Март мы в редакции закончили с красивой цифрой — «пробили» планку в 100 тысяч просмотров Digital Business. Спасибо вам, что читаете нас на сайте, лайкаете в Instagram и Telegram и делитесь нашими публикациями со своими друзьями: благодаря этому будем расти и дальше!
А еще в марте вместе с red_mad_robot central asia провели первую встречу Digital Media Club, где обсуждали развитие аутсорсинга и цифрового партнерства, ситуацию с зарплатами в отрасли, развитие ИТ-экспорта. Получилось интересно, планируем продолжать такие дискуссии.
Ну и конечно, в марте было много интересных публикаций — выбрали для вас десять из них. Если вдруг пропустили — обязательно прочитайте.
Гани Узбеков — о выходе S1lkPay в Судан и ОАЭ и том, почему госслужащие в Казахстане не хотят перерабатывать
Гани Узбеков — основатель финтех-стартапа S1lkPay. Его компания позиционируется как «аналог Airbnb для карт», позволяет пользователям делать мгновенные P2P переводы без банковского счета или карты. А еще она ставит цель — привлечь 5 миллионов пользователей и стать миллиардной компанией в течение 3 лет. Зачем S1lkPay переносит головной офис в ОАЭ и на какие рынки делает ставку? Ответы — в интервью Гани для Digital Business.
Мы участвовали в одном из крупнейших финтех-форумов Money 2020 в Лас-Вегасе. Забежали в последний вагон, можно сказать, поэтому получили место на отшибе площадки. Сначала были недовольны, но потом выяснили, что получили лучшую локацию — у туалета и столовой. Там самый хороший трафик участников. Еще продумали классную стратегию по привлечению внимания и раздавали худи от нашего партнера New Balance за каждую регистрацию в приложении. И многие говорили, что им интересен наш проект.
У человека в сутках 24 часа, и он не хочет тратить 8 из них не работу. Каждый из нас желает работать меньше и выжимать из момента максимум, а не думать на перспективу в 5-10 лет. Соответственно, если вы возьмете госслужащих и работников регуляторных органов: у них есть четкий рабочий график и должностные инструкции. И никто из них не особо проявляет инициативу, так как в большинстве случаев, если инициатива будет одобрена, этот же работник в конечном итоге будет ее исполнять дополнительно к своим основным обязанностям. Если все же такие люди появляются, то они либо быстро меняют место работы, либо уходят вверх по карьерной лестнице.
Интервью с основателем сервиса для знакомств в интернете по нормам ислама. Проект оценили в $3 млн!
Hitba — это сервис знакомств для мусульман, которые не хотят нарушать нормы ислама. Приложение разработала команда из 18 человек под руководством фаундера Дулата Муратханова. Он рассказал в интервью, зачем понадобился такой продукт и пользуется ли он спросом.
В исламе есть такое понятие, как общественное обязательство. И если в обществе появляется проблема, то кто-то ее должен решить. Если никто не решает, то виноваты все члены общества. Получается коллективная ответственность. Поэтому мы и взялись за поиски решения. Разработали мобильное приложение, где люди могут найти себе пару, не нарушая канонов шариата.
Сначала был небольшой бум в религиозном комьюнити. Дальше информация о приложении разлетелась по сарафанному радио — и мы начали собирать позитивные отзывы на App Store и Play Market. Трафик и число пользователей росли органически. На данный момент мы имеем 23 тысячи зарегистрированных пользователей. 7,5 тысяч из них активны хотя бы раз в месяц, еще 1,5 тысячи заходят ежедневно. Приложение работает на 3 языках: на английском, казахском и русском. Но 80% юзеров используют русскоязычную версию.
Как сделать систему грейдов для ИТ-сотрудников?
Во время Skilltech HR Event Winter 2023 в Алматы советы по выстраиванию системы грейдирования в ИТ дал сооснователь компании People Consulting Александр Прокопенко. А мы их для вас законспектировали.
Никто не верит в обзоры заработных плат. HR в ИТ еще как-то поддерживают их, пытаются как-то убедить (лиц, принимающих решения — прим Digital Business.). Но ИТ-руководители, хеды говорят, что это ерунда: «Я позвонил, и у меня специалист стоит на 50% дороже». Скажу как эксперт, работающий с этими обзорами постоянно: уже в этом году появились провайдеры, которые предоставляют хорошую, качественную информацию даже в разбивке по стекам разработки. Единственная проблема обзоров — они предоставляются 1 раз в год. Но мы же понимаем, что есть определенный рост за год — в 2023-м ожидаем 30-40%.
Многие повышают зарплаты, когда их просят сотрудники. Как часто бывает: приходит руководитель и говорит, что срочно нужно поднять зарплату в два раза, потому что от меня уходит суперкрутой разработчик. От таких практик нужно уходить и договариваться на старте об общих правилах. Исключения, конечно, есть и будут, но не больше 5% от всех случаев.
«Нужно кормиться в той стране, где хочешь работать». Казахстанец сделал софт для правоохранительных и разведывательных служб США и Великобритании
Элисар Нурмагамбет может похвастаться насыщенной жизнью. После школы алматинец поехал учиться в США, где попробовал 16 специальностей. Затем парень работал в известной пивоваренной компании и пытался запускать стартап на основе ИИ. Однако проект не полетел, но тема Элисара зацепила. В 2019 году он придумал новую историю с нейросетью – систему Consilienz, помогающую выявлять финансовые преступления. В 2021 году стартап трансформировался в компанию Black Ice AI.
Поговорили с Элисаром и узнали, как он из маркетинга пробился в закрытую сферу борьбы с фродом, на какие жертвы нужно идти ради качественного нетворка и чем бывший глава одного из отделов ФБР помог ему при запуске стартапа.
Чтобы попасть туда, где оказался я, люди получают степень магистра юридических наук, затем 10 лет работают в условном ФБР и еще столько же в частной компании. Только потом появляются технологические проекты. Я же рассчитывал на свое упорство.
Есть мнение, что сначала нужно заработать много денег на своем родном рынке, а потом идти в США. Мне кажется, это очень далеко от правды. В Штатах нужно быть американской компанией: присутствовать физически, изучать рынок, общаться с его участниками. В2B, B2G и enterprise работает именно так.
Работа без галстуков, канбан-доска и массажный кабинет. Репортаж из офиса Freedom Mobile
Офис Freedom Mobile находится далеко от центра Алматы, ближе к горам. Отсюда рукой подать до вершины горы Кок-Тобе. На улицах нет пробок, а воздух всегда свеж. Это хорошо заметно, когда смотришь в сторону многоэтажек с 4-го этажа здания компании: четко видна линия, где смог опускается на основную часть города. Посмотрели, как работают в этой компании.
Лаура Кисамеденова, HR-директор компании:
Нам важно, чтобы люди могли говорить все, что думают о процессах, коллегах и работодателе в целом. Не только позитив: каждый сотрудник может рассказать, что его не устраивает и предложить какой-то свой вариант. Потому что наша основная ценность — это свобода в принятии решений и ответственности за них.
Мы принципиально отказались от формата дистанционной работы. Во-первых, считаем, что в офлайне проще и быстрее выстраивать коммуникацию. Во-вторых, если в офисе есть правильная атмосфера, то и задачи выполняются лучше и эффективнее. Freedom Mobile, конечно, не вводит полный запрет на удаленку: если у человека в жизни происходит форс-мажор, он может временно трудиться из дома или еще откуда-то. Но это точно не основной вариант для работы.
«Наш возможный следующий шаг – экспансия на международные рынки». CEO Choco Рядом о планах, важности data driven в доставке и $1 млн стартовых инвестиций
Choco Рядом – сервис доставки продуктов питания за 15 минут. Пока что он работает только в Алматы, где запущено 10 дарксторов. В этом году ребята планируют заходить в Астану, а в скором времени собираются покорять и внешние рынки. Подобная прыть по-настоящему удивляет, когда понимаешь, что еще 2,5 года назад из технологии у проекта был только чат в WhatsApp, а фаундеры сами работали курьерами.
Пообщались с сооснователем и СЕО Choco Рядом Куанышем Аблаевым и узнали, как ему удалось получить сходу $1 миллион инвестиций, сколько стоит запуск одного даркстора и через какой период такой стартап может выйти на самоокупаемость.
Со стороны поставщика мы не сильно отличаемся от магазина у дома. К нам нужно только чаще приезжать. Одна из ключевых метрик бизнеса – наличие товара на складе. Если мы обещаем, что привезем кефир, то он обязательно должен быть в наличии. В противном случае пользователь почувствует себя обманутым и разочаруется в сервисе.
Объем рынка продовольственного ритейла в Казахстане – около 5 триллионов тенге в год. Но доля e-commerce пока что совсем мала. Поэтому появление новых игроков мы воспринимаем с радостью. Это расширяет рынок за счет больших вложений в маркетинг. Посмотрите на сферу доставки еды из ресторанов, которая серьезно расширилась за последние годы. Дальше все будет зависеть от технологий и команды. Мы уверены, что сможем занять свою нишу и быть одними из лидеров на рынке.
«Ты не винтик системы, а движущий механизм». История казахстанца, который помог американскому стартапу получить оценку больше $1 млрд
Фото — из личного архива Данияра Ерденова
С 2021 года Данияр Ерденов работает senior account executive & sales team lead в американской компании Oyster HR, которая занимается удаленным трудоустройством. Сам парень живет в Ванкувере, куда перебрался почти 12 лет назад. Семь из них он работает в корпоративных В2В-продажах на рынке Северной Америки. Уроженец Петропавловска лично заключал сделки по $1 млн с enterprise-компаниями, среди которых была Blue Origin Джеффа Безоса. А еще он приложил руку к успешному выходу Oyster HR на раунд Series C, где проект оценили в $1,2 млрд.
В материале для Digital Business Данияр рассказал, почему решил поехать в Канаду, тяжело ли там трудоустроиться специалисту из Казахстана и как в продажах зарабатывать даже больше, чем в разработке.
Тем, кто собирается работать в продажах в Северной Америке, советую с 2-3 курса университета искать менторов и активно проходить стажировки. Это поможет быстрее трудоустроиться в желаемую компанию. В Канаде, а в США тем более, ожидания от кандидатов даже на базовые позиции очень высоки. Везде требуют work experience. Сидеть и ждать возможностей не стоит. Нужно искать их самому.
Ребятам из Казахстана, которые хотят попасть в компании из Северной Америки, но готовы отважиться, советую не боятся рисковать. Если не воспользоваться возможностью сейчас, то в старости разочарование будет гораздо сильнее, чем в момент возможного провала. Только тогда вы не сможете ничего изменить, а в настоящее время способны влиять на свою судьбу. Если есть энергия и запал – действуйте! Период с 25 по 35 лет – лучшее время для подобных рисков. Не упускайте его. Ведь этот риск может превратиться в одну из лучших историй вашей жизни.
Как проходит нетворкинг айтишников в Алматы? Фоторепортаж
Основательница ИТ-комьюнити Алматы СЕО Kazpost Digital Асем Нургалиева предложила всем желающим встретиться и устроить нетворкинг в ущелье «Горельник». На объявление в Telegram-чате откликнулись backend-разработчики, product-менеджеры, бывшие студенты ИТ-вузов, биржевые трейдеры, представители казахстанских банков и технологических хабов, а еще стартаперы и владельцы работающих бизнесов. Мы опубликовали фоторепортаж о том, как прошел этот необычный нетворкинг.
Асем Нургалиева:
Мы заводим новые знакомства и устраиваем нетворкинг. Связи и контакты — это самое ценное, что может дать такая тусовка. Наше комьюнити существует уже дано, но как мой Community клуб — совсем недавно, и я знаю сотни случаев, когда сообщество помогало решать абсолютно разные задачи — от поиска работы и совершения сделок до открытия совместных проектов и стартапов.
Бросила Google, чтобы другие попали в Google. Алматинка помогает ребятам из Казахстана устроиться в компании Кремниевой долины
Фото — из личного архива Назерке Калидолды
В айтишке Назерке Калидолда с 14 лет. Еще школьницей постоянно выигрывала международные олимпиады по программированию, а позже доходила до полуфинала чемпионата мира. Девушка стала первой казахстанкой, поступившей в школу программирования «42» в Кремниевой долине. А после окончания Назарбаевского университета устроилась software engineer в парижский офис Google. Однако вскоре ушла из компании и занялась стартапами. Сейчас она вместе с другими ребятами из Казахстана делает проект Exponential Program. Эта менторская программа помогает подготовиться к собеседованию в больших технологических компаниях, чтобы получить оффер наверняка.
Назерке рассказала, почему программа изначально была только для девушек, получается ли у них зарабатывать и как удалось создать свою платформу всего за $500.
Но как показала практика, самый эффективный способ – быстро протестировать гипотезу и, если она провальная, забыть ее и двигаться дальше. А мы запустили «сырой» MVP и постоянно его допиливали, выкатывая каждую неделю обновления. Это помогло завоевать лояльность пользователей, однако трекшена не было. Все говорили, что продукт классный, но он толком никому не был нужен. И здесь вскрылась моя проблема, о которой не подозревала. Оказалось, я совсем не умею задавать вопросы. Из-за этого добавляли фичи, которые не приносили ценности. Так L’accent прожил больше, чем нужно.
Миссия всегда будет одной – дать возможность ребятам получить работу их мечты. А как это будет выглядеть технически в дальнейшем – сложно сказать. Мне хочется, чтобы наш проект соответствовал технологическим трендам и помогал людям быть компетентными и конкурентоспособными.
Наталья Роменская: У Казахстана сейчас есть «окно возможностей», чтобы стать крупным криптохабом
В прошлом году на форуме Digital Bridge в Астане была продемонстрирована первая на Евразийском континенте криптофиатная операция: криптобиржа – банк – клиент. Ее реализовали казахстанская биржа Intebix и Евразийский банк. Что произошло с тех пор? Когда такие операции из пилотного режима перейдут в масс-маркет? Как на криптоинициативы в Казахстане влияет кейс FTХ? Чем происходящее сейчас на крипторынке в мире напоминает кризис 2008 года? И почему именно сейчас у Казахстана есть хорошие возможности стать одним из мировых криптохабов с высоким доверием инвесторов. Об этом рассказала в интервью cоветник председателя правления Евразийского банка Наталья Роменская.
Неквалифицированные инвесторы должны понимать, что крипторынок – высоковолатильный, на нем можно как заработать, так и потерять часть своих средств. Это нормальная ситуация, когда за один день стоимость криптовалют может уходить, например, в минус 20%. Если ты не знаешь, как с этим работать, не понимаешь, как эмоционально справиться с такой ситуацией, то последствия и потери могут быть разные.
Как человек с большим опытом в финансовой системе, отработав около 15 лет в банках, я вижу, что с учетом ситуации, которая сейчас складывается в мире, у Казахстана есть серьезное «окно возможностей», чтобы стать крупным криптохабом. И для внутренних инвесторов, и для большого количества внешних. Так как Казахстан – это не оффшорная, не серая зона, а достаточно регулируемая, открытая и прозрачная юрисдикция для операций с криптовалютой.