2023-й получился для казахстанских стартапов насыщенным. Ребята поднимали раунды инвестиций, начиная от нескольких сотен тысяч долларов и заканчивая более серьезными цифрами, как, к примеру, CTOgram и Citix. Одни активно запускались в новых странах, а другие — покидали международные рынки. Кто-то менял бизнес-модели и делал пивоты. Событий было много. О том, насколько продуктивным получился 2023-й год и какие ожидания от 2024-го, нам рассказали фаундеры стартапов YAYA, CodiPlay и Qtap.
«Только за декабрь смогли заработать 10 млн тенге»
Лаура Ералиева, CEO и фаундер YAYA, рассказала, что стартап в 2023 году пережил пивот:
— Не получилось продолжить историю с сервисом по поиску нянь, которым занимались около года. Считаю, что это не масштабируемый и высоко операционный бизнес. В будущем, возможно, возобновим работу в этом направлении. Но это произойдет только в случае построения общей экосистемы бренда.
Из-за этого решились на пивот. Теперь занимаемся единым детским абонементом. За 4 месяца протестировали MVP, запустили платформу, собрали команду, выстроили процесс продаж и привлекли финансирование. Общий объем инвестиций за год составил $50 тыс.
Видим, что нашли product market fit. Подключили 130 детских центров и смогли заработать более 20 млн тенге. При этом только в декабре продали детских абонементов на сумму более 10 млн тенге.
Радует, что удалось собрать команду профессионалов. Нас уже более 20 человек, к проекту присоединились крутые ребята: операционный директор Танирберген Тлегенов, который до нас работал в Parqour и Wooppay, главы коммерческого отдела Алмас Кокумбаев и Аскар Искаков, пришедшие из 1Fit, CTO Константин Куленков, владелец Kulenkov Group.
На 2024-й у нас амбициозные планы. В феврале будет релиз мобильного приложения, весной выходим на рынок Астаны, летом — в другие города Казахстана. Собираемся подключить более 1000 детских центров по всей стране.
Уверены, что сможем генерировать большую выручку с положительной экономикой. Открыты для Smart-инвестиций, которые помогут еще быстрее завоевывать рынок.
«Планируем в этом году увеличить MRR до $1 млн»
Жанадил Талдыбаев, фаундер и CEO CodiPlay, считает, что компания в 2023-м году перевыполнила цели:
— Планировали поднять инвестиции в размере $1,5 млн, а в итоге привлекли $2 млн. Собирались подключить 100 школ только в Казахстане, а удалось договориться еще с 50 в Южной Корее, Узбекистане и Азербайджане. Сейчас более 150 тыс. детей учатся программировать на нашей платформе.
В этом году основным фокусом будет международная экспансия и привлечение инвестиций. Сейчас основательно заходим на рынок MENA. Открываем офисы в Абу-Даби и Эр-Рияде. Будем подключать CodiPlay в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ и Индонезии. С начала января стартуем в Великобритании. Думаем за год охватить за рубежом более 1000 школ.
Сейчас наша ежемесячная прибыль — $280 тыс. Однако планируем в этом году увеличить MRR до $1 млн.
«Начинаем партнерство с UFC, Стэнфордом и Гарвардом»
Мадат Каримов, фаундер Qtap, говорит, что его продукт незапланированно быстро вышел на американский рынок:
— Собирались зайти в США примерно в 2025-2026 годах, но получилось раньше. В сентябре прилетал туда, чтобы посмотреть рынок, разведать обстановку. Получил хороший фидбэк. Думаю, сейчас подходящий момент, когда все наши ресурсы и силы можно переключить на Америку.
Нам нужны были пользователи из Казахстана и трэкшн примерно в 100 млн тенге. Сейчас у нас пользователей около 40 тыс., 200 млн тенге через нас проходит ежемесячно. Посещений в среднем 1 млн в месяц. Pre-seed был закрыт на $560 тыс.
На данный момент я в Америке. Все дела в Казахстане делегировал. Начинаем партнерство с UFC, Стэнфордом и Гарвардом.
Важной для нас была победа в Astana Hub Battle на Digital Bridge-2023. В 2022-м году приезжал туда зрителем и тогда решил, что буду участвовать. В итоге через год забрал чек на $25 тыс. из рук Тимура Турлова.
Виральность продукта — главное достижение года. Популярность пошла волной. Это очень мотивирует.
План на 2024-й год — экспансия на рынке США. Для меня важно увеличить количество пользователей. Хотим закрыть полноценный seed-раунд на американские деньги — на $4 млн с оценкой $25 млн. Собираемся стать здесь настолько конкурентоспособными, чтобы через 1-3 года быть в одном ряду с теми, кого оценивают в десятки млн долларов.