Топ-10 материалов Digital Business о казахстанских девушках в ИТ

О редакции Большое интервью с Магжаном Мадиевым
Дата публикации: 08.03.2024, 09:54
Девушки в ИТ

Стереотип, что ИТ – исключительно мужская сфера, хоть еще и существует, но постепенно начинает уходить в прошлое. И для этого есть причины. За последние пару лет девушек в казахстанском ИТ стало заметно больше. При чем не только в отделах продаж или службах поддержки, но и в командах разработки, на позициях продакт-менеджеров, тимлидов и других руководящих должностях. Появляются девушки-стартаперы, которые создают и развивают собственные проекты.

Безусловно, в развитии женского предпринимательства (в том числе в ИТ) нашей стране еще есть к чему стремиться. Однако уже сейчас в Казахстане имеются успешные кейсы, которыми можно вдохновляться. В Международный женский день Digital Business собрал 10 историй казахстанских девушек, которые своим примером показывают, что в ИТ можно добиться успеха. Главное – верить в себя.

«Люди называли мужененавистницей». Как алматинка помогает ребятам из Казахстана попасть в компании США

Назерке Калидолда

Назерке Калидолда. Фото: из личного архива

В айтишке Назерке Калидолда с 14 лет. Еще школьницей постоянно выигрывала международные олимпиады по программированию, а позже доходила до полуфинала чемпионата мира. Девушка стала первой казахстанкой, поступившей в школу программирования «42» в Кремниевой долине. А после окончания Назарбаевского университета устроилась software engineer в парижский офис Google. Однако вскоре ушла из компании и занялась стартапами. Сейчас она вместе с другими ребятами из Казахстана делает проект Exponential Program. Эта менторская программа помогает подготовиться к собеседованию в больших технологических компаниях, чтобы получить оффер наверняка:

«У девушек сейчас гораздо меньше возможностей получить оффер от большой компании. Несмотря на прогресс, некоторые в мире еще все равно продолжают считать, что ИТ-сфера не для дам. Отчасти по этой причине многие отказываются от технологических специальностей, так как в группе ты будешь единственной девушкой. Это создает дискомфортную атмосферу. И даже если девушка решила поступить и отучилась, то потом придется работать в разы больше, чем любому парню, чтобы доказать свою состоятельность. К сожалению, в нашей сфере так сложилось, что мужчины априори ценятся выше. Мы захотели создать для всех равные условия на конечный результат».

Хакнула TikTok и Instagram. Алматинка придумала стартап, который помогает блогерам больше зарабатывать со своих видео

Айгерим Бейсембина

Айгерим Бейсембина. Фото: Катерина Малама

В блогерство Айгерим Бейсембина погрузилась во время работы в берлинском стартапе. Там она была аккаунт-менеджером и вела коммуникацию с инфлюенсерами по кампейнам брендов. Попутно девушка сама записывала и выкладывала видео в социальные сети. Правда, с их продвижением и монетизацией ничего не клеилось. Тогда ей пришла идея сделать стартап, который помогал бы блогерам получать контракты с брендами и зарабатывать на своих видео. Так появился Behype – приложение по созданию виральных челленджей для рекламных кампаний в соцсетях с помощью криэйторов. Айгерим рассказала, как привлекала блогеров с большой аудиторией, что помогло быстро запартнериться с Jusan Bank, KFC и другими брендами, а также почему за 3 года существования стартапа она ни разу не привлекала инвестиции:

«Мы сделали приложение, где криэйторы помогают брендам с рекламой в социальных сетях, преимущественно в TikTok и Instagram. Допустим, компании необходимо продвинуть определенный продукт. Размещаем в приложении задание, что нужно сделать видео в необычном формате по определенной теме. Если блогеру интересно, он начинает участвовать в челлендже и зарабатывать на просмотрах. У нас был случай, когда человек за один челлендж заработал 125 тысяч тенге. Некоторые ребята зарабатывают в месяц от 400 до 600 тысяч тенге. Причем среди них есть блогеры из регионов: Актау, Актобе, Семея и т.д.».

Молодая мама из Казахстана в декрете придумала стартап. И он полетел

Лаура Ералиева

Лаура Ералиева. Фото: Катерина Малама

После школы Лаура Ералиева отправилась учиться на логиста в Шанхай, где провела 6 лет. Однако работать по специальности ей не захотелось. Вернувшись в Казахстан, она устроилась менеджером по работе с партнерами в Choco, где за год выросла до руководителя отдела в проекте Рахмет. Правда, мужа девушки перевели по работе в Караганду и ей пришлось уйти из Choco. А вскоре у пары появилась дочь. В декрете Лауре пришла идея создать платформу для поиска нянь. Так появился проект YAYA, который не так давно пережил пивот. Теперь это единый абонемент для посещения детских развлекательных центров и развивающих кружков:

«Когда запускали YAYA, видели проект полноценной экосистемой для родителей. Сейчас в Казахстане для них нет платформы, объединяющей все необходимое в одном месте. А ведь эта крутая и растущая ниша. В Казахстане в среднем на одну семью приходится 3 детей. История с нянями была органичным стартом. Она помогла собрать аудиторию, увидеть спрос и сформировать репутацию. Где-то в середине июня подняли голову из операционки и сконцентрировались на тесте различных гипотез, сформировавшихся за полгода работы с родителями».

Уехала в Канаду и запустила там стартап, который получил поддержку от Google. История Асель Беглиновой из Жезказгана

Асель Беглинова

Асель Беглинова. Фото: из личного архива

Асель Беглинова с детства хотела получить образование на английском языке. Пробовала поступать в Назарбаев университет, но провалила вступительные экзамены. Затем была попытка пройти по программе обмена студентами Flex в США – тоже неудачная. В конце концов ей удалось попасть в Seneca College из Торонто. Девушка отучилась на финансиста, несколько лет проработала в топовых канадских банках, а затем вместе с украинцем Вадимом Лидичем запустила стартап Paperstack. Это платформа, где владельцы онлайн-магазинов могут получать капитал для оборота (покупки товаров/ закупки рекламы):

«Когда работала в одном канадском банке, увидела, что система оценки кредитоспособности клиентов не соответствует нынешним реалиям и занимает слишком много времени. Подумала, что проблему можно решить с помощью ИТ. Стала погружаться в тему: ходила на митапы, общалась со специалистами из сферы, изучала, как обстоят дела в других банках. Предложила руководству заняться разработкой продукта, способного ускорить процесс кредитования с помощью искусственного интеллекта. Однако проблема, подсвеченная мной, не была приоритетной на тот момент.

Тогда решила делать все самостоятельно. Обратилась за помощью к своему студенческому другу Вадиму. У него уже был опыт запуска трех стартапов. Вместе набросали примерный концепт Paperstack и стали постепенно заниматься разработкой платформы».

Казахстанцы обучили нейросеть выявлять редкие болезни глаз. Ей под силу исключить тысячи неправильных диагнозов

Яна Тен

Яна Тен. Фото: Батыр Аубакиров

Яна Тен – CEO и сооснователь стартапа ZebraEye. Это облачное-решение на базе AI, помогающее врачам диагностировать редкие глазные заболевания по медицинским снимкам. В интервью Digital Business она рассказала, как строит проект и с какими трудностями встречается на этом пути:

«Мы живем в условиях ухудшающейся экологии, ведем не очень здоровый образ жизни, постоянно сидим в гаджетах. В первую очередь это бьет по глазам. По прогнозам ученых, в скором будущем человечество столкнется с эпидемий глазных болезней. С текущими темпами сокращения врачей мы с этой волной не справимся. Нам захотелось создать полезный инструмент в помощь врачам. Решили сфокусироваться на редких заболеваниях. В мире от них страдают 500 миллионов человек. При этом в 40% случаев такие нарушения диагностируют неправильно».

«Пришли с идеей и получили 16 млн тенге». Как социальный проект для мам превратился в ИИ-стартап

Кофаундер и CEO Take Care Mom Зульфия Урунова

Зульфия Урунова. Фото: из личного архива

Зульфия Урунова родом из Таджикистана. Работала бизнес-аналитиком и создавать стартап не собиралась. Но когда в декрете почувствовала себя одиноко, вместе с подругой Жанией Айтбаевой, которая работала в KPMG, запустила социальный проект Take Care Mom. Девушки организовали 20 бесплатных встреч мам из Казахстана с экспертами-врачами. А сейчас команда собирается разработать суперапп для родителей, где будет все — от белого шума, чтобы малыш мог заснуть, до консультирующего чат-бота на основе ИИ. Спросили Зульфию, как она из мамы в декрете стала tech-предпринимателем и почему команда ищет финансирование исключительно через гранты:

«Семья и муж — это, конечно, классно. Интернет — тоже неплохо. Но общение с другими мамами — бесценно. Женщины с детьми не назовут тебя «яжематерью» и не станут обесценивать даже самые мелкие переживания. Начала задумываться о проекте для мам. Хотелось создать поддерживающее комьюнити и помочь им в получении проверенной медицинской информации.

Первые два года материнства — самые непростые, особенно если это первенец. У мам в это время много вопросов по здоровью и развитию ребенка. Чтобы помочь на них ответить с точки зрения доказательной медицины, искали спикеров-врачей. На мероприятиях они простым языком рассказывали о вакцинации, грудном вскармливании, этапах развития ребенка».

Казахстанка запустила сервис цифровых замков для отелей. Ее цель – международные сети гостиниц

Айдана Айтуарова

Айдана Айтуарова. Фото: Катерина Малама

Свою карьеру Айдана Айтуарова начинала в Big 4. Потом несколько лет работала в крупной казахстанской real estate компании Mercury Properties и была CEO в стартапе Parqour. Сейчас девушка развивает свой ИТ-проект Porte – это SaaS-решение, заменяющее магнитные ключи от номеров на цифровые, открывающие замки с телефона. В интервью Digital Business она рассказала, что привело ее в стартапы:

«Мне сильно повезло с мужем. Работая в Parqour, я уезжала открывать офис в Сан-Франциско на полтора месяца. Длительные поездки для нас не проблема. Мы договорились, что сейчас пришло мое время развивать стартап. До этого я несколько месяцев провела в декрете, а муж работал со своим бизнесом. Он поддерживает мое стремление и остается с нашим ребенком в Казахстане во время моего отъезда».

«В Казахстане многие женщины боятся проявить себя, так как думают, что задвинут мужчину». CEO Citix Яна Шойбекова о том, как быть многодетной мамой и успешной бизнесвумен

CEO Citix Яна Шойбекова

Яна Шойбекова. Фото: Катерина Малама

Яна Шойбекова – не только CEO стартапа Citix, который не так давно привлек $1 млн инвестиций от Тима Дрейпера, но и многодетная мама. У Яны четверо детей. При этом заняться предпринимательством она решила после рождения второго ребенка. Мы поговорили с Яной и узнали, как совместить материнство со стартапом, сколько времени у нее получается уделять детям, как долго можно жить в режиме «белки в колесе» и почему многие женщины в Казахстане не торопятся в бизнес:

«Многие женщины боятся проявлять себя, так как думают, что таким образом как-то задвинут мужчину. Такие стереотипы очень крепки в обществе. Почему-то у нас так сложилось, что если ты руководишь, то каким-то образом ослабляешь мужчину. Но всегда можно найти подход взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к прогрессу. Только не пытайтесь подстраиваться под мужчин и одеваться в их костюм, чтобы вести бизнес с некой маскулинностью. Важно понимать свою природу, сильные стороны и развивать их. Эти навыки помогут в бизнесе. А где-то даже будут эффективнее, чем идти классическим для мужчин путем. Главное набраться терпения, потому что легко не будет».

«В математическом классе всего 3 девочки. Огромный дисбаланс!» Интервью с лидером Technovation Girls в Казахстане

Динара Алимова

Динара Алимова. Фото: из личного архива

Technovation Girls — международная онлайн-программа, на которой школьницы от 8 до 18 лет создают приложения для решения социальных проблем. Digital Business спросил у лидера программы в Казахстане Динары Алимовой, почему в нашей стране не так много женщин в ИТ и кто в этом виноват. Также поговорили о гендерных стереотипах и планах волонтерской программы:

«Наша миссия — вдохновить девочек на более глубокое изучение технологий, ИТ-предпринимательства. Это первый шаг к карьере ИТ-специалиста, безопасная среда для экспериментов, когда под присмотром менторов участницы раскрывают лидерские качества и пробуют себя в ИТ. Приложение или алгоритм искусственного интеллекта — просто инструмент процесса познания. Через все этапы разработки школьницы знакомятся с UX/UI, проектным менеджментом, языками программирования, искусством презентации и защиты идеи. Для старшеклассниц это помощь в выборе профессии. Например, Томирис из 63-й гимназии Алматы в команде разрабатывала приложение We can be your eyes для незрячих и слабовидящих людей. Рассказала, что именно с нами впервые стала изучать программирование на языке Java и теперь подумывает поступать в университет на ИТ-специальность».

«В нашем обществе до сих пор существует четкое разделение сфер на мужские и женские». Большое интервью с Радой Исламовой о положении казахстанских женщин в бизнесе и ИТ

Рада Исламова

Рада Исламова. Фото: Катерина Малама

Сейчас Рада Исламова – основательница сообщества Wonder Women. Цель объединения – помочь казахстанским (и не только) женщинам реализоваться в профессиональной карьере и бизнесе, включая ИТ. «Многие женщины по разным причинам не уверены в себе и боятся сделать первый шаг в этом направлении. Мне захотелось им помочь. Тем более, сама за время работы в квазигосударственном и частном секторе сталкивалась с гендерной дискриминацией. И хоть в последние годы ситуация заметно улучшилась, проблема все еще остается актуальной в Казахстане и Центральной Азии в целом», – отмечает Рада.

В интервью для Digital Business Рада рассказала, в чем выражалась дискриминация во время ее работы в найме, из-за чего подобные вещи продолжают происходить в нашем обществе, как это изменить и почему появление большего числа женщин на руководящих должностях и в бизнесе даст огромный толчок развитию экономики.

«На мой взгляд, Казахстан должен стать бенчмарком для всего центрально-азиатского региона в плане поддержки женщин. Ориентироваться можно на страны Европы или США, если мы говорим о проценте женщин в правительстве, на руководящих должностях в различных компаниях и т.д. Нужно изучать лучшие мировые практики, которые доказали свою эффективность, и внедрять их у нас. От того, что для женщин появится больше возможностей, выиграют все. Есть исследования Всемирного банка, где говорится, что почти у 2,4 миллиарда женщин трудоспособного возраста в мире до сих пор нет равных прав с мужчинами. И если бы женщины открывали и расширяли свой бизнес такими же темпами, как мужчины, это обеспечило бы прирост мировой экономики на $5-6 трлн»

Читайте также: «Программируют не мужчины и женщины, а талантливые люди». Казахстанские девушки рассказали, как стали разработчиками