10 публикаций февраля, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 01.03.2023, 09:12

Подводим итоги февраля: несмотря на пока еще зимнюю погоду и вести из-за океана о продолжающихся увольнениях  в ИТ-компаниях, у нас в айти было жарко — начиная с форума Digital Almaty и заканчивая выбором самого почитаемого человека в ИТ-индустрии Казахстана.

В редакции Digtial Business в феврале мы, кроме прочего, работали над разнообразием форматов — публиковали интервью, репортажи, авторские колонки, новости и даже немного юмористических историй. Если вы что-то из этого пропустили, то держите подборку из 10 материалов февраля, которые стоит обязательно прочитать!

«Вложил в проект $1 миллион». Юрист из Актау хочет изменить «золотые стандарты» в нефтедобывающей отрасли с помощью стартапа

Асылан Жумагалиев

Асылан Жумагалиев. Фото — Катерина Малама

За свою жизнь Асылан Жумагалиев, получивший юридическое образование, успел поработать в разных сферах. Когда-то он делал бизнес на очистке металла от радиации. А три года назад решил зайти в добычу нефти и газа. Правда, не напрямик, а с технологической стороны. Вместе с командой Асылан создал стартап NeuronOil – веб-симулятор, позволяющий эффективно разрабатывать месторождения с полезными ископаемыми: повышать коэффициент извлечения и попутно оптимизировать расходы на бурение и эксплуатацию скважин.

Узнали у Асылана, с помощью чего его система может экономить добывающим компаниям миллионы долларов, почему ее при таких вводных нереально сложно продавать и как на третьем году жизни, ничего не зарабатывая, стартап смог обойтись без инвестиций.

В Казахстане бурится порядка 700-800 скважин в год. И 40% из них не принесут компаниям пользы: в них будет либо недостаточно нефти, чтобы скважина окупилась, либо там окажется только вода. NeuronOil поможет сделать так, что из 6 пробуренных скважин с большой долей вероятности во всех 6 будет достаточно нефти.

Нефтянка – очень консервативная сфера. При чем как в Казахстане, так и в других странах. Вот приходишь ты к геологу, который 30 лет работает по одним и тем же нормам, и говоришь: «Слушай, моя система может в разы повысить эффективность бурения скважин». А он на тебя смотрит как на сумасшедшего и просто крутит пальцем у виска. Мол, большие корпорации не сделали ничего подобного, а тут ты, маленький стартап с командой в 6 человек, уверяешь, что можешь. Просто не верят.

Пока не наберешь критическую массу клиентов и о тебе не заговорят профессионалы из отрасли, сложно кого-то заинтересовать.

«Не могу из года в год заниматься рутинными процессами». История начинающего стартапера, который ради проекта готов пожертвовать карьерой в EPAM

Саяжан Онласын

Саяжан Онласын. Фото — Катерина Малама

Саяжану Онласыну из Тараза 19 лет, однако в стартаперской тусовке Казахстана он уже давно. Несмотря на юный возраст, у него за плечами три реализованных технологических проекта. Первые два в сфере EdTech оказались провальными. Сейчас парень пилит платформу Cedra – дает предпринимателям возможность генерировать интернет-магазин с системой учета. Проект запустили в сентябре прошлого года, но у него уже есть несколько десятков активных пользователей и пара платящих клиентов. Саяжан настолько уверен в своем детище, что ради него готов уйти с высокооплачиваемой работы в EPAM.

Саяжан рассказал, как он создавал свои стартапы, что у него не получалось, чем ему сейчас помогают предыдущие факапы, а также как на одну зарплату держать на плаву проект и самого себя.

Понимаю, что подходит момент выбора: работа или стартап. Но здесь все очевидно. Если привлекаем инвестиции, то это решит большинство наших проблем на текущий момент. Тогда смогу уйти из EPAM. Но даже если инвестиций не будет, все равно в ближайшее время собираюсь увольняться. Cedra, надеюсь, будет существовать на продажи, которые мы к тому моменту должны довести до уровня самоокупаемости проекта. В противном случае придется занимать деньги у отца (улыбается).

Если бы интересовали деньги, то поставил бы себе главной целью максимально подготовиться к интервью в Google. Нарабатывал бы имя в open source проектах и потом пошел на собеседование в компанию, где смогу получать большую зарплату. Но там не так интересно, как в стартапе.

Как создать в коллективе здоровую атмосферу? CEO Choco Доставка о важности soft skills, «фонде косяков» и походах в курилку

Евгений Петрищев

Евгений Петрищев. Фото — Катерина Малама

В масштабах холдинга Choco, где работает больше 650 человек, штат сервиса Choco Доставка (курьерская служба для B2B и B2C) довольно скромный. Сейчас в проекте задействовано 18 специалистов. Средний возраст команды – 26 лет. Легко ли создать в таком коллективе здоровую атмосферу? Часто ли случаются конфликты? А что происходит, когда горят дедлайны?

CEO и co-founder Choco Доставка Евгений Петрищев считает, что у него получилось сформировать здоровый коллектив.

Еще всегда спрашиваю: почему к нам, а не, к примеру, в цирк? Ответ дает понимание, какая у кандидата конечная цель. Если просто попасть в Choco, а там видно будет, то приходи как-нибудь, попьем чай, а потом иди на поиски дальше. Нам хочется видеть в потенциальном сотруднике ориентированность на результат и здоровые амбиции. Чтобы он хотел развиваться, а не просто устроиться в Choco.

Всегда слышьте и слушайте людей. Ходите в курилку, даже если не курите. Пассивное курение убивает не так быстро, как слухи, которые проходят мимо. В курилке всегда рождаются самые важные вещи. И там никто никого не стесняется: все расслаблены. Есть возможность быть на одной волне с коллективом. Это, пожалуй, самое главное.

«Нужно зарабатывать больше 1 млн тенге, чтобы жениться». Молодые алматинцы о том, почему идут в ИТ

Kolesa JunDay

Kolesa JunDay. Фото — Катерина Малама

По подсчетам организаторов, Kolesa JunDay посетило 800+ человек. В основном это студенты ИТ-специальностей казахстанских университетов, начинающие специалисты и те, кто только собирается стать айтишником. На ивенте ребята могли послушать выступления спикеров от Kolesa Group, узнать, как начать карьеру в ИТ, о нюансах разработки (frontend, backend, mobile, QA) и продуктовых штуках (дизайн, аналитика, менеджмент).

Пообщались с ребятами о том, кем они видят себя в ИТ и о каких зарплатах мечтают.

Хотелось бы зарабатывать больше 1 миллиона тенге в месяц. Думаю, в иностранной компании это реалистично. Мой план – выйти на большую зарплату в найме и после того, как наберусь опыта и накоплю денег, делать свой стартап. Уже есть идея, правда, пока ее не буду озвучивать. Чтобы быстрее достичь своей цели, взяла себе в университете дополнительные занятия по Database, а также пошла на специализированные курсы в школу IT Girls.

В первую очередь рассматривал бы Kolesa, Choco и Kaspi. У Kolesa и Choco крутая корпоративная культура, там много внутренних движух, уделяют время развитию сотрудников. Если говорить о Kaspi, то это большая технологическая компания с сильной командой, которая делает крутые вещи. Правда, рассказывали, что работать там приходиться не в самых комфортных условиях. Из международных корпораций больше всех нравится Apple. Они, если не ошибаюсь, одна из немногих компаний, кто пока что не прибегал к массовым сокращениям сотрудников.

Открытое общение, крутые проекты и 15% времени — на развитие. Как устроена работа в red_mad_robot сentral аsia

red_mad_robot сentral аsia. Фото — Катерина Малама

red_mad_robot central asia — digital-компания, которая появилась в Казахстане в апреле прошлого года. Входит в международную группу компаний с суммарным штатом в 1000+ человек. «Роботы» вошли на рынок активно — и менее чем за 5 месяцев наняли 50+ сотрудников уровня Middle+ и выше. В этом году штат компании планируется, как минимум, удвоить. Сходили на репортаж, чтобы посмотреть, в какой атмосфере работают «роботы», и чем новая для рынка Казахстана компания привлекла первых сотрудников.

Мы рассказывали о том, что группа компаний работает уже почти 15 лет, в ней трудится около тысячи человек, а «роботы» в Казахстане и Центральной Азии будут создавать инновационные продукты вроде нефинансовых сервисов для финтех-компаний и нацелены на лидерство в digital-сфере. А также на постоянное развитие своих талантливых сотрудников. Этот месседж о высоких амбициях компании и ее культурный код – с четким видением человека в команде и развитием его потенциала – в итоге сработали. Мы смогли собрать достаточно откликов, чтобы отобрать лучших ребят, с точки зрения hard skills, лидерства и стремления к здоровому перфекционизму.

Не буду говорить про зарплату, соцпакет или процессы. Тем более последний пункт постоянно меняется, потому что у команд могут обновляться запросы и потребности. Больше всего меня удивляет открытое общение: здесь каждый человек вне зависимости от позиции в компании может подойти к кому угодно и начать обсуждение и даже спор по проектам. Еще одно важное преимущество — проактивность в части помощи.  Увидел историю, когда менеджеры следят за ментальным состоянием сотрудников и стараются не допускать выгорания. Этому также способствуют ротации между проектами – ребята могут участвовать в разработке разных продуктов и осваивать новые домены знаний. Это тоже пока редкость на нашем рынке труда в ИТ. А благодаря тому, что мы часть большой международной группы, у нас открыты возможности для участия в проектах и за пределами Казахстана.

«Не цепляйтесь за «вышку» и ничего не бойтесь». Как алматинец попал в ИТ в 15 лет и стал Head of Product Design

Богдана Гончаренко. Фото — Катерина Малама

Как попасть в ИТ без высшего образования и онлайн-курсов? История нашего сегодняшнего героя Богдана Гончаренко раскроет альтернативный путь в привлекательную для многих индустрию. Богдан — Head of Product Design. Работал в EPAM, «Сбере», SmartLab и многих других компаниях. Начал свой путь в 15 лет и за это время прошел почти все ступеньки карьерной лестницы — от стажера без опыта до руководителя подразделения, отвечающего за найм и переговоры. Опубликовали его историю, а также советы для тех, кто только хочет войти в ИТ. 

Какие советы я могу дать тем, кто только начинает свой путь в дизайне и в ИТ в целом?

Первое — не верьте тому, что вам рассказывают крупные образовательные компании. Они говорят про низкий порог входа в профессию. Про то, что человек без какой-либо подготовки и понимания сферы может стать профессионалом всего за 3 месяца — и со старта зарабатывать по $2 тысячи. Это не так.

Второе — не перекладывайте ответственность на кого-то, а учитесь сами. Ищите информацию, гуглите на английском — профессиональной литературы, бесплатных онлайн-тренингов и прочих полезностей предостаточно. Если нет такой возможности, ищите стажировки при ИТ-компаниях. Благо такие в Казахстане есть.

Третье — когда вы получите теоретическую базу и почувствуете силы, устраивайтесь в агентства или в аутсорс-компании. Это отличный опыт работы на конвейере и в разных сферах деятельности. Так вы сможете быстро развить насмотренность и набить много шишек, а еще получите полезные знания, которые не связаны с вашей специальностью напрямую. Но это вовсе не обязательная часть карьеры — я знаю примеры, когда стажеры сразу попадают в продуктовые ИТ-компании.

Четвертое — не цепляйтесь за высшее образование как за что-то обязательное. Я со своим средне-специальным чувствую себя отлично — и смог пройти путь от дизайнера до руководителя отдела исследований только за счет самообразования. Но если хотите работать в западных компаниях, «вышка» все-таки понадобится. Например, некоторые требуют от исследователя образование психолога или хотя бы подтверждение успешного прохождения каких-то курсов.

Пятое — не бойтесь и пробуйте. Все получится, если вы действительно этого хотите и умеете учиться и работать.

«Каждый из них мечтает стать Илоном Маском». Какие инженерные решения привезли дети на выставку Digital Almaty

Фото — Катерина Малама

Новый язык программирования, робот-терапевт, делающий справку за 5 минут, и VR-платформа для геймификации образования — с такими проектами приехали участники выставки инженерных достижений на Digital Almaty. Что особенного в этих решениях? Их разработали дети из разных школ Казахстана. Самой младшей участнице всего 10 лет! О чем мечтают подростки-инноваторы и зачем нужна выставка на международном технологическом форуме — в нашем репортаже.

Есть ребята, которые разработали прибор для улучшения процесса взвешивания зерна во время сборки. Уверена, что если внедрить этот проект, то мы сможем рационализировать целые отрасли экономики в Казахстане. Это полезные вещи. Но важно не только это. Тот путь, который проделывают ребята, когда что-то разрабатывают в команде, это подготовка ко взрослой жизни. Видите, вон там стоит аллея стартапов? Мы как раз своего рода предбанник перед входом в тот этап.

Каждый из них мечтает стать Илоном Маском. Они уже имеют амбиции, с 14 лет подаются на патенты и защищают интеллектуальные права.

От вендорских «коробок» к цифровому партнерству. Почему и как эволюционирует digital-рынок Казахстана

Агиис Конкабаева. Фото — Катерина Малама

За последние годы многие крупные компании в Казахстане увеличили собственные ИТ-подразделения с нескольких сотрудников до сотен разработчиков. Чем объяснить этот стремительный рост? Почему бизнесы решили сократить или даже прекратить работу с внешними вендорами – в том числе международными брендами – в пользу инхаус-команд. И самое главное – что дальше? Смогут ли банки, телеком-операторы, крупные девелоперы, ритейлеры, e-commerce площадки закрыть все свои потребности в разработке? Особенно с учетом растущей конкуренции за ИТ-кадры на рынке. Когда перекупаются не только отдельные специалисты, но и целые команды… Будет ли потребность у крупного бизнеса в ИТ-ауторсинге? И как будет меняться сам аутсорсинг?

Своим видением – ретроспективой за последние 5 лет, анализом того, что происходит прямо сейчас, и прогнозом развития рынка – делится Агиис Конкабаева, соучредитель и СЕО digital-компании red_mad_robot central asia.

Банкам сейчас, чтобы закрыть вакансию разработчика, нужно потратить в среднем от 3 до 5 месяцев на поиски и собеседования. Если мы говорим про тимлидов – это срок до 6 месяцев. То есть чтобы сформировать команду для нового продукта, нанимая с рынка, нужно около полугода. При этом рынок все больше нагревается, у разработчиков и лидов большая текучесть. Банки начали перекупать друг у друга айтишников целыми командами. Вероятно, поэтому средний жизненный цикл ИТ-специалиста в казахстанском банке сейчас около года. Пришел – поработал на проекте – набрался опыта – получил оффер из другого банка с +30% к текущей зарплате – сменил работу.

У модели «инхаус + качественный аутсорс» на сегодня есть серьезные плюсы. Но эволюция рынка на этой формуле не заканчивается. Сейчас начинается новый этап в его развитии. Что я подразумеваю под «цифровым партнерством»? Это некий более продвинутый уровень по сравнению с привычным аутосорсингом. Когда компания-партнер не просто разрабатывает продукт. А предлагает заказчику конкретные идеи, исследует рынок, совместно с заказчиком тестирует гипотезы, помогает сделать бизнес-стратегию для новых продуктов и отвечает, в том числе, за успех продукта на рынке, ключевые бизнес-метрики.

То есть речь идет об ответственности не только за результаты разработки, но и за бизнес-результаты в целом.

Ел макароны во время собеседования — руководитель HR-отдела Kolesa Group вспоминает забавные истории при рекрутинге

Асель Мухтарова. Фото — Kolesa Group

Cобеседование — ответственный и часто стрессовый момент, когда кандидату нужно показать себя с лучшей стороны. Но иногда во время разговора с потенциальным работодателем возникают форс-мажоры. Ситуации, которые выходят за привычные рамки. В комментарии для Digital Business Асель Мухтарова, руководитель HR-отдела Kolesa Group, вспомнила самые необычные, смешные и неловкие истории на собеседованиях.

Было собеседование с Android-разработчиком. В назначенное время мы с тимлидом мобильной разработки вышли на связь, а его нет. Пишу ему — не отвечает. Звоню — он берёт трубку, извиняется и эмоциональным, возбуждённым голосом объясняет, что у него прорвало батарею. Просит дать ему ещё 10 минут. Мы всё поняли и решили его дождаться.

Через условленное время кандидат выходит на связь: очки запотевшие, вокруг хаос. Говорит: «Всё в порядке, я воду остановил, к собеседованию готов». В течение беседы время от времени встревоженно смотрел на батареи, к счастью, те держались.

Отбор он прошёл, плюс мы увидели, как он уверенно справился со стрессовой ситуацией. Работает в компании уже три года.

Как-то во время технического собеседования кандидат-разработчик кушал макароны. Мы с ним беседуем и спрашиваем: «Всё хорошо? Вам ничего не мешает, не отвлекает?». Он отвечает: «Нет, всё окей. Какой был вопрос?», и продолжает с аппетитом поглощать еду.

Намёков он не понял, и мы попросили его отложить макароны в сторону и поесть после собеседования. Он извинился и убрал еду, мы продолжили разговор. Но в итоге на работу мы его не взяли.

Потрясающая природа, бабушки с QR-кодами и гостеприимство — впечатления продакт-менеджера, который приехал работать в Казахстан

Даниил Ларионов. Фото — Катерина Малама

Мы часто пишем о казахстанских специалистах, которые поехали работать за границу — в международные компании в США и Европе. А что думают те, кто выбрал противоположный маршрут? Интересно узнать!

Мы попросили откликнуться айтишников-экспатов, которые сейчас работают в Казахстане. Первым опубликовали рассказ 20-летнего Даниила Ларионова, который в около-ИТ индустрии работает два с половиной года. Начинал с технической поддержки в Яндексе, а весной 2022 года приехал в Казахстан и сейчас работает продакт-менеджером во Freedom Mobile. С нами Даниил поделился своими впечатлениями от Казахстана и казахстанцев.

Неизгладимое впечатление — это бабушки с Kaspi QR-кодами, продающие курт и айран на перроне какой-то крохотной станции. В России финтех очень силен, но чтобы, например, картой Тинькофф умела пользоваться почти каждая бабушка — пока сложно представить.

Разработчики, например, между собой предпочитают общаться на казахском, но если рядом кто-то из русскоговорящих ребят, они переключаются на русский, чтобы всем было комфортно. У меня никогда не возникало ощущение, что я «чужой». Культура взаимопомощи и гостеприимства чувствуется и в стенах офиса.

Для большинства людей переезд — небольшое (или даже большое) потрясение. И очень важно справиться с ощущением того, что ты на новом месте «чужой».

Так вот, Казахстан по-настоящему сильно помогает тебе в этом. Говоря Казахстан, я в первую очередь имею в виду людей, которые здесь живут. За эти месяцы я буквально устал умиляться от предложений о помощи. Радушие, искренний интерес, любовь к жизни — все это о казахстанцах.

Я невероятно благодарен этой стране и ее людям за возможность обрести второй дом.