже уникальный продукт создан, а вот как его раскрутить — вопрос. Мы поговорили об этом с Дмитрием Григорьевым, сооснователем и директором по развитию рекламного агентства Wunder Digital, которое занимается интернет-рекламой в Казахстане и еще четырех странах. Но советами дело не ограничилось: Дмитрий рассказал о полезных для бизнеса диджитал-трендах в рекламе и маркетинге, а также поделился агентским опытом цифровой трансформации.
«Казахстан, вероятно, поспешил, когда объявил целью рост стартапов, а не аутсорс-разработки». Альтернативный взгляд на развитие ИТ-индустрии
Что происходит на рынке ИТ-кадров в Казахстане? Почему возникла зарплатная пропасть между корпорациями и небольшими частными компаниями? Почему вузы страны пока не способны готовить много качественных программистов? Своим мнением о ситуации в отрасли – сразу отметим: дискуссионным – в разговоре с Digital Business поделились основатель студии аутсорс-разработки Akhter Studios Адмет Акхтер и сооснователь Шамиль Ахмедов.
«Два ролика обошлись нам в $500 тыс. — и эти деньги были потрачены впустую». 6 советов от Станислава Дубинчика, как бизнесу строить коммуникацию с клиентами
В 2022 году в Казахстане 11 миллионов человек пользуются сервисом онлайн-объявлений OLX хотя бы раз в месяц. Цифры немаленькие, учитывая, что всего в стране 15 миллионов пользователей интернета. Привлечь и научить пользоваться сервисом такое количество людей было непросто — перед этим команда OLX впустую тратила сотни тысяч долларов на рекламу и училась правильно формулировать потребности клиентов. Cовершенными ошибками и маркетинговыми лайфхаками в своей авторской колонке поделился экс-гендиректор OLX, основатель агентства маркетинговых исследований Станислав Дубинчик.
5 базовых инструментов для подготовки успешной презентации
Умение презентовать свои идеи, продукт, бизнес важно для любого руководителя, фаундера. В Казахстане для многих стартапов – это «боль» и точка роста. Хотя хорошая презентация – это не что-то «магическое», требующее особого таланта. Это, прежде всего, технология. Ей может овладеть каждый – надо только выделить на это время, убежден Виталий Волянюк, директор Digital Business, автор курса по эффективным публичным выступлениям. В своей колонке он дает пять инструментов, которые помогут повысить уровень презентаций и начинающим, и уже опытным спикерам.