В прошлом году в казахстанском ИТ-комьюнити разгорелся скандал вокруг Qtap. Тогда Айсулу Касымбекова, экс-супруга CEO и сооснователя проекта Мадата Каримова, заявила, что предприниматель «лжет своим инвесторам» и «тратит инвесторские деньги на личные нужды». Вскоре после этого другие кофаундеры Qtap Айдын Айдынгали (CPO) и Альжан Сабралиев (CTO) сообщили, что «по всем обстоятельствам продолжать работу стало невозможно».
Спустя ровно год, в апреле 2025-го, Айдын рассказал, что «проект заморожен, но на нем не ставят крест». И действительно, не так давно экс-команда Qtap запустила новый продукт Korner – конструктор мультиссылок, где пользователь может рассказать о себе и своем деле. Эдвайзером стартапа стал Бахт Ниязов, который ранее помогал Qtap.
В эксклюзивном интервью для Digital Business СЕО Korner Айдын Айдынгали рассказал, благодаря чему им удалось возобновить работу над новым продуктом, о реакции рынка на подобный шаг и планах на будущее. Также поговорили с фаундером Justart VC Studio Бахтом Ниязовым и управляющим партнером MOST Holding Алимом Хамитовым, которые объяснили, почему верят в успех Korner и как теперь строят взаимоотношения со стартаперами.
Айдын Айдынгали: «У стартаперов очень большая толерантность к неудачным попыткам»
«Korner стал естественным продолжением наших амбиций и идей»
– Айдын, расскажите, как возникла идея с созданием нового продукта на фундаменте Qtap?
– Конец одной истории – всего лишь начало другой. Любые наши прошлые заслуги и достижения следует считать стартовой точкой. С Qtap мы выиграли кучу призов на профильных баттлах, хакатонах. И спустя время продукт не стал менее востребованным. Наоборот, некоторые вещи упростились в силу популяризации ИИ. Поэтому мы не остановились после закрытия: провели работу над ошибками, переосмыслили подходы – и технические, и стратегические. Так пришли к новому, более зрелому продукту.
Айдын Айдынгали. Фото из личного архива
На самом деле, каждый в Qtap вкладывал душу в стартап. Это невероятно сплотило ребят. Поэтому Korner стал естественным продолжением наших амбиций и идей. Все ключевые разработчики и продуктовая команда остались. Также ведем переговоры с прошлыми инвесторами. К слову, сейчас в качестве эдвайзера с нами работает Бахт Ниязов, который помогал еще во времена Qtap.
– Как ИТ-комьюнити отреагировало на ваше возвращение с Korner?
– У стартаперов очень большая толерантность к неудачным попыткам. Провалы или сложности сами по себе не должны становиться причиной заканчивать. За любой историей успеха стоят малоизвестные (или не очень) неудачи, набитые шишки. Но главное – делать выводы, вставать и пробовать еще.
Не буду скрывать: и ко мне персонально после всей истории с Qtap было очень разное отношение у людей. От кого-то получал много поддержки, но были и те, кто не стали разбираться в ситуации. Моя личная репутация могла где-то пострадать, но, думаю, это нормально.
К слову, я рад, что из этой ситуации комьюнити и рынок извлекли уроки и решили создать Этический кодекс венчурной индустрии. Мне кажется, это отличный пример, как стартаперы даже негативный опыт умеют превращать во что-то позитивное.
«Наши амбиции – миллионы зарегистрированных пользователей»
– Расскажите, что собой представляет Korner? Насколько сильно этот продукт отличается от Qtap?
– Это конструктор мультиссылок, где пользователь может рассказать о себе и своем деле, собрать портфолио, визитку, опубликовать контент. На этой же странице есть возможность торговать услугами или товарами, принимать донаты и многое другое. При этом все без единой строчки кода.
Мы начали делать все с нуля: написали новый код, функционально построили все по-другому. Предыдущий опыт позволил не повторять архитектурные и инфраструктурные ошибки.
Также у нас большие планы по интеграции ИИ в ключевой функционал: от генерации страниц по промпту до визуализации идей пользователей и автоматического оформления их уголков. Уже активно экспериментируем с возможностями генеративных моделей и закладываем их в архитектуру. Видим это как следующий уровень развития продукта.
– На какой стадии сейчас находитесь?
– Запустили MVP, подключили эквайринг и открыли регистрацию. На платформе есть несколько сотен пользователей. Наш главный фокус – достижение product market fit. Важно, чтобы рынок принял и полюбил продукт. Пока получаем исключительно позитивную обратную связь.
Уже провели кастдевы с МСБ, мерчантами с маркетплейсов, digital-креаторами и другими. По сути, это наши главные клиенты, которым даем инструмент для продвижения и монетизации. По платной подписке они получают необходимый для этого функционал.
Сейчас платформа доступна на двух языках – английском и русском. Зарегистрироваться можно с любой точки мира. Наша инфраструктура хранится на международных серверах. Вскоре будем подключать международный эквайринг, и тогда границы для нас вообще перестанут существовать.
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Продукт обязательно должен выходить на глобальный рынок, чтобы раскрыть потенциал. Сейчас видим, как крутые стартапы из Казахстана прекрасно себя чувствуют на международной арене. Мы готовы строить глобальную историю. Поэтому будем выходить на рынки других стран. Наши амбиции – миллионы зарегистрированных пользователей.
Также в первом квартале 2026 года хотим открыть раунд инвестиций. После истории с Qtap провели работу над ошибками. И сейчас я понимаю, что с Korner сделаем все гораздо быстрее и на этом точно не остановимся.
Бахт Ниязов: «Подобные кейсы неизбежны для любой ИТ-экосистемы»
«В рамках синдиката вернул все деньги инвесторам»
– Бахт, как вы отреагировали на то, что команда Qtap решила запустить новый продукт?
– Это вызов, а я люблю вызовы. Всегда прекрасно относился к ребятам. В частности к Айдыну – как к лидеру и талантливейшему Product Owner. Поэтому тот recovery, который они сейчас предпринимают, действительно заслуживает как минимум интереса. Внимательно за этим наблюдаю и, безусловно, готов поддержать. Думаю, это будет другая история, пусть и внешне похожая.
Поддержка сообщества, особенно профессионального и инвестиционного, может сыграть важную роль. Она даст команде дополнительную мотивацию и уверенность, а главное – поможет нейтрализовать негатив, который может исходить от недоброжелателей или тех, кто пытается мешать.
– Почему решили стать эдвайзером Korner?
Бахт Ниязов. Фото из личного архива
– Моя философия проста: чтобы быть счастливым человеком, нужно помогать другим. Если вижу, что кто-то нуждается в поддержке, то, как правило, не отказываю. Так получилось и с Korner. Для меня это не вопрос эго и корысти, а жизненная позиция. Я как инвестор на стороне фаундера, особенно если у него есть понятное и искреннее целеполагание.
– Изменился ли ваш подход в работе с фаундерами после истории с Qtap?
– Кейс Qtар высветил многие наши пробелы в работе со стартапами на ранней стадии. Поэтому после этой истории полностью пересмотрели подходы к due diligence и взаимодействию с командами. Стали гораздо тщательнее подходить к формальным аспектам сделки. Оформление прав на продукт – теперь один из ключевых элементов проверки, без компромиссов. Data Room стандартизирован, и мы больше не делаем исключений даже для ранних команд. Верификация traction – проверяем метрики особенно внимательно, учитывая, что были и другие случаи, когда фаундеры вводили инвесторов в заблуждение.
Кроме того, пересмотрел свою личную инвестиционную модель. Ранее активно создавал синдикаты и привлекал ангелов в сделки. Но после Qtар в рамках синдиката вернул все деньги инвесторам (синдикат был $150 тыс., общий раунд – $510 тыс.) и поставил синдикации на паузу. Переосмыслил ответственность инвестора перед теми, кого он приводит в сделки. Никто из моих LP не понес убытков, но для меня стало очевидным, что некоторые процессы необходимо перестроить.
«Для одних – это попытка «легких денег», для других – испытание, с которым они не справляются»
– Считаете ли вы кейсы, подобные Qtap, неизбежными при развитии ИТ-экосистемы? И помогают ли такие истории ей расти?
– На мой взгляд, подобные кейсы неизбежны для любой ИТ-экосистемы. Независимо от уровня зрелости рынка, элементы обмана, злоупотреблений или откровенного мошенничества все равно будут появляться. Для одних – это попытка «легких денег», для других – испытание, с которым они не справляются. Часто у фаундеров даже нет злого умысла, но у каждого есть предел допустимых мечтаний и соблазнов. Когда человек впервые видит перед собой пару сотен тысяч долларов, у некоторых срабатывают внутренние триггеры, и они переступают грань.
Фото: Digital Business
Мы можем сколько угодно говорить о правильных практиках управления, но человеческая психика нестабильна. Венчурная индустрия предполагает высокий риск и доходность, поэтому списания и подобные инциденты всегда заложены в модель.
– Нужно ли придавать таким кейсам публичность?
– Не считаю, что это обязательное условие. В экосистеме есть и другие истории, когда фаундеры кидают инвесторов, но они остаются непубличными, потому что это выбор самих инвесторов. Острой необходимости «выносить на площадь» каждый случай нет.
Но если ситуация уже стала публичной, как произошло с Qtap, то здесь важно извлечь максимум пользы. Это возможность для рынка получить опыт, усилить процессы, улучшить due diligence и тем самым повысить устойчивость экосистемы в целом.
– Насколько вы готовы к кейсу, подобному Qtap, в будущем?
– Можно сколько угодно говорить, что в следующий раз будем готовы. Но если честно, в этом кейсе не дожали. Это не про мою личную жесткость. Важно, чтобы индустрия в целом становилась чище. Виновные должны понести ответственность. Это нормальная практика для любого зрелого рынка.
Фото: Digital Business
Но объективно у инвесторов не было мотивации идти до конца. Это требовало серьезных усилий. Я понимаю, мне самому хочется заниматься только позитивными вещами. Именно поэтому считаю, что подобные истории могут повторяться. Просто не всегда они становятся публичными, как этот случай. Надо доводить такие кейсы до конца. Это важно не только для меня, а для всей венчурной индустрии. Чтобы другим было неповадно.
Алим Хамитов: «Это серьезный урок для всей экосистемы»
«Теперь тщательнее оцениваем личную зрелость, репутацию и стиль управления фаундера»
– Алим, MOST Ventures были одними из инвесторов Qtap. Как вы отнеслись к тому, что команда решила запустить новый продукт Korner?
– Уход проблемного участника и желание остальных продолжить путь – абсолютно нормальная ситуация. Люди, как Айдын, и вся команда стартапа, которые честно работали, не должны быть заложниками одного решения или ошибки в команде.
Важно другое: сделали ли они выводы? Осознали ли, что именно нужно изменить в компании, чтобы не повторить прошлых ошибок? Но уверен, команда знает, куда и как расти. И я, и вся экосистема MOST непрерывно поддерживали стартап и будем это делать далее.
– Уменьшился ли ваш кредит доверия стартаперам после подобного кейса?
– Ситуация с Qtap подсветила то, что и так было базовым принципом MOST: доверие должно подкрепляться системой. Мы всегда проводили строгий due diligence, разбирали юнит-экономику, проверяли рост, качество продукта, команду.
Алим Хамитов. Фото: Digital Business
Но теперь мы уделяем еще больше внимания качеству лидерства и системам контроля. Тщательнее оцениваем личную зрелость, репутацию, стиль управления фаундера. Команда глубже проводит процессы мониторинга уже после инвестиций. Уделяем больше внимания внутренним процессам стартапа, чтобы понять, кто принимает решения, как устроены финансы, насколько прозрачны коммуникации.
При этом кредит доверия к фаундерам не уменьшился. По-прежнему верим в предпринимателей, в их порядочность и способность строить продукты. Но теперь эта вера сопровождается более жесткими инструментами контроля. Ошибки неизбежны, но нам как фонду важно, чтобы после них команды делали выводы. И мы видим, что у Korner это получилось.
«Недобросовестные основатели были и будут – это реальность быстрорастущих рынков»
– Ваш главный вывод после истории с Qtap?
– Это серьезный урок для всей экосистемы. Такие истории – часть взросления рынка Центральной Азии. На старте у компании были хорошие показатели: рост, понятный продукт, traction, реальные клиенты. С финансовой точки зрения проект выглядел хорошо – цифры подтверждали историю, и по динамике действительно могли масштабироваться. Тщательно анализировали модель, юнит-экономику, темпы роста и на тот момент все сошлось.
Фото из личного архива
Но недобросовестные люди были и будут – это реальность быстрорастущих рынков. Вопрос не в том, как полностью исключить такие риски, а как быстрее выявлять красные флаги, строить систему контроля и не закрывать глаза, когда что-то идет не так.
Когда экосистема молодая и развивается стремительными темпами, как наша, ошибки совершаются, и иногда становятся публичными. Это не проблема, а скорее процесс взросления. Важно не то, что такие кейсы появляются, а то, какую работу рынок проделывает после них. Если они позволяют улучшить стандарты, научить фаундеров и инвесторов ответственности, значит, что-то позитивное из этой истории и вышло.
– Нужно ли предавать огласке такие истории?
– Считаю, что такие кейсы должны быть публичными ровно в той степени, в какой это помогает экосистеме чему-то научиться. На венчурном рынке прозрачность критична. Но при этом публичность не должна превращаться в охоту на ведьм. С точки зрения развития ИТ-рынка Центральной Азии важно обсуждать кейсы честно и профессионально.
– После истории с Qtap в Казахстане появился Этический кодекс венчурной индустрии. Как вы оцениваете его KPI?
Фото из личного архива
– Кодекс добровольный. И его смысл не в санкциях, а в том, что рынок публично взял на себя обязательство работать по прозрачным стандартам. Будет ли комьюнити его придерживаться? Я считаю, что да. Уже сейчас вижу это в практике. Возможно, для кого-то это лишь формальность, но MOST подписал кодекс осознанно, чтобы предотвращать кейсы, подобные Qtap.