В последнее время в бизнес-среде все чаще говорят о ESG. Эта аббревиатура расшифровывается как Environmental, Social, Governance или «Экологическое, социальное и корпоративное управление». Она охватывает сразу несколько аспектов деятельности компании: от снижения углеродного следа до вопросов справедливой оплаты труда и корпоративной прозрачности.
Почему эти принципы нельзя игнорировать? Как их внедрение помогает привлекать клиентов, талантливых сотрудников и формировать позитивный имидж бренда? Какие барьеры возникают на пути к «зеленой» трансформации? Об этом и не только рассказала вице-президент, руководитель программ по развитию лидерства, разнообразию, инклюзии и ESG в EPAM Кейт Преткель.
«Компании всегда оценивают соответствие своих подрядчиков и клиентов ESG-стандартам»
– Для многих людей ESG – это история про раздельный сбор мусора и субботники по высадке деревьев. Но это лишь малая часть понятия. ESG-стандарты помогают оценивать, насколько ответственно компания относится к построению бизнеса: понимает ли она свое влияние на внешнюю среду, как серьезно подходит к реализации программ, уменьшающих негативное воздействие на общество и природу.
Офис EPAM в Казахстане. Фото: Digital Business
Что касается E-компоненты, здесь мы говорим об оценке экологической эффективности. Например, соблюдение требований по подсчету выбросов парниковых газов. Такие конкретные шаги помогают повысить прозрачность для деятельности компании в этой области и бороться с практикой «зеленого камуфляжа» (форма экологического маркетинга, цель которого — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете – прим. Digital Business).
S-компонент предполагает оценку социальной ответственности компании: соблюдение законов о трудоустройстве, поддержку местных специализированных сообществ, а также инклюзивных или образовательных программ и другие направления, где бизнес выполняет свои обязательства перед социумом.
В рамках G-компоненты оценивается уровень корпоративного управления: насколько прозрачно принимаются решения, какие этические кодексы есть в компании и т.д. Я часто встречаюсь с советом директоров EPAM, и мы обсуждаем приоритеты, направления и результаты ESG-стратегии компании. Эта отчетность важна для наших инвесторов, которым мы рассказываем о том, как EPAM выстраивает внутренние процессы и реагирует на риски, связанные с ESG.
Офис EPAM Kazakhstan
Зачем это нужно? ESG-стандарты влияют не только на одну компанию, они запускают процесс по всей цепочке партнеров. С их помощью можно оценить соответствие своих подрядчиков и клиентов стандартам, что создает накопительный эффект.
Принципы ESG тесно связаны с Целями устойчивого развития ООН, соблюдение которых обязательно для международных корпораций. Крупные компании, включая EPAM, предоставляют отчеты о том, как их деятельность влияет на различные аспекты 17 целей. В Казахстане такие вопросы чаще всего связаны с энергетическим сектором, который играет значимую роль в экономике.
Цели устойчивого развития ООН
В последние годы отношение к ESG постепенно улучшается. Во многом это связано с тем, что руководители и сотрудники начали лучше понимать, насколько эти темы важны. Многие лидеры, поддерживающие экологические и социальные инициативы, в своих выступлениях подчеркивают их значимость. В то же время система отчетности и обязательств организована так, чтобы стимулировать различные организации обращать внимание на это направление. Например, сотрудничество с немецкими компаниями требует обязательного соблюдения ESG-стандартов.
«Позитивные социальные и экологические инициативы становится конкурентным преимуществом»
– Если не внедрять ESG, бизнес может столкнуться с двумя ключевыми рисками:
- Потерей клиентов. Компании, особенно европейские, активно оценивают подрядчиков по их ESG-показателям. Они все чаще отдают предпочтение партнерам, разделяющим их ценности и реализующим позитивные социальные и экологические инициативы.
- Трудностями с наймом талантов. Сотрудники, особенно молодое поколение, хотят работать в компаниях, которые не только соответствуют их ценностям, но и демонстрируют ответственность. Участие в ESG-программах повышает лояльность работников и делает компанию привлекательнее на рынке труда.
Сейчас ESG становится не только моральной и социальной необходимостью, но и важным конкурентным преимуществом. Компании, активно развивающие данные инициативы, получают больше клиентов и укрепляют свой имидж на рынке.
Влияние ESG-инициатив больше связано с изменением жизни людей, и это трудно выразить количественно. К примеру, программы, запущенные сегодня, могут повлиять на социальные и экономические институты лишь через 5–10 лет.
Однако оценить эффективность ESG-программ можно. Это помогают сделать рейтинговые агентства EcoVadis и CDP. Первая предоставляет комплексную оценку по всем аспектам устойчивого развития, вторая фокусируется на экологической составляющей. Эти рейтинги часто запрашиваются клиентами и партнерами. Также в 2024 году была запущена европейская система отчетности CSRD. Это первый детализированный фреймворк для прозрачного отслеживания ESG-инициатив.
В некоторых странах, в том числе в Казахстане, пока нет стандартизированных фреймворков для оценки эффективности социальных программ. Поэтому компании разрабатывают собственные метрики, ориентируясь на цели конкретных инициатив. В таких случаях они смотрят на охват аудитории, отзывы, укрепление бренда работодателя, вовлеченность местных сообществ и другие показатели.
В ЕРАМ Kazakhstan реализуется целый ряд ESG-программ. Чаще всего мы взаимодействуем с локальными организациями и привносим в их инициативы свою ИТ-экспертизу: обучаем навыкам либо помогаем с разработкой ИТ-продуктов. Например, сотрудничаем с центром iTeachMe и участвуем в их проектах, которые поддерживают людей с инвалидностью в изучении ИТ и помогают им в последующем быть более конкурентоспособными на рынке труда. Внутри компании такие программы объединяются в раздел «Tech4Good». В их числе создание чат-бота «Розовая ЗаБОТа», который отвечает на вопросы о раке молочной железы. Это был совместный проект EPAM, фонда «Вместе против рака» и Avon Central Asia. Такое сотрудничество и полезные проекты появляются благодаря волонтерам компании, которым важно и интересно использовать свои знания для развития значимых инициатив. За координацию ESG-направления в Казахстане отвечает Дмитрий Пак.
Дмитрий Пак. Фото: Катерина Малама
Также немаловажная часть – экологическая сертификация офисов. Например, офис EPAM Kazakhstan стал первым среди всех филиалов компании, кто получил сертификацию ISO 14001 (документ, который подтверждает то, что на предприятии внедрена система экологического менеджмента (СЭМ) – прим. Digital Business). Это не формальная процедура, а набор принципов, по которым организована работа нашего офиса. Так, наша команда Facility Management регулярно проводит аудит, оценивая использование энергосберегающих источников. Также это касается экологических инициатив: сбор и переработка батареек, сокращение офисных отходов, а также другие акции по охране окружающей среды.
«При внедрении ESG сосредоточьтесь на проблемах своей сферы»
– В странах Центральной Азии ESG пока только начинает развиваться. Если ориентироваться на глобальные практики, то лидером в разработке фреймворков является Евросоюз. Однако государства ЕС с разной скоростью развивают ESG. Например, Испания огромное внимание уделяет вопросам гендерного равенства и инклюзии. Именно офис EPAM в Испании один из первых подавал нефинансовые отчеты о гендерном составе компании и количестве трудоустроенных сотрудников с инвалидностью. Также хороший пример подает Германия, которая одной из первых внедряет стандарты на государственном уровне. Скорее всего, она окажет наибольшее влияние на развитие ESG в Казахстане, ведь здесь работают более 700 немецких компаний. К тому же, в прошлом году в Казахстан приезжал Олаф Шольц с немецкой делегацией, и одна из встреч была посвящена ESG.
Что касается США, то страна пока далека от золотого стандарта из-за политизированности регулирования. Выход из Парижского соглашения отодвигает Штаты еще на шаг назад в данном вопросе.
Компании, которая хочет внедрить ESG-принципы у себя, в первую очередь стоит определить приоритеты и ценности внутри команды. Какие вопросы особенно важны для коллектива? Это помогает работать именно те программам, которые имеют личную значимость для руководства и сотрудников, а значит – отдача от них будет большей. Затем:
- Проанализируйте влияние бизнеса. Как ваша деятельность сказывается на обществе и окружающей среде? Подумайте, какие аспекты можно улучшить, чтобы минимизировать негативное воздействие и усилить позитивное.
- Развивайте миссию компании. Она должна быть сочетанием ценностей руководства и того воздействия, которое ваш продукт или услуга могут принести.
- Подумайте о масштабировании. Важно учитывать, как ваши ESG-инициативы могут развиваться вместе с бизнесом.
При внедрении ESG лучше сосредоточится на проблемах своей сферы. Для бизнеса, связанного с образованием, приоритетом может стать улучшение доступа к знаниям для малообеспеченных групп. Для энергетических компаний важно минимизировать вред окружающей среде, а технологические стартапы могут работать над решениями для сбора и анализа данных для отчетности по ESG.
Также стартапы могут использовать ESG не только для улучшения внутренней работы, но и для продвижения. Если ваша деятельность перекликается с одной из целей устойчивого развития, это может стать отличным маркетинговым инструментом. Также существует растущий спрос на data-driven решения в области ESG – это создает возможности для проектов, работающих с аналитикой и отчетностью.