По данным Speedtest Global Index, который публикует компания Ookla, средняя скорость мобильного интернета в Казахстане в апреле 2024 года составила 43,62 Мбит/с. Это 66 место среди 144 стран. Можно говорить, что в общемировом рейтинге мы крепкие середняки. Однако отражают ли эти данные реальную картину с мобильным интернетом в Казахстане? Можно ли сказать, что у нас все хорошо или плохо с качеством связи? Какие причины привели к той «интернетной» реальности, в которой мы сейчас живем? Что необходимо делать мобильным операторам, государству, обществу для улучшения ситуации? Эти и другие вопросы мы обсудили с президентом Интернет Ассоциации Казахстана Шавкатом Сабировым.
Кратко. О чем пойдет речь?
- «Чтобы хоть как-то оценить мобильный интернет в Казахстане, нужна объективная общественная негосударственная оценка качества услуг связи: постоянно и тысячами замеров в сутки. Но это невыгодно, к сожалению, ни операторам связи, ни уполномоченному органу». Шавкат объясняет, почему сегодня нельзя точно сказать, как в Казахстане обстоят дела с Интернетом.
- «Китайские мобильные операторы давно предлагают 5G. Дают 256 Гб трафика и тысячи минут на звонки во все сети за 2,5 тысячи тенге в эквиваленте в месяц. У нас за 5-6 тысяч тенге предоставляют поштучно гигабайты и 60 минут для звонков». Сравниваем уровень мобильного интернета в Китае и Казахстане.
- «Мобильные операторы стали забывать об уставной деятельности – предоставлении качественных услуг связи абонентам. Вместо этого они ринулись зарабатывать деньги: запускают платежные сервисы, занимаются интернет-телевидением, создают развлекательные приложения. В этом, конечно, нет ничего плохого, при условии, что их клиенты без проблем получают связь и мобильный интернет с хорошей скоростью». Собеседник объясняет, с чем, на его взгляд, связаны проблемы с Интернетом.
- «В Казахстане можно и нужно развивать инфраструктуру, обновлять оборудование, закупать новое, создать тарифные планы на выгодных для клиентов условиях. Пока же мы только постоянно получаем уведомления об увеличении цены». Что необходимо делать мобильным операторам для улучшения качества Интернета.
- «Нужно отказаться от госмонополии отрасли. Сегодня, на мой взгляд, наше законодательство в части связи не просто жесткое, а жестокое. Все основные услуги за несколько лет «перешли» в госмонополию. Причем переток продолжается и, похоже, не собирается останавливаться». Какие шаги со стороны государства могут стимулировать развитие отрасли и качество услуг.
Сегодня нельзя точно оценить качество мобильного интернета, потому что у нас нет полных данных
«Право «проверки качества услуг связи» в Казахстане является государственной монополией, как будто мы водкой собрались торговать»
– На ваш взгляд, как сейчас обстоят дела с качеством мобильного интернета в Казахстане? Действительно ли все так плохо, как считают многие казахстанцы, или ситуация слишком драматизируется?
– Я не могу ответить на этот вопрос. Ключевая проблема в том, что у нас долгое время не было критериев оценки качества Интернета. Поэтому показатели «хорошо», «нормально» или «плохо» мы не будем использовать.
Помните с детства, когда родители каждый год подводили нас к дверному косяку и карандашиком ставили отметку, благодаря чему было видно, как мы росли? Точно также должно быть с качеством мобильного интернета, да и всей связью в целом: нам нужен такой дверной «косяк» с отметками, измерениями. Мы просто не знаем, что было вчера, 5, 10, 15 лет назад. Можно только рассуждать категориями «ну, наверное, было ничего».
У нас нет общественной независимой оценки технических параметров, из-за чего сложно сказать, хорошо ли все в Казахстане с мобильным интернетом или нет. И это неудивительно, ведь право «проверки качества услуг связи» в Казахстане является государственной монополией, как будто мы водкой собрались торговать.
– Но при этом есть Speedtest, который раз в месяц дает данные по средней скорости интернета (как мобильного, так и фиксированного) в Казахстане, и даже отдельно по Алматы и Астане.
– Это средняя температура по больнице, которая ничего не отражает. Ведь, условно, тысяча человек могли делать замеры хаотично: без учета времени суток, дня недели и т.д.
Чтобы хоть как-то оценить мобильный интернет в Казахстане, нужна объективная общественная негосударственная оценка качества услуг связи: постоянно и тысячами замеров в сутки. Но это невыгодно, к сожалению, ни операторам связи, ни уполномоченному органу.
«Китайские мобильные операторы давно предлагают 5G. Дают 256 Гб трафика и тысячи минут на звонки во все сети за 2,5 тысячи тенге в месяц в эквиваленте»
– А можно ли оценить качество мобильного интернета по другому показателю – потребляемому объему трафика? По данным GSMA Intelligence на конец 2022 года, среднемировое потребление мобильного трафика составляло 12 Гб в месяц на абонента, а у нас – 17,2 Гб. Если бы с Интернетом было все так плохо, как говорят, то у казахстанцев бы не получалось использовать столько трафика.
– На мой взгляд, для Казахстана 17 Гб трафика – это очень мало. Объясню почему. У нас, в отличие от большинства других стран, высокий уровень цифровизации: многие государственные услуги, банковские сервисы доступны онлайн. Люди активно продают и покупают в Интернете. Казахстанцы смотрят много видео – это всегда самый «тяжелый» контент.
Но эти показатели не свидетельствуют о том, что у нас все в порядке с мобильным интернетом. Ведь при таком развитии цифровых технологий уровень потребляемого трафика должен быть намного выше среднего. Посмотрите, для сравнения, на другие страны, где потребляют трафика в разы больше, чем мы. Так происходит, потому что там есть возможности, созданы все технические условия.
Китайские мобильные операторы давно предлагают 5G. Дают 256 Гб трафика и тысячи минут на звонки во все сети за 2,5 тысячи тенге в месяц в эквиваленте. У нас за 5-6 тысяч тенге предоставляют поштучно гигабайты и 60 минут для звонков. Невероятный разрыв. При этом мы помним Китай в начале 1990-х, который был далек от развитой страны. За 30 лет они ушли вперед, а мы вот так «поштучно» пытаемся развивать отрасль.
Что необходимо делать для улучшения качества связи
«Начинать инвестировать надо было еще 5-6 лет назад, а не в 2021-2022»
– На ваш взгляд, какие действия должны предпринять мобильные операторы, чтобы у казахстанцев была возможность без особых проблем использовать столько же трафика, сколько, допустим, в том же Китае?
– Необходимо, прежде всего, заняться уставной деятельностью. Менять оборудование, которое уже устарело, нужно планомерно и системно. Время идет, появляются новые и более эффективные технологии для передачи данных, однако операторы и государство, на мой взгляд, прозевали момент с своевременным обновлением.
– Мобильные операторы говорят, что их расходы на возведение инфраструктуры, в том числе базовых станций, растут. Считаете, недостаточно?
– Я как-то на одном совещании по связи прямым текстом сказал представителям мобильных операторов: «Поздно пить Боржоми, когда почки отказали». Начинать инвестировать надо было еще 5-6 лет назад, а не в 2021-2022. Напомню, что тот же 5G, по крайней мере в Алматы и Астане, нам обещают с 2018 года. Уже 6 лет прошло, а «телега» и ныне там.
Раньше мы отставали от других стран на 3-4 года, а сейчас разрыв уже 10-12 лет. Сегодня новые технологии 5G+ и 6G открывают совсем другие возможности передачи данных, но мы еще даже не получили 5G.
Хотя похоже, что и 5G нам рановато внедрять. Обычную связь надо привести в порядок. Для примера, Tele2 в самом центре Алматы работает с перебоями.
Читайте также: Кто быстрее? Проверили скорость мобильного интернета от Beeline, Tele2 и Kcell в Алматы
«Мобильные операторы стали забывать об уставной деятельности – предоставлении качественных услуг связи. Вместо этого они ринулись зарабатывать деньги на платежных операциях»
– Если говорить о крупных городах Казахстана (Алматы и Астане), то периодически мобильные операторы сталкиваются с радиофобией. Когда, условно, они не могут установить базовую станцию, потому что часть людей категорически против. Насколько эта проблема может влиять на качество связи?
– Проблема радиофобии, безусловно, существует: и в Казахстане, и в других странах. Но у нас ее чересчур преувеличивают. Просто цифры: при 20 миллионах населения (это включая маленьких детей и глубоко пожилых людей) в Казахстане сегодня 26 миллионов активных сим-карт. То есть, исходя из этих данных, можно говорить, что радиофобия есть в незначительных количествах.
В нашем случае радиофобия решается путем переговоров. Как правило, против установок базовых станций выступает пару жильцов на весь район. Вариантов, как можно искать компромиссы, довольно много. Просто нужно работать. Насколько мне известно, то объединения собственников имущества (ОСИ) с удовольствием заключают договора с оплатой за установку и использование базовых станций.
Проблема в другом. Мобильные операторы, по моему мнению, стали забывать об уставной деятельности – предоставлении качественных услуг связи абонентам. Вместо этого они ринулись зарабатывать деньги: запускают платежные сервисы, занимаются интернет-телевидением, создают развлекательные приложения. В этом, конечно, нет ничего плохого, при условии, что их клиенты без проблем получают связь и мобильный интернет с хорошей скоростью.
– Почему так происходит?
– В Казахстане можно и нужно развивать инфраструктуру, обновлять оборудование, закупать новое, создать тарифные планы на выгодных для клиентов условиях. Пока же мы только постоянно получаем уведомления об увеличении цены. Как правило, это уже вопросы к менеджменту операторов. В результате имеем сегодня такую картину, когда толком нет связи. Но есть поштучный Интернет.
Как отрасли вредит государственная монополия и зачем нужны льготные тарифы
«Нужно дать бизнесу больше возможностей для развития всей отрасли»
– Давайте поговорим о государстве. На какие шаги должны пойти наши чиновники, чтобы ситуация с мобильным интернетом в стране стала улучшаться?
– Ключевое – отказаться от монополии отрасли. Сегодня, на мой взгляд, наше законодательство в части связи не просто жесткое, а жестокое.
Все основные услуги за несколько лет «перешли» в госмонополию. Причем переток продолжается и, похоже, не собирается останавливаться. Хотя президент еще в 2019 году поручил провести демонополизацию государственных услуг…
Проверка качества услуг связи, точки обмена трафиком, предоставление аналитических работ в области связи одним постановлением премьер-министра могут стать предметом частного бизнеса, как во всем мире. И сразу решится много проблем. Starlink и его аналоги смогут зайти на рынок спокойно, появятся коммерческие точки обмена трафиком, независимые компании начнут делать аналитические отчеты, а общественные организации займутся независимыми проверками качества услуг связи.
В сложных экономических условиях нужно дать бизнесу больше возможностей для развития всей отрасли. Точки обмена трафиком – прибыльная история во всем мире, кроме Казахстана. Исследование и аналитика поможет понять и оценить, что нам нужно для развития. Постоянный мониторинг качества услуг связи даст понимание, что такое хорошо и что такое плохо в области связи.
«Я бы мобильных операторов вывел из государственной собственности»
– Если продолжать тему монополии, то как на ситуацию с качеством Интернета повлияет недавняя сделка по продаже Tele2/Altel между «Казахтелекомом» и катарскими инвесторами? Станет ли лучше?
– Мне кажется, что приход катарских инвесторов может ускорить проникновение 5G, так как у Tele2 есть для этого лицензия. Возможно, они будут инвестировать в развитие этой технологии. Пока говорить сложно – посмотрим.
Но если продолжать эту тему, то я бы мобильных операторов вывел из государственной собственности. Оставил только одного, который занимался бы исключительно льготными тарифами для уязвимых слоев общества – детей, пенсионеров, людей с инвалидностью и так далее.
У нас нет бюджетных тарифов для школьников, а образование тем временем активно переходит в онлайн формат и при этом, согласно Конституции, должно быть бесплатным. Операторы сегодня с барского плеча дают школьникам 1-2 Гб – им этого на пару дней хватит. Поэтому необходимо создать такого оператора, который сможет по доступным ценам обеспечивать необходимое количество трафика.
Это касается и удаленных регионов Казахстана, где государство с конца 1990-х выделяет средства для возмещения затрат оператора на проведение технических работ. Очевидно, что ни одна коммерческая компания не будет вкладывать деньги там, где и 500 лет не хватит, чтобы вернуть средства, потраченные на возведение инфраструктуры и обеспечение людей связью.
Сегодня связь и Интернет, в частности – стратегический ресурс для всего общества Казахстана. Люди могут на еде или одежде сэкономить, но за связь и Интернет обязательно заплатят. Поэтому обязанность государства и мобильных операторов дать нам качественную связь и Интернет по разумным ценам.
Читайте также: Все о Starlink в Казахстане: что известно на данный момент