Полина Хоменко пришла в ИТ еще студенткой. На первых порах занималась привлечением клиентов в ВТБ и Альфа-Банке, а после переквалифицировалась в дизайнера. Дальше была работа на позиции UX/UI-специалиста в Ozon.Travel и Авито. А осенью 2022 года девушка вместе с мужем перебралась в Казахстан, где стала тимлидом UX/UI-дизайнеров в одном из крупнейших банков.
Полина рассказала Digital Business о своем непростом пути в ИТ, почему она с супругом выбрала Казахстан для переезда и как оценивает уровень цифровизации в нашей стране.
«Вокруг айтишники с бородами, татуировками и в спортивных костюмах, а тут я вся такая деловая: в белой блузке и черной юбке»
– Попала в ИТ сама того не понимая. Училась в Высшей Школе Экономики на кафедре госуправления. На втором курсе устроилась в банк на должность ассистента в ИТ-блоке. Однако ничего от айтишной работы там не было. Скорее бухгалтерские обязанности: сводить дебет с кредитом, составлять бюджеты и договоры на покупку лицензий, софтов и программ. Через два года решила двигаться дальше и стала искать новую работу. Рассматривала финучреждения, т.к. уже был опыт.
Приглянулась вакансия в Альфа-Банке. Позиция младшего специалиста и похожий пул обязанностей в описании. На собеседование оделась официально: белый верх, черный низ – банк все-таки. А это оказался офис Альфа-лаборатории – одного из самых движовых мест работы в то время. Вокруг айтишники с бородами, татуировками и в спортивных костюмах, а тут я вся такая деловая: в белой блузке и черной юбке.
Сейчас понимаю, что тогда пришла по сути на должность начинающего продакт-менеджера, только без команды. Мне нужно было наладить действия сотрудников службы поддержки в чате мобильного приложения и составлять документы. Согласилась, но еще долго не понимала, что это ИТ, и ментально продолжала работать в банке. Только через несколько месяцев выкинула все свои юбки и купила джинсы.
Первое время мне не нравилось то, чем я занимаюсь. Хотелось вернуться к более привычным задачам. Знакомая предложила уйти в другой банк, где мне сделали оффер с зарплатой в 2 раза выше. Планировала уходить, но познакомилась с коллегой, который впоследствии стал моим будущим руководителем. Он уговорил остаться в Альфе и перейти в команду развития мобильных сервисов. Среди задач – привлечение клиентов в приложение с помощью маркетинга, разработка фич, взаимодействие с другими подразделениями. Только в этот момент поняла, что теперь я в ИТ.
Через 2 года команда начала распадаться. А мне как раз поступило предложение перейти в ВТБ Банк. Так я стала UX-исследователем.
Полгода занималась исключительно ресерчем и отдавала свои наработки дизайнерам. Меня это сильно триггерило. Ведь то, что видит в своем телефоне клиент – не моя заслуга, а воплощение другого специалиста. А хотелось делать все самой от начала до конца. Понимала, что готова попробовать себя в дизайне, но только сейчас появилась уникальная возможность это сделать. Спасибо коллегам, которые поддержали инициативу и помогли научиться именно UI-составляющей. Вне работы рисовала и показывала проекты ребятам, а они проверяли и обучали. Так даже без курсов благодаря насмотренности, упорству и помощи профессионалов постепенно начала рисовать. Хотя это в мои обязанности не входило.
Но тут произошла реструктуризация, и все UX-специалисты стали еще UI. Так официально переквалифицировалась в дизайнера. После работала на подобных позициях в Ozon.Travel и Авито, где доросла до уровня senior.
«В Казахстане меня очень удивили каньоны, высокогорные озера и другие природные красоты»
Осенью 2022 решили уехать из России. А так как мой муж родом из Караганды, то наш выбор пал на Казахстан. Также немаловажным фактором стало то, что здесь хорошо развивается ИТ-сфера. Значит, без работы не останемся.
Сначала жили в Астане. Супруг еще в Москве занимался подготовкой к переезду, изучал рынок жилья, готовил необходимые документы. По итогу первым приехал он, а через пару месяцев я.
Пробыли в столице пару месяцев и переехали в Алматы. Было важно оставаться в наших профессиональных сообществах, а моя индустрия и сфера работы мужа (он звукорежиссер) более развиты в Алматы. И потенциальных работодателей здесь больше, чем в Астане.
Меня часто спрашивают про Казахстан. Всем говорю, что самое классное здесь — это горы. Продолжаем общаться дальше, оказывается, что мало кто из местных туда ездит.
Я достаточно активный путешественник, но до этого никогда не была в Казахстане. Особо не имела представлений о стране. По приезде меня очень удивили каньоны, высокогорные озера и другие природные красоты. Осознание, что можно сесть на автобус, и через час ты в горах — приятный шок. Раньше нужно было из Москвы купить билет, скажем, в Сочи. Такое путешествие необходимо спланировать, взять отпуск, заплатить немало денег. В Алматы все можно решить день-в-день. В окрестностях, мне кажется, посетили все: плато Ассы, Чарынский каньон, Кольсайские озера, Каинды. Разве что в Капчагае не купались, но приезжали туда.
«Казахстан для меня — страна QR-кодов»
Не меньше природных красот меня впечатлил уровень цифровизации. Для приезжего поход в ЦОН может быть довольно сложным, но если у тебя казахстанский паспорт, то практически любая госуслуга есть в eGov.kz. Можно машину продать и переоформить онлайн, выгрузить нужный документ из приложения, а не носить его с собой. Нигде не видела, чтобы государственный сектор и взаимодействие с документами было так налажено. Российские госуслуги шагнули вперед, но все равно до Казахстана им пока далеко.
Считаю, что страна не проседает в цифровизации и доступности услуг. Очень много различных приложений. Единственный момент – сервис с афишей ивентов. Знаю про «Тикетон», но сайт давно не видел редизайна, из-за чего я в нем постоянно путаюсь. Без билетов в кино или театр ты не останешься, в очередях стоять не нужно, но все равно есть что улучшать.
Казахстан для меня — страна QR-кодов. Они есть везде: в ресторане, кино, общественном транспорте, на парковке. А если вы где-то не нашли QR-код, значит, вы его плохо искали. Удивительно, что в России они как будто не прижились. Помню, мы делали какую-то компанию маркетинговую. Когда предложили добавить QR-код, все ответили: «Да ну, им никто не пользуется».
«На смену работы решилась быстро. Это и рост позиции, и в целом другая культура и клиенты»
После переезда полгода работала в Авито удаленно, но затем ушла в казахстанский банк. Предложения в LinkedIn от рекрутеров нынешней компании получала еще до эмиграции, но тогда не планировала уезжать из России. Согласилась пообщаться уже находясь в Казахстане.
Поступил интересный оффер: быть не просто senior-дизайнером, а тимлидом. Я видела развитие карьеры в менеджменте. Еще в предыдущих компаниях выполняла подобные обязанности: проводила онбординг, была ментором для новичков. Поэтому решилась быстро: это и рост позиции, и в целом другая культура и клиенты. Подобные челленджи мне по душе, не зря же выкидывала юбки и блузки.
Во многом ИТ в России и Казахстане похожи, но несколько различий я заметила. Так, казахстанские приложения и интерфейсы вдохновляются рынками Сингапура и Китая. Например, в WeChat достаточно плотная верстка, максимальное заполнение свободного места функционалом, картинками. Это же можно заметить и в местных ИТ-продуктах. Россия, напротив, балансирует между заполненной версткой, как в азиатских приложениях, и американскими интерфейсами, где очень много пустого пространства. Еще в Казахстане заметен тренд на суперапп. В России это пытаются делать многие крупные компании, но все еще сталкиваются с сопротивлением.
Отсюда вытекает разница в задачах. Когда у тебя суперапп, компания делает акцент на функциональности. Нужно добавить как можно больше всего, но чтобы люди в этом разобрались. Получается большая концентрация как раз на UX-части, удобстве и понимании пользователей. Из-за этого чуть меньше внимания к красоте, цветам и визуальной составляющей.
В России UI-составляющей уделяется больше внимания. Во-первых, само приложение менее перегружено, есть, где картинку добавить и с заголовками покреативить. Во-вторых, конкуренции на рынке больше. От дизайнера ожидается, что он умеет и рисовать красиво, и делать качественный UX, и понятный user flow (наглядное представление пути пользователя – прим. Digital Business) составлять.
Что касается оплаты труда в моей сфере, сильного отличия от российского рынка я не заметила. В компаниях разнятся вилки зарплат, но в среднем уровень одинаковый. Атмосфера тоже похожая, все очень гибко. Не нужно ходить в официально-деловом стиле или отмечаться на проходной.
Что дальше? Наш горизонт планирования — один день. Сказать что-то точно не могу. Релокация – сложный процесс как психологически, так и материально. До этого жила только в Москве и не знала, насколько готова к подобному. Больше всего боялась не проблем с работой или жильем, а моральной стороны вопроса. Многие знакомые не выдерживали разлуки с близкими, потери социальных связей и возвращались. Но переезд в Казахстан дал понять, что я могу справиться с эмиграцией. Оказалось, что это не такая большая проблема. Поэтому даже если мы вновь куда-то уедем, то все должно пройти спокойно.
Еще несколько историй о релокации в Казахстан:
Променял теплое море на холодный ветер Астаны: дизайнер мобильных игр рассказал, почему выбрал Казахстан для релокации
Из Якутии — в Казахстан: мама четырех детей приехала в Алматы и выучилась на iOS-разработчика