Рекрутеры ИТ-компаний рассказали, как подготовиться к собеседованию, чтобы получить работу

Собеседование — самый важный этап для попадания на работу в ИТ-компанию. Если хорошо подготовиться к нему, выбрав вакансию, которая вам действительно подходит, можно достаточно быстро получить хороший оффер. Digital Business расспросил HR-специалистов компаний ALSI и iTechArt Group, на что обращают внимание работодатели при отборе кандидатов сейчас.

Компания ALSI: «Идеального кандидата найти невозможно»

Екатерина Пурик, HR-специалист компании ALSI, рассказывает, что процесс отбора будущих сотрудников направлен на то, чтобы выявить, есть ли у кандидата необходимые компетенции (soft и hard skills), совпадают ли они с культурой компании.

Отбор кандидатов проходит так:

  1. Первичный отбор проводит рекрутер, который по основным критериям (опыт работы, образование, ожидания соискателя) анализирует резюме и задает уточняющие вопросы кандидату (по телефону или в мессенджерах).
  2. Затем назначается встреча с линейным руководителем, где происходит более подробная оценка компетенций в формате беседы.

На примере позиции Pre-sale инженер Екатерина показывает, на что обращают внимание в ALSI на собеседованиях. Такой специалист должен обладать:

  • аналитическими навыками, чтобы определить «проблему» клиента и предложить несколько вариантов решения;
  • развитыми коммуникативными навыками (ясно, четко излагать мысли, устанавливать контакт, говорить на языке пользователя и т.д.);
  • умением презентовать решение клиенту, убедить что именно оно является наиболее выгодным;
  • стрессоустойчивостью, умением работать в режиме многозадачности;
  • навыками планирования и тайм-менеджмента;
  • способностью к быстрому усваиванию новой информации;
  • техническими знаниями и навыками в ИТ, например, в сетевой инженерии.
Ищете работу в ИТ?

Заходите за высокооплачиваемой работой в наш раздел с ИТ-вакансиями.

Что важно — у нас все вакансии с цифрами по зарплате.

Также у кандидата на позицию Pre-sale инженера должен быть технический бэкграунд — чтобы разобраться в потребностях клиента и выработать решение с командой инженеров. Но все же в приоритете на данной должности soft skills, так как основной объем работы такого специалиста связан с взаимодействием с заказчиками и коллегами.

Понятно, что на 100 процентов подходящего под все критерии кандидата найти невозможно, в чем-то он будет более силен, в чем-то менее, поэтому предпочтение отдается тому, у кого больше всего совпадений с ожиданиями работодателя.

Некоторые компетенции можно подтянуть в процессе работы. Например, если у человека недостаточно знаний в сфере серверного оборудования, то мы поможем их подтянуть, для этого у нас существует программа наставничества. Также мы предоставляем сотрудникам возможность проходить дополнительное обучение.

Екатерина Пурик отмечает, что большой вес при отборе кандидатов имеет резюме. Уже на этом этапе рекрутер ALSI оценивает такие компетенции, как структурированность, ориентация на результат и даже презентационные навыки. Также по резюме можно понять, насколько осознанно кандидат подходит к поиску работы, есть ли у него четкие цели, представление, куда он стремится.

Конечно, только на основе резюме нельзя сделать окончательных выводов, но рекрутеры ставят себе пометки о том, какие дополнительные вопросы нужно задать и какие моменты прояснить на следующих этапах отбора.

Три совета от Екатерины Пурик по подготовке к собеседованию:

1. Уделить время на подготовку к разговору: изучить компанию, вакансию, требования; сопоставить требования и свои компетенции (в чем я хорош, где я уже сделал первые шаги, в чем у меня еще нет опыта); составить резюме, в котором бы отражались необходимые для данной должности компетенции и результаты, достигнутые на предыдущих местах работы; подготовить свой список вопросов для работодателя, чтобы осознать, насколько вам подходит это место.

2. Проявить инициативу и заинтересованность. Это может быть продемонстрировано в виде прямого обращения к работодателю (по электронной почте, через карьерный сайт или соцсети), отправки сопроводительного письма, запроса обратной связи после интервью.

3. Четко сформулировать и донести свою мотивацию, ожидания, что вы хотите получить от этой работы. Это даст работодателю возможность понять, насколько совпадают ценности и как ваши потребности могут быть удовлетворены в стенах компании.

iTechArt Group: «Интервью длится около двух часов»

Богдан Зиневич, Recruiter/Team Manager iTechArt Group рассказывает, что в компании есть общий стандарт проведения интервью — наиболее валидным методом является интервью по компетенциям.

Мы стремимся к объективности, решения принимаются на основе конкретных свидетельств из опыта кандидата, а не на основе мнения интервьюера. А вот тестовыми заданиями мы пользуемся очень редко.

Интервью состоит из нескольких блоков:

  1. Вопросы рекрутера (оценка soft skills);
  2. Техническая часть с вопросами техспециалистов и нанимающего менеджера;
  3. Вопросы рекрутера на английском;
  4. Вопросы от кандидата.

Одна из особенностей интервью в iTechArt Group — это длительность (около 2 часов). За это время компания получает полную информацию для принятия решения о найме. Но само решение принимается очень быстро: сразу после интервью встреча обсуждается с менеджером, все делятся мнениями и делают выводы. Обратная связь кандидату обычно представляется в течение нескольких часов или дней.

Что касается резюме, то рекрутерам iTechArt Group, по их словам, не нужно много времени на его изучение:

Многим известно, что рекрутер может за 8-10 секунд составить впечатление о резюме кандидата. На практике бывает и быстрее, так как смотрим сразу критически важные пункты в резюме: владение английским языком, опыт работы, технологии.

Если с этими пунктами все хорошо, то можно внимательнее изучить профиль. Это также происходит быстро, у рекрутера уже выработалась насмотренность. В ИТ есть два наиболее популярных формата резюме – Linkedin-профиль кандидата и резюме на сайте hh.kz. Я бы рекомендовал пользоваться этими форматами или следовать их шаблону при создании своего резюме.

Богдан Зиневич отдельно рассказывает о том, какие soft skills важны для компании: проактивность, ориентация на развитие, клиентоориентированность. Важно, чтобы человек мог работать в команде, общаться с заказчиком, развиваться сам и развивать других. Значимую роль играет уровень разговорного английского, потому что iTechArt Group работает с клиентами из США и Западной Европы. Также есть качества, которые важны для определенных направлений — например, ориентация на результат для Sales manager.

В конце Богдан подчеркивает, что не бывает  плохих и хороших кандидатов. Есть те, кто подходит и не подходит в данный момент именно на эту роль.

Три совета от Богдана Зиневича, которые помогут получить оффер:

1. Внимательно оценить открытую позицию: роль и задачи. Это поможет соискателю лучше подготовиться к интервью. На собеседовании отвечайте честно: если заявили о каком-либо навыке, но совсем им не владеете, это сыграет в минус.

О кандидате создается позитивное впечатление, если он подготовился и внимательно изучил описание вакансии и информацию о компании. 

2. Демонстрировать мотивацию. Часто кандидат спрашивает про зарплату, ее пересмотры, медстраховку и прочие бенефиты, забывая узнать, какие будут задачи, какие есть перспективы роста, будет ли возможность изучить и поработать с новыми технологиями. Если спрашивать только о материальном — это может создать неправильное впечатление. Старайтесь задавать вопросы из разных областей.

3. Соблюдать договоренности и предупреждать, если интервью с вашей стороны уже не актуально, стараться не опаздывать. На самом деле от такого предупреждения никаких дополнительных вопросов к человеку не возникнет — все понимают, что могут быть разные обстоятельства. Если проходите интервью онлайн, то создайте комфортные условия во время интервью: тихая обстановка, хорошая связь, включенная камера. Будьте доброжелательными, искренними, мотивированными – это все создает очень хорошее впечатление.

Богдан ЗиневичiTechArt GroupЕкатерина ПурикALSIсобеседованиеhard skillssoft skillsHRИТрезюме