В айтишке Назерке Калидолда с 14 лет. Еще школьницей постоянно выигрывала международные олимпиады по программированию, а позже доходила до полуфинала чемпионата мира. Девушка стала первой казахстанкой, поступившей в школу программирования «42» в Кремниевой долине. А после окончания Назарбаевского университета устроилась software engineer в парижский офис Google. Однако вскоре ушла из компании и занялась стартапами. Сейчас она вместе с другими ребятами из Казахстана делает проект Exponential Program. Эта менторская программа помогает подготовиться к собеседованию в больших технологических компаниях, чтобы получить оффер наверняка.
Назерке рассказала Digital Business, почему программа изначально была только для девушек, получается ли у них зарабатывать и как удалось создать свою платформу всего за $500.
Этот материал был впервые опубликован на Digital Business в марте прошлого года. Публикуем его снова в рамках новой рубрики «DB. Лучшее».
«С первым стартапом совершила все возможные и невозможные ошибки»
– Назерке, почему решили уйти из Google? Что не устраивало?
– Считаю Google классным местом. Бесплатная еда, массаж, тренажерный зал, перелеты бизнес-классом, праздники каждую пятницу в честь окончания недели. Это круто!
Однако вся твоя работа – постоянная рутина. Я была в команде Chrome, где переписывала старые коды и добавляла кнопки внутри вкладок. Это не особо впечатляет. А когда пришел коронавирус и всех отправили на карантин, стало вообще тоскливо. Решила, пора уходить и делать свой стартап. Идею к тому моменту уже отправила в Y Combinator (венчурный фонд, работающий в формате бизнес-инкубатора для небольших компаний в сфере ИТ – прим. Digital Business). Мой проект попал в шорт-лист. Подумала, что это подходящий момент для ухода и собственного развития.
– Речь идет о рекомендательной системе на основе агрегатора интернет-магазинов одежды L’accent?
– Все верно. Однако в окончательный список для инвестиций от Y Combinator его не выбрали. Но меня это не остановило. Решила сама реализовывать идею. Собрала хорошую команду, начали пилить платформу. Правда, уже через 5 месяцев после запуска пришлось сворачиваться. Если коротко, то совершила все возможные и невозможные ошибки.
– Можете конкретизировать?
–Пыталась медленно тратить бюджет, чтобы подольше прожить. Но как показала практика, самый эффективный способ – быстро протестировать гипотезу и, если она провальная, забыть ее и двигаться дальше. А мы запустили «сырой» MVP и постоянно его допиливали, выкатывая каждую неделю обновления. Это помогло завоевать лояльность пользователей, однако трекшена не было. Все говорили, что продукт классный, но он толком никому не был нужен. И здесь вскрылась моя проблема, о которой не подозревала. Оказалось, я совсем не умею задавать вопросы. Из-за этого добавляли фичи, которые не приносили ценности. Так L’accent прожил больше, чем нужно.
– Факап не остудил стартаперский пыл?
– Ни на градус. Стала тестировать другие идеи. А вскоре со мной связались ребята из Назарбаевского университета, с которыми вместе учились. Они предложили сделать менторскую программу для девушек, где им помогали бы подготовиться к собеседованию в различных технологических гигантах. В первую очередь, в компаниях FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google – прим. Digital Business).
Идея отозвалась. Во время работы в Google постоянно устраивала всякие воркшопы и встречи, на которых рассказывала, как искать стажировки, что говорить на интервью и т.д. У парней тоже был опыт менторства. Решили объединить усилия и создать платформу, где люди получали бы структурированную помощь и дельные советы, увеличивающие шансы на оффер от компаний Кремниевой долины. Так появился Exponential Program – сайт, где можно выбрать ментора и подготовиться с ним к собеседованию по специальной программе.
«Гарантируем, что резюме посмотрят и с большой долей вероятности пригласят на интервью»
– Что входит в менторскую программу?
– Все индивидуально и зависит от уровня подготовки соискателя. Есть люди, которые приходят с «пустым» резюме. Им первым делом даем задание, чтобы они поработали над каким-нибудь проектом для усиления портфолио. Бывают случаи, когда послужной список солидный, но резюме составлено максимально плохо – оно не продает. Тогда вместе переписываем под требования желаемой компании.
Дальше – подготовка к интервью: техническому, поведенческому и проектированию систем. Ментор рассказывает, что нужно говорить, как себя преподносить и т.д. Попутно задается домашнее задание: в основном задачи на алгоритмы и структуры данных. Когда видим, что человек дошел до нужного уровня, начинаем разбрасывать его резюме по работодателям.
– Сколько длится подготовка?
– По-разному. Минимальный срок – 12 недель. Дальше оцениваем прогресс и уровень соискателя. Сопровождаем его до приглашения на собеседование.
Еще наши менторы помогают с рефералами. К примеру, в Google каждый день приходит миллион откликов. В таких условиях шансы, что ваше резюме попадет в руки рекрутера, ничтожно малы. Но мы гарантируем, что резюме человека посмотрят и с большой долей вероятности пригласят на интервью. Менторы могут порекомендовать рекрутерам обратить внимание на своего ученика.
– Кто ваши менторы?
– Ребята из Казахстана, которые работают или работали в компаниях Кремниевой долины, технологических корпорациях. Они знают, как пробиваться на собеседования, проходить стажировки, получать офферы, какие требования предъявляют к соискателям.
Сейчас у нас есть два типа менторства: персональное и техническое. Первое – ментор отвечает за полный цикл подготовки: начиная от составления резюме и заканчивая его рассылкой. Второе – специалист делится советами как подготовиться к собеседованию в конкретную компанию.
У учеников есть возможность работать с разными специалистами. К примеру, ваш персональный ментор – сотрудник Facebook, однако вы хотите попасть в Bloomberg. Тогда можно обратиться к человеку из этой компании и обсудить интересующие вопросы.
– Сколько в Exponential Program сейчас менторов?
– Технических – около 30. Персональных – меньше. Мы как раз активно ищем новых. По началу привлекали людей исключительно с помощью нетворка кофаундеров. Я писала всем знакомым и звала менторить. Так собрался костяк. Сейчас ведем поиск через LinkedIn. Смотрим ребят с подходящим профилем и предлагаем поработать у нас.
– Платите им что-нибудь?
– Да, но это небольшие суммы. Примерно от 50 до 100 евро «грязными» за одно интервью. На самом деле, люди больше приходят с целью помочь начинающим ребятам. Часто бывают такие ситуации, что с человеком обо всем договорились, а когда говорю, что еще будем платить, он удивляется. Мол, ничего себе, за это еще и деньги упадут.
«Люди называли мужененавистницей»
– Стать участником Exponential Program может любой желающий?
– Всех взять не можем из-за ограниченности ресурсов. Но четко прописанных критериев отбора тоже нет. Смотрим только на то, получится ли в течение полугода-года помочь человеку достичь уровня, когда он сможет претендовать на оффер от большой компании. Если понимаем, что у претендента есть способности, имеется портфолио или минимальный опыт работы, то, скорее всего, примем его.
– Расскажите подробнее, почему изначально принимали только девушек?
– С другими кофаундерами, а это трое парней, сошлись во мнении, что у девушек сейчас гораздо меньше возможностей получить оффер от большой компании. Несмотря на прогресс, некоторые в мире еще все равно продолжают считать, что ИТ-сфера не для дам. Отчасти по этой причине многие отказываются от технологических специальностей, так как в группе ты будешь единственной девушкой. Это создает дискомфортную атмосферу. И даже если решила поступить и отучилась, то потом придется работать в разы больше, чем любому парню, чтобы доказать свою состоятельность. К сожалению, в нашей сфере так сложилось, что мужчины априори ценятся выше. Мы захотели создать для всех равные условия на конечный результат.
– Сталкивались из-за этого с хейтом?
– Люди писали всякое…. Называли мужененавистницей. Таких сообщений было много. Всем отвечала, что программ, подобных нашей, много. Можно обращаться к ним, так как мы решили поддержать девушек.
– Однако совсем скоро стали принимать и парней. Что изменилось?
– Проводила анализ конкурентов – аналогичных программ и карьерных акселераторов. Во время исследования выяснила, что никто из них не принимает студентов. По крайней мере, не нашла таких. У нас подобных ограничений нет: мы брали и тех, кто готов работать full time, и студентов. Подумали с кофаундерами и решили, что нужно предоставить равные условия и парням-студентам.
– Из каких стран ваши ученики?
– Большая часть из Казахстана. Однако стоит сделать поправку. В основном все наши ребята учатся или живут в странах Европы, США, Канаде. У них есть подходящий бэкграунд: владение английским на высоком уровне, нет необходимости в переезде. Однако не игнорируем и тех, кто живет в Казахстане. На первом месте остаются способности и портфолио.
«Большинство попадает на работу в Google. На втором месте – Facebook»
– Сколько людей уже прошли через Exponential Program и получили оффер?
– На первый поток пришло 150 заявок и отобрали 23 человека, из них 19 получили оффер на стажировку или на полноценную работу. Желающих попасть во второй банч было гораздо больше – около 800. Взяли только 30 человек. Но теперь это не фиксированное количество. Уже шестеро девушек из второго потока трудоустроились, а их места заняли другие ребята из листа ожиданий. Через нынешний банч пройдет гораздо больше людей.
– Куда они устроились?
– Компании разные. Большинство попали в Google. На втором месте – Facebook. Третье место делят Amazon и Bloomberg. Были офферы из Nokia. В общем, спектр большой.
– Брали фидбек у тех, кто не получил оффер?
– Одной девушке просто не повезло. У нее было отличное резюме, хорошая подготовка, но по необъяснимым причинам ей отказали. Взяли ее во второй поток и уже в первый месяц она получила два оффера.
Что касается остальных, то там люди не верили в свои силы. Допустим, студенту нужно выбирать: тратить время на подготовку к паре или делать задания от ментора в ущерб учебе. Когда человек сомневается в себе, он выбирает первое. Ведь в условный Google могут и не взять, а в университете ты получишь хорошую оценку. Такая логика приводит к отказам.
«Первый поток мы отработали с прибылью в 25 миллионов тенге»
– Exponential Program – это не социальный проект, а бизнес. За счет чего монетизируетесь?
– Процент с зарплаты выпускника. Но берем его только в том случае, если человек получил оффер. Продолжительность выплат зависит от того, предложили специалисту только стажировку или сразу full time. В первом случае забираем 10% в течение 3 месяцев, во втором – на протяжении года.
– Как это выглядит юридически?
– Подписываем контракт, по которому люди обязуются на протяжении определенного периода отчислять процент с зарплаты нам за оказанную услугу. Хорошо поработали с юристами, чтобы человек не смог нас кинуть. Хотя все равно многое зависит от честности выпускника. Он ведь может скрыть свой оффер. Благо, пока что такого не было. Все-таки когда вы год проводите с людьми, помогаете им, переживаете вместе, то выстраиваются доверительные отношения.
– В финансовом плане данная конструкция смотрится не очень устойчиво…
– Пока что причин для опасений нет. Первый поток отработали с прибылью в 25 миллионов тенге. Правда, тогда проектом занимались только вчетвером. Да и вложили немного – около $500 на всякие мелочи. Сайт сделали сами, а для привлечения клиентов хватило собственного нетворка.
Сейчас расширили штат. Взяли финансового директора, которая до этого возглавляла налоговый департамент в KPMG, и операционного директора. Плюс координаторов и маркетологов. Но при этом, в сравнении с первым банчем, увеличили процент, который берем с каждого оффера, и продолжительность до 12 месяцев. Если конверсия будет такая же, как и в прошлом году, то выручка увеличится в 4 раза.
Еще тестируем новую услугу – mock-интервью (симуляция реального собеседования – прим. Digital Business). За нее берем почасовую оплату. Сейчас смотрим, сможем ли благодаря этому привлекать дополнительных клиентов и больше зарабатывать. На mock-интервью принимаем всех желающих. Если идея полетит, это поможет в будущем избежать кассового разрыва.
– У вас есть финальное видение концепции продукта?
– Миссия всегда будет одной – дать возможность ребятам получить работу их мечты. А как это будет выглядеть технически в дальнейшем – сложно сказать. Мне хочется, чтобы наш проект соответствовал технологическим трендам и помогал людям быть компетентными и конкурентоспособными.