7 материалов Digital Business, которые помогут поверить в себя и стать лучше

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 05.01.2023, 09:14

В 2022 году мы много рассказывали о достижениях и факапах казахстанских стартапов и компаний. О том, как они штурмовали международные рынки и укрепляли позиции в Казахстане. Цифры, графики, метрики, гипотезы… В этом суть бизнеса. Но не только. Сегодня редакция Digital Business собрала истории и цитаты, которые, надеемся, смогут вдохновить вас на новые свершения в 2023 году, придадут сил и помогут найти ответы на нерешенные вопросы.

«Только планомерная, нудная, ежедневная работа дает результаты» – «железный человек» Байжан Канафин о триатлоне и бизнесе

Байжан Канафин

Байжан Канафин. Фото из личного архива Байжана Канафина

Байжан Канафиноснователь и CEO Documentolog, а еще известный триатлет-любитель. Именно о триатлоне Digital Business подробно поговорил с Байжаном.

Если ты хочешь начать заниматься спортом, должен быть рядом человек, который тебя введет в тренировки, проведет onboarding, так сказать, пока у тебя не выработаются привычки, устойчивые нейронные связи и ты сам уже не сможешь жить без тренировок.

Задача триатлета — это преодоление внутренних барьеров, разговор с собой. И самое большое удовольствие в ощущении, когда тебе тяжело, но ты борешься и преодолеваешь себя. Ваша задача на начальном этапе чуть-чуть «обмануть» мозг. Как «обмануть»? Во-первых, можно поставить себе конкретную цель и дедлайн: например, через полгода пробежать столько-то. Во-вторых, заниматься в группе, в команде, которая тебя мотивирует. Тогда бросить будет сложнее.

На первом этапе цели, дедлайны, окружение заставляют проявлять силу воли и выходить из зоны комфорта. Но после того, как ты делаешь одно и то же действие в течение долгого времени, у тебя вырабатываются те самые новые нейронные связи, и уровень дискомфорта — от того, что надо куда-то пойти, напрягаться, заниматься — снижается. И даже более того — ты начинаешь чувствовать удовольствие от занятий спортом. Постепенно это становится твоим образом жизни.

CPO Kolesa Group Александр Нагорный: «Почему мы, казахи, обязательно должны куда-то ехать, чтобы создавать что-то масштабное?»

Нагорный

Александр Нагорный. Фото: Катерина Малама

Перед тем, как стать топ-менеджером в Kolesa Group, Александр Нагорный несколько лет отработал дизайнером в веб-студии Караганды и компании Wooppay. Хотя изначально учился на бухгалтера и планировал связать свою жизнь с экономикой и финансами. Почему Александр решил поменять профессию и как работал в ИТ-сфере Казахстана начала 2010-х? Об этом он рассказал Digital Business.

Когда я сомневался в выборе, ко мне пришел  друг и предложил попробовать себя в качестве дизайнера в местной веб-студии, где делали сайты для карагандинского бизнеса задешево. Спустя некоторое время у меня начало формироваться понимание реальной жизни, где ты можешь помогать и менять мир вокруг себя. Работа дарила ощущение — ты можешь делать нечто большее.

Лучший способ чему-то научиться — это идти и делать. Пробовать и не бояться ошибок. А те, кто рассказывают, что нельзя и шагу ступить без какой-то теоретической базы, — бездельники.

Взял за правило работать по принципу Джобса: нужно работать не по 12 часов, а головой. С каждым годом осознаю его по-новому. Теперь вот запрещаю себе задерживаться на работе дольше, чем до 19:00-20:00. Также научился находить время на собственные увлечения.  Занимаюсь триатлоном и окружил себя людьми, которым это интересно.

Ты находишь проблему, допустим, те же переработки. И начинаешь искать причины. Возможно, неэффективное использование времени или желание взять все на себя. И далее, в зависимости от ответов, ты распутываешь этот клубок и находишь решение. Благодаря этому подходу я научился концентрироваться на одной задаче, а не держать их в уме по 5-6 штук. Если комментируешь дизайн — ты полностью погружаешься в дизайн и не думаешь больше ни о чем. 

«В Казахстане многие женщины боятся проявить себя, так как думают, что задвинут мужчину». CEO Citix Яна Шойбекова о том, как быть многодетной мамой и успешной бизнесвумен

Яна Шойбекова

Яна Шойбекова. Фото: Катерина Малама

CEO Citix Яна Шойбекова – многодетная мама: у нее четверо детей. При этом заняться предпринимательством она решила после рождения второго ребенка. Мы поговорили с Яной и узнали, как совместить материнство со стартапом и почему многие женщины в Казахстане не торопятся в бизнес.

Получается ли уделять время детям?

Знаю много случаев, когда женщины сидят постоянно дома, но заняты чем угодно, только не детьми. Если ты знаешь, чем живет твой ребенок, вникаешь в его дела в школе и в разговорах понимаешь, что он здоров ментально и духовно, то это выливается в определенный результат. Дети могут общаться со мной откровенно. Они не боятся сказать мне, где я не права. У каждого из них есть своя точка зрения, на которой они умеют стоять, а я в свою очередь к ним прислушиваюсь. Считаю, у нас выстроены хорошие взаимоотношения.

Почему в технологических стартапах мало женщин-фаундеров?

Таков культурный код. На Востоке женщины исторически особо не имели веса. И даже сейчас на управленческих должностях в государственном аппарате их все еще мало. Но главная причина – воспитание. Многие женщины боятся проявлять себя, так как думают, что таким образом как-то задвинут мужчину. Такие стереотипы очень крепки в обществе. Почему-то у нас так сложилось, что если ты руководишь, то каким-то образом ослабляешь мужчину. Но всегда можно найти подход взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к прогрессу.

Как не бояться?

Не пытайтесь подстраиваться под мужчин и одеваться в их костюм, чтобы вести бизнес с некой маскулинностью. Важно понимать свою природу, сильные стороны и развивать их. Эти навыки помогут в бизнесе. А где-то даже будут эффективнее, чем идти классическим для мужчин путем. Главное набраться терпения, потому что легко не будет.

Из Алматы в Кремниевую долину. История казахстанца, который уже 6 лет работает в Google

Шерзат Айтбаев

Шерзат Айтбаев. Фото: из личного архива Шерзата Айтбаева

У Шерзата Айтбаева была мечта – поехать учиться в США. Цель казалась недосягаемой: родители никак не смогли бы финансово потянуть дорогое обучение. Но у жизни были другие планы… Сейчас Шерзат – senior software engineer в нью-йоркском офисе Google. Парень рассказал Digital Business, как школьный факультатив помог ему попасть в Штаты и почему Google не должен быть пределом мечтаний.

Для нашей семьи моя учеба в США была не по карману. Но тут вдруг возникла возможность. В Хьюстоне открылся North American University, который по американским меркам был довольно дешевым. А тем, у кого имелись достижения в академическом плане, предоставляли хорошие скидки. Я в школе занимался спортивным программированием. Когда отправил документы, получил хорошую скидку. Благодаря ей плата за обучение стала реалистичной. С дисконтном хватало денег на первый год учебы. Решили – нужно ехать, а дальше что-нибудь придумаем.

На мой взгляд, Google не должен считаться пределом мечтаний. Лучше думать шире и смотреть на такие компании, как возможность для развития, знакомства с правильными людьми. И двигаться к следующей цели. Многие «гуглеры» начинают свои стартапы, ведь после работы в Google открывается много дверей в индустрии и появляются классные возможности для карьеры.

Фокусируйтесь на том, чем хотите заниматься через 20 лет. Желаете стать директором в Google? Отлично. Тогда нужно получить хорошее образование, сделать несколько проектов и пробиваться в компанию. В Google и других корпорациях работают обычные люди без каких-либо экстраординарных способностей. Посмотрите на самого себя, превратите мечту работать в Google в план, действуйте.

Сначала жарил картошку фри и красил стены, а теперь занимается автоматизацией переводов в LinkedIn. Парень из Актобе добрался до Кремниевой долины

Максат Кадыров

Максат Кадыров. Фото: из личного архива Максата Кадырова

Senior software engineer в LinkedIn Максат Кадыров рассказал, как поход в бар дал старт его карьере программиста.

Как-то раз сидел в баре и приметил компанию ребят, которые разговаривали на русском. Позже один из них подошел ко мне с кувшином пива и на английском предложил его забрать, так как они уходят и не хотят, чтобы напиток пропадал. Я поблагодарил человека на русском, что его удивило. Немного пообщались и выяснилось, что он тоже программист. Приехал в США из Украины. Здесь с партнерами работал над проектом, который должен был помочь людям с маленьким доходом получать юридическую консультацию, так как она слишком дорогая.

Мне идея понравилась. Сказал им, что могу бесплатно сделать какую-нибудь фичу. Так начал заниматься чатом платформы. А спустя 2 месяца предложил взять на себя всю разработку. Попросил только платить мне «минималку», чтобы хватало на еду. Этот проект настолько запал в душу, что готов был пойти на меньшую зарплату и отказаться от грин-карты, процедуру получения которой запустил мой работодатель. Хотелось изменить мир и помочь миллионам американцев иметь доступ к правосудию.

Мне понадобилось 33 дня, чтобы получить оффер от LinkedIn . За это время было всякое. Меня часто приглашали на интервью, но работу по итогу не предлагали. Начал сомневаться в собственных силах. И тут в один прекрасный день позвали на собеседование в LinkedIn. 

Важно понимать, что в США миллионы квалифицированных людей с такой же как у вас специальностью. Считать себя особенным не стоит. Даже те, кто уже работает в больших компаниях, не причисляют себя к супергероям. Есть понимание, что это везение. Однако условия для удачи нужно создать – она не приходит сама по себе. В свое время поступил в магистратуру американского вуза, потом поехал на свой страх и риск в Кремниевую долину. Так что тем, кто хочет попасть в США и работать в большой корпорации, я советую не сидеть на месте и предпринимать какие-либо действии на пути к своей цели.

«Спросите себя: «В какой момент я превратился в ходячего мертвеца?» Психолог о том, как спастись от эмоционального выгорания на работе

Саулентай Талгаткызы

Саулентай Талгаткызы. Фото: из личного архива Саулентай Талгаткызы

В материале для Digital Business психолог Саулентай Талгаткызы рассказала, как понять, что вы столкнулись с эмоциональными выгоранием и что делать для возвращения в нормальное состояние.

Есть несколько признаков, которые позволяют не только понять, насколько вы близки к выгоранию, но и оценить свое эмоциональное состояние:

1. Снижение уровня восхищения и наслаждения работой. Если вы приходите в офис и начинаете задумываться: «На своем ли я месте? Мое ли это призвание?»,  то это первый «звоночек».

2. Саботаж работы. Постоянные опоздания, отмена встреч, откладывание всех дел на потом сигнализируют о том, что ситуация ухудшается.

3. Злость и раздражение. На этом этапе уже ничего не хочется делать ни за какие деньги. Разговоры о проекте вызывают агрессию. Это уже предел.

4. Апатичное состояние. После эмоционального взрыва происходит упадок сил. Специалисты называют такое состояние «пеплом после фейерверка». Пропадает всякое желание что-либо делать и с кем-либо контактировать.

5. Проблемы со здоровьем. Тело очень четко реагирует на то, что происходит в голове. Если появились проблемы со сном (бессонница или повышенная сонливость), обострилась аллергия, возникла резкая тяга к курению или сладкому, то вы на пике выгорания.

Для возвращения в нормальное состояние необходимо:

Задать себе несколько важных вопросов, которые помогут разобраться в чувствах и вернуть внутреннюю гармонию.

Человек выгорает из-за того, что отдает больше эмоций, чем получает. Тут важно обратить внимание, где вы конкретно не получаете эмоций (на работе или дома), а куда направляете больше, чем следовало. Потом спросите у себя: почему я кому-то помогаю в ущерб себе?

Не накапливать в себе раздражение.

Это довольно характерно для айтишников. Ребята с утра до вечера, а иногда и сутками, сидят за компьютером и пытаются абстрагироваться от внешнего мира, чтобы выполнить поставленную задачу. Все негодование, которое накапливается в процессе, они держат в себе. Вступать в какой-то контакт с другими, а тем более конфликт, даже ради отстаивания собственных интересов, они не хотят. Такая тактика чревата плохими последствиями. Рано или поздно негативные эмоции накопятся и произойдет неконтролируемый выброс агрессии.

Конфликты (не скандалы с применением насилия) улучшают отношения: и рабочие, и партнерские, и детско-родительские. Если вы постоянно этого избегаете, то задумайтесь, почему вам проще все игнорировать, чем защитить себя. В какой момент вы превратились в «ходячего мертвеца» и добровольно закрылись от окружающих? Это будет движением в правильном направлении.

Что делать, если твой коллега «токсик»? Психолог о сарказме, конфликтах и «легализации злости»

Саулентай Талгаткызы

Саулентай Талгаткызы. Фото: из личного архива Саулентай Талгаткызы

А в этом тексте Саулентай Талгаткызы объясняет, почему люди становятся токсичными и как распознать такого человека.

Давайте разберемся, что такое токсичность. Как гештальт-терапевт я считаю ее подавленной агрессией, которая рождается из-за непроработанной злости. Когда человек привык держать эмоции в себе, у него не развивается навык «злиться легально». Он не говорит окружающим, что ему не нравится. Проще не замечать внешних раздражителей и подавлять негативные эмоции. Обычно такое происходит с нечувствительными людьми, которые безжалостно относятся и к себе, и к другим.

Токсичность в той или иной степени есть у всех людей. Можно сказать, что с ней мы рождаемся. С годами у некоторых она может развиваться и выходить на новый уровень, а у других оставаться в тени.

Чтобы понять,  токсичен ли я, нужно пройтись по следующему списку вопросов и честно на них ответить:

1. Умею ли я конфликтовать?

2. Когда я злюсь, говорю ли об этом другому человеку?

3. Могу ли выдерживать несогласие со мной и адекватно реагировать, если мне откажут в чем-то?

4. Если я не доволен, то как буду это выражать?

В случае, если на все вопросы ответы «да», а на последний что-то вроде: «расскажу о своих чувствах и раздражении», то с вами все в порядке. Если ответы «нет», а на последний вопрос: «буду терпеть или отвечу шуткой», то не помешает помощь специалиста.