7 материалов Digital Business, которые помогут поверить в себя и стать лучше

В 2022 году мы много рассказывали о достижениях и факапах казахстанских стартапов и компаний. О том, как они штурмовали международные рынки и укрепляли позиции в Казахстане. Цифры, графики, метрики, гипотезы… В этом суть бизнеса. Но не только. Сегодня редакция Digital Business собрала истории и цитаты, которые, надеемся, смогут вдохновить вас на новые свершения в 2023 году, придадут сил и помогут найти ответы на нерешенные вопросы.
«Только планомерная, нудная, ежедневная работа дает результаты» – «железный человек» Байжан Канафин о триатлоне и бизнесе

Байжан Канафин. Фото из личного архива Байжана Канафина
Байжан Канафин – основатель и CEO Documentolog, а еще известный триатлет-любитель. Именно о триатлоне Digital Business подробно поговорил с Байжаном.
CPO Kolesa Group Александр Нагорный: «Почему мы, казахи, обязательно должны куда-то ехать, чтобы создавать что-то масштабное?»

Александр Нагорный. Фото: Катерина Малама
Перед тем, как стать топ-менеджером в Kolesa Group, Александр Нагорный несколько лет отработал дизайнером в веб-студии Караганды и компании Wooppay. Хотя изначально учился на бухгалтера и планировал связать свою жизнь с экономикой и финансами. Почему Александр решил поменять профессию и как работал в ИТ-сфере Казахстана начала 2010-х? Об этом он рассказал Digital Business.
«В Казахстане многие женщины боятся проявить себя, так как думают, что задвинут мужчину». CEO Citix Яна Шойбекова о том, как быть многодетной мамой и успешной бизнесвумен

Яна Шойбекова. Фото: Катерина Малама
CEO Citix Яна Шойбекова – многодетная мама: у нее четверо детей. При этом заняться предпринимательством она решила после рождения второго ребенка. Мы поговорили с Яной и узнали, как совместить материнство со стартапом и почему многие женщины в Казахстане не торопятся в бизнес.
Получается ли уделять время детям?
Знаю много случаев, когда женщины сидят постоянно дома, но заняты чем угодно, только не детьми. Если ты знаешь, чем живет твой ребенок, вникаешь в его дела в школе и в разговорах понимаешь, что он здоров ментально и духовно, то это выливается в определенный результат. Дети могут общаться со мной откровенно. Они не боятся сказать мне, где я не права. У каждого из них есть своя точка зрения, на которой они умеют стоять, а я в свою очередь к ним прислушиваюсь. Считаю, у нас выстроены хорошие взаимоотношения.
Почему в технологических стартапах мало женщин-фаундеров?
Таков культурный код. На Востоке женщины исторически особо не имели веса. И даже сейчас на управленческих должностях в государственном аппарате их все еще мало. Но главная причина – воспитание. Многие женщины боятся проявлять себя, так как думают, что таким образом как-то задвинут мужчину. Такие стереотипы очень крепки в обществе. Почему-то у нас так сложилось, что если ты руководишь, то каким-то образом ослабляешь мужчину. Но всегда можно найти подход взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к прогрессу.
Как не бояться?
Не пытайтесь подстраиваться под мужчин и одеваться в их костюм, чтобы вести бизнес с некой маскулинностью. Важно понимать свою природу, сильные стороны и развивать их. Эти навыки помогут в бизнесе. А где-то даже будут эффективнее, чем идти классическим для мужчин путем. Главное набраться терпения, потому что легко не будет.
Из Алматы в Кремниевую долину. История казахстанца, который уже 6 лет работает в Google

Шерзат Айтбаев. Фото: из личного архива Шерзата Айтбаева
У Шерзата Айтбаева была мечта – поехать учиться в США. Цель казалась недосягаемой: родители никак не смогли бы финансово потянуть дорогое обучение. Но у жизни были другие планы… Сейчас Шерзат – senior software engineer в нью-йоркском офисе Google. Парень рассказал Digital Business, как школьный факультатив помог ему попасть в Штаты и почему Google не должен быть пределом мечтаний.
Сначала жарил картошку фри и красил стены, а теперь занимается автоматизацией переводов в LinkedIn. Парень из Актобе добрался до Кремниевой долины

Максат Кадыров. Фото: из личного архива Максата Кадырова
Senior software engineer в LinkedIn Максат Кадыров рассказал, как поход в бар дал старт его карьере программиста.
«Спросите себя: «В какой момент я превратился в ходячего мертвеца?» Психолог о том, как спастись от эмоционального выгорания на работе

Саулентай Талгаткызы. Фото: из личного архива Саулентай Талгаткызы
В материале для Digital Business психолог Саулентай Талгаткызы рассказала, как понять, что вы столкнулись с эмоциональными выгоранием и что делать для возвращения в нормальное состояние.
Есть несколько признаков, которые позволяют не только понять, насколько вы близки к выгоранию, но и оценить свое эмоциональное состояние:
1. Снижение уровня восхищения и наслаждения работой. Если вы приходите в офис и начинаете задумываться: «На своем ли я месте? Мое ли это призвание?», то это первый «звоночек».
2. Саботаж работы. Постоянные опоздания, отмена встреч, откладывание всех дел на потом сигнализируют о том, что ситуация ухудшается.
3. Злость и раздражение. На этом этапе уже ничего не хочется делать ни за какие деньги. Разговоры о проекте вызывают агрессию. Это уже предел.
4. Апатичное состояние. После эмоционального взрыва происходит упадок сил. Специалисты называют такое состояние «пеплом после фейерверка». Пропадает всякое желание что-либо делать и с кем-либо контактировать.
5. Проблемы со здоровьем. Тело очень четко реагирует на то, что происходит в голове. Если появились проблемы со сном (бессонница или повышенная сонливость), обострилась аллергия, возникла резкая тяга к курению или сладкому, то вы на пике выгорания.
Для возвращения в нормальное состояние необходимо:
Задать себе несколько важных вопросов, которые помогут разобраться в чувствах и вернуть внутреннюю гармонию.
Человек выгорает из-за того, что отдает больше эмоций, чем получает. Тут важно обратить внимание, где вы конкретно не получаете эмоций (на работе или дома), а куда направляете больше, чем следовало. Потом спросите у себя: почему я кому-то помогаю в ущерб себе?
Не накапливать в себе раздражение.
Это довольно характерно для айтишников. Ребята с утра до вечера, а иногда и сутками, сидят за компьютером и пытаются абстрагироваться от внешнего мира, чтобы выполнить поставленную задачу. Все негодование, которое накапливается в процессе, они держат в себе. Вступать в какой-то контакт с другими, а тем более конфликт, даже ради отстаивания собственных интересов, они не хотят. Такая тактика чревата плохими последствиями. Рано или поздно негативные эмоции накопятся и произойдет неконтролируемый выброс агрессии.
Что делать, если твой коллега «токсик»? Психолог о сарказме, конфликтах и «легализации злости»

Саулентай Талгаткызы. Фото: из личного архива Саулентай Талгаткызы
А в этом тексте Саулентай Талгаткызы объясняет, почему люди становятся токсичными и как распознать такого человека.
Токсичность в той или иной степени есть у всех людей. Можно сказать, что с ней мы рождаемся. С годами у некоторых она может развиваться и выходить на новый уровень, а у других оставаться в тени.
Чтобы понять, токсичен ли я, нужно пройтись по следующему списку вопросов и честно на них ответить:
1. Умею ли я конфликтовать?
2. Когда я злюсь, говорю ли об этом другому человеку?
3. Могу ли выдерживать несогласие со мной и адекватно реагировать, если мне откажут в чем-то?
4. Если я не доволен, то как буду это выражать?
В случае, если на все вопросы ответы «да», а на последний что-то вроде: «расскажу о своих чувствах и раздражении», то с вами все в порядке. Если ответы «нет», а на последний вопрос: «буду терпеть или отвечу шуткой», то не помешает помощь специалиста.