Продал квартиру, чтобы поддержать проект. История основателя платформы Qtap Мадата Каримова

Eng Kaz
Дата публикации: 28.07.2023, 09:38

Мадат Каримов научился зарабатывать первые деньги еще в школе: в 7-м классе совмещал учебу и должность администратора в тренажерном зале. Потом были собственные кафе, производство крафтовой мебели и фотостудия. Все время казахстанец искал для себя большую и масштабируемую предпринимательскую историю. И нашел: уже полтора года Мадат развивает инновационный сервис Qtap, который совмещает в себе соцсеть, маркетплейс и простой конструктор сайта. Подробности — в интервью для Digital Business.

«100 стартап-историй Казахстана» – это совместный проект редакции Digital Business и Astana Hub. В нем публикуются яркие истории казахстанских предпринимателей и ребят – участников программ Astana Hub из других стран, которые создают крутые продукты и сервисы. Мы верим: кто-то этих стартапов обязательно станет «единорогом» и прославит Казахстан на мировом ИТ-рынке. И верим, что опыт разных ребят-предпринимателей, собранный в одном месте, вдохновит аудиторию на новые дерзкие и креативные стартапы. Проект будет выходить на трех языках – казахском, русском, английском – и является полностью бесплатным для наших героев. Если вы хотите тоже стать его частью – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz


Интервью на казахском и английском языках!


«В первое время только 1 сделка из 1000 закрывалась не наличными»

— Мадат, расскажите, на кого вы учились?

— Вы будете удивлены: у меня нет ни высшего, ни среднего специального образования. Я окончил 9 классов в школе, а потом не смог поступить в колледж.

А вообще я работаю с 7-го класса. Тогда учился во вторую смену, а с утра был администратором в тренажерке. Открывал зал в 6 утра, принимал гостей и занимался сам, и после обеда бежал учиться.

— С чего начался ваш предпринимательский путь?

— Перед Qtap было несколько проектов в оффлайне. В 2012 году я с коллегой запустил небольшое кафе. Когда оно заработало и начало приносить деньги, мы захотели внедрить онлайн-платежи. Сами запилили свой сайт, подключились к Pay Box — и делали первые интеграции через их сервис. Правда, онлайн-продаж было мало: условно только 1 сделка из 1000 закрывалась не наличными. То есть эксперимент с внедрением технологий не удался. Но уже тогда мы понимали: пройдет совсем немного времени — и оффлайн-бизнесы можно будет делать лучше с помощью онлайн-технологий.

Кафе, кстати, трансформировалось в небольшую сеть из 4 заведений, которые просуществовали до первой волны коронавируса в 2020 году. Когда началась пандемия, я вышел из бизнеса и занялся крафтовым производством мебели. И здесь тоже столкнулся с тем, что мне, как человеку, который что-то производит, обязательно нужен сайт. Иначе дело будет тяжелее монетизировать.

Причем хотелось не просто сайт как онлайн-витрину. В идеале он должен уже иметь какую-то аудиторию, а еще подключенный сервис онлайн-платежей. Сделать такое владельцу маленького бизнеса, сами понимаете, почти невозможно.

Параллельно с производством мебели я открыл фотостудию, где люди и компании снимали контент для своей аудитории.

— В какой момент пришла идея создать Qtap? И как вы сами для себя определяли ценность будущего продукта?

— Эта идея вызревала долго. Фактически — все время, пока я занимался предпринимательством. Интенсивнее всего я думал над ней с 2019 по 2021 год. Искал большую интересную историю, которую можно легко масштабировать на рынки других стран. К декабрю 2021 года задумка превратилась в нечто конкретное: хотелось создать конструктор сайта с элементами мессенджера, деловой соцсети вроде Linkedin и маркетплейса товаров с внутренним эквайрингом, который со временем перерастет в хороший канал продаж. По задумке, пользователь может создать профиль и по подписке получать все инструменты для электронной коммерции. Такой продукт нужен и для частных лиц, и для крупных брендов. С его помощью можно рассказывать об услугах, продвигать свой бизнес, размещать прайс-листы и анонсы ивентов, продавать товары, билеты, монетизировать контент, собирать агрегаторы приложений, делиться ссылками на фото и видео.

Коробочное решение может закрывать сразу несколько болей:

  1. Экономить деньги на разработку сайта для бизнеса;
  2. Создавать в онлайне целевое комьюнити предпринимателей, блогеров или инфюенсеров (причем для каждой категории оно разное);
  3. Создать децентрализованный маркетплейс с эквайрингом, чтобы зарабатывать больше.

А уже в феврале 2022 года я нашел человека, поверившего в мою идею. Им стал мой хороший друг Альжан Сабралиев, программист. Спустя несколько встреч он согласился на участие в проекте и закрыл весь бэк в разработке. Сейчас он наш CTO и сооснователь Qtap.

«Инновационность Qtap — в том, что мы объединили лучшие стороны мировых сервисов»

— Ваш продукт достаточно сложный. Он сочетает в себе множество разных направлений и сфер бизнеса. В каждой из которых в свое время «сгорел» не один десяток стартапов. Как вы оценивали риски на старте работы над Qtap?

— В классическом понимании да, составляющих в Qtap действительно много. Но с точки зрения нашего предпринимательского опыта это один продукт и одна глобальная боль, которую он закрывает: развивать профессиональный бренд человека и давать ему зарабатывать на своем деле проще, быстрее и дешевле всего.

Поэтому мы с самого начала не видели какого-то деления. Мол, берем одну конкретную часть интерфейса из соцсетей, другую от маркетплейса, третью — от конструктора сайта вроде Tilda. Конечно, понимали, что отчасти повторяем путь всем известных продуктов. Но наша инновационность в том, чтобы объединить лучшие стороны существующих сервисов и сделать так, чтобы они друг друга усиливали.

И вот вам вопрос: считаете ли вы Instagram только соцсетью? Это ведь тоже экосистема со своим мессенджером (Direct) с звонками и возможностью заводить онлайн-витрину.

Что касается рисков: я их никак не оценивал. А просто делал то, что решило конкретно мою потребность. Если честно, даже не проводил проблемных интервью с пользователями. Это уже сейчас, когда мы прошли программу акселерации Investment Readiness Accelerator (IRA) в MOST Hub и получили знания, мы делаем все, что полагается. Именно IRA и привела нас к общению с пользователями и получению обратной связи.

«Швейцарский нож — это лучшее отражение нашей командной философии»

— Ранее вы сказали, что разработка Qtap началась в феврале 2022 года. Сколько времени ушло на создание MVP?

— Работали с февраля по август 2022 года. Это были полгода погружения в код. Но самая интенсивная работа случилась в июле 2022 года, когда мы за 2-3 недели сделали основную часть. Уже в августе начали закрытый релиз платформы и получили первые регистрации на сайте.

— Вы сделали это вдвоем?

— Да, а потом к нам присоединился третий сооснователь Артур Аскарулы. Это известный блогер и отличный спец, который помог нам выстроить стартовую воронку привлечения аудитории.

— Правильно ли понимаю, что с февраля по август вы сами покрывали затраты команды?

— Даже чуть больше — с февраля по ноябрь 2022 года, пока Qtap не стал самоокупаемым. До этого момента проект финансировал я. Но это достаточно громко сказано: еще в начале года мы с Альжаном договорились о том, что он получит в компании долю. Поэтому я единоразово выплатил ему что-то наподобие зарплаты. А дальше платил за все, что нужно для разработки продукта.

В августе, когда мы увидели возможный трекшн, нам пришлось увеличить команду. В Qtap появились специалисты с зарплатами от 1 млн тенге и выше. Поэтому мы с супругой продали квартиру, чтобы не тормозить рост проекта. За все это время я вложил в проект 10 млн тенге личных средств.

— А сколько сейчас человек в команде?

— Пока 9. Но в ближайшее время будет больше: с учетом привлеченных инвестиций нам нужно как можно быстрее ускоряться.

Кстати. С учетом наших скоростей и задач мы ищем только многофункциональных людей. Наш стартап не может позволить себе нанять бэкэнд-разработчика, который будет делать только это. Каждый из нас должен уметь подстраховывать коллег и учиться вникать в их задачи. Мы отразили эту особенность в фирменном корпоративном мерче Qtap: каждый из новых сотрудников получает швейцарский нож с порядковым номером, который соответствует его хронологическому номеру в команде. Нож — это лучшее отражение нашей философии, потому что он имеет 17 функций. Примерно таких людей мы хотим видеть у нас.

«Долгое время Qtap воспринимают как чей-то сайт визитку. Но скоро мы это исправим»

— Как вы раскручивали Qtap и привлекали первых пользователей?

— Первая органика пошла за счет аккаунтов супруги. Она показала возможности Qtap в своем Instagram и других платформ — и дала нам первых 200 органических пользователей. Следующая важная точка — подключение в проект Артура Аскарулы. После того как он стал сам пользователем Qtap, к нам пришли и другие блогеры-миллионники. И с ноября 2022 года пошел более-менее ощутимый трафик. За это время мы собрали около 1 миллиона уникальных посетителей. Сейчас наша среднемесячная активная аудитория — 120 тысяч посетителей. Зарегистрированных пользователей — 29 тысяч.

— Почему такая низкая конверсия?

— Объяснить это очень просто: мы почти нигде не рассказываем о том, что Qtap — это огромная децентрализованная площадка, где каждый пользователь может собирать функционал под его конкретные задачи. Поэтому пока зачастую нас воспринимают как чей-то аккаунт. Например, предприниматель зарегистрировался у нас, создал платформу личного бренда и онлайн-витрину со своем мерчем. И естественно, что она выглядит как крутой сайт-визитка. То есть пока никто толком не знает, что он может сделать так же.

Но мы это исправим уже скоро за счет привлеченных инвестиций. У нас будет большая маркетинговая кампания, которая позволит выйти на новый уровень.

«Наша задача — собрать 150 тысяч активных пользователей и выйти на рынки Азербайджана и Узбекистана»

— После привлечения инвестиций от инвестора Маргулана Сейсембая, бизнес-ангела Бахта Ниязова и фонда MOST Ventures вы сказали, что планируете потратить деньги на увеличение команды и маркетинговую активность. А какой будет следующий шаг? Чего ждать от Qtap в конце 2023-начале 2024 года?

— Наша задача — собрать 150 тысяч ежемесячно активных пользователей в этом году. Чтобы ее решить, мы планируем выйти на рынок Центральной Азии Если сделаем это, то придем к MRR в $70-80 тыс и капитализации в $15 млн. Это вполне реальные цифры.