«Чем выше зарплата выпускника, а стоимость курса ниже, тем эффективнее ИТ-школа». Как стать участником программы Tech Orda

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 20.10.2022, 10:16
Абай Абсамет

Абай Абсамет (в центре)

В 2021 году Astana Hub запустил при поддержке МЦРИАП программу финансирования подготовки ИТ-специалистов Tech Orda. Ее главная цель – подготовить к 2025 году дополнительно 20 тысяч айтишников.

Управляющий директор по развитию и экспорту Astana Hub, курирующий в том числе образовательные программы, Абай Абсамет в интервью Digital Business рассказал, какие ИТ-школы могут претендовать на попадание в программу, что им нужно сделать для получения финансирования, как происходит отбор студентов и будут ли им помогать с трудоустройством.

«Всего получили запрос на 11 027 ваучеров»

– Кому сейчас выделяются ваучеры для обучения: студентам или школам?

– Изначально выдавали их напрямую студентам. Однако теперь решили действовать через школы. Если в прошлом году раздали всего 100 ваучеров, то в этом в бюджет заложили 3 тысячи. Представьте, сколько людей нам пришлось бы профильтровать, чтобы отобрать среди всего потока желающих 3 тысячи. Подумали, что будет проще и рациональнее взять на себя процесс отбора школ, а уже им делегировать набор студентов. Однако на самотек работу со студентами не пускаем. Условия программы выстроены так, что школа замотивирована проводить качественный набор и подготавливать хороших выпускников.

– На участие в программе может претендовать любая ИТ-школа?

Tech Orda

Фото: Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

– В процессе отбора опираемся на перечень приоритетных видов деятельности Astana Hub, который регулирует, какие компании могут получать налоговые льготы. Там есть 17 пункт, посвященный оказанию услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий по различным направлениям. В нем задан четкий фреймворк и те школы, курсы которых соответствуют ему, могут стать обладателями ваучеров.

– Какие критерии отбора?

– Первый – стать налоговым резидентом Astana Hub, что позволяет провести первичную аккредитацию ИТ-школы по 17 пункту. Эксперты оценивают ключевые метрики, направления курсов, бизнес-план, а после выносят вердикт, может ли школа получить специальный налоговый режим. Из всех заявок через наши фильтры смогло пройти 70 школ.

Второй критерий – подать заявку с описанием школы и курсов на платформу astanahub.com и получить аккредитацию от независимой комиссии. В нее входят представители крупных компаний (не ИТ-школ), которые так или иначе сталкивались с системой ИТ-образования и знают, какие специалисты сейчас востребованы. Комиссия просматривала каждую заявку и голосовала не просто за школу, а за каждый заявленный курс. Были кейсы, когда школа подавала 3 курса, а пропускали только 2, потому что экспертам не понравилось качество преподавания на одном из курсов или они посчитали его устаревшим.

Руководствуясь таким подходом, комиссия рассмотрела все 70 заявок, по итогу 50 школ допустили к распределению ваучеров. Дальше их разделили на две группы: работающих больше и меньше одного года. Цель программы – не только подготовить определенную массу специалистов, но и поощрить появление новых школ, чтобы становилось больше площадок для обучения ИТ-профессиям.

– На что влияет срок работы?

– На количество полученных ваучеров. Мы их тоже поделили на две части – условные (70% от общего количества) и безусловные (30%). На первые могли претендовать только школы, работающие больше года. А вторые распределялись поровну между всеми. Получилось, что все 50 школ получили минимум по 18 ваучеров. Для школ, которые работают меньше года, это мотивация показать за ближайший год свой трекшен и в следующий раз претендовать на больший объем.

– А каким образом распределялись условные ваучеры?

Абай Абсамет

Абай Абсамет (справа)

– Разработали алгоритм с математической логикой, который делает расчеты определенных показателей и выдает результат эффективности. Она рассчитывается из соотношения средней зарплаты выпускника школы и средней стоимости курса.

Логика такая: чем выше зарплата выпускника, а стоимость курса ниже, тем эффективнее школа.

Выпускниками мы считали людей, которые обучались в школе не позднее, чем 3 года назад. К своей заявке школа прикрепляла список некоторых своих выпускников. Они должны были зайти на платформу, ввести ИИН и заполнить две формы. Первая – подтверждение об учебе в данной школе по такому-то курсу и ответственность за предоставление недостоверной информации согласно законодательству. Вторая – согласие на сбор и обработку персональных данных. Это нужно, чтобы взять из государственной базы информацию о пенсионных отчислениях за последние полгода и высчитать достоверно его среднюю зарплату.

От количества подтвержденных «историй успеха» зависело, на какое количество ваучеров может претендовать школа. К примеру, если запросили 100, то 20% нужно подтвердить историями. Если подтвердили только 10%, то максимум можно рассчитывать на 50 мест. Это нужно для баланса, чтобы не было завышенных запросов от школ. Потому что были кейсы, когда запрашивали 2-3 тысячи заявок, но подтверждали истории только нескольких десятков выпускников.

Всего мы получили запрос от ИТ-школ на 11 027 ваучеров.

По каждой школе проводились детальные расчеты и выявлялась эффективность. Далее шли надбавки. Первая – за региональность. Основная масса школ сконцентрирована в Алматы и Астане. Мы не хотели создавать диспропорцию, поэтому школам из регионов добавляли 20% к эффективности. Такую же надбавку получали школы, которые обучают в офлайн-формате. На наш взгляд, они более эффективны, потому что человек приходит на занятие, общается с коммьюнити, придерживается определенной дисциплины, работает в оборудованном классе.

Абай Абсамет

После формируется финальный рейтинг и алгоритм начинает распределять ваучеры. Результаты выносятся на комиссию, которая должна одобрить все, чтобы не было конфликта интересов, а квоты распределялись прозрачно. В итоге самая эффективная, по нашей методике, школа получила 162 ваучера.

– Размер финансирования по программе – до 600 тысяч тенге на одного студента. Достаточно ли этой суммы для покрытия полной стоимости курсов?

– Более чем. Школы прекрасно осознавали, что чем сильнее завышают стоимость курсов, тем меньше ваучеров получат. Эта логика заложена в алгоритме. Поэтому все старались давать более-менее адекватные расценки по рынку. Но были и те, у кого курсы стоят больше 600 тысяч тенге. В таком случае они либо сами несут издержки, либо недостающую разницу платят студенты. Если курсы стоили меньше 600 тысяч, то школа могла получить больше ваучеров за счет появившейся экономии.

– Как территориально распределились ваучеры?

–Из 50 школ 19 – в Астане, 14 – в Алматы, остальные – в регионах: Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Кызылорда, Павлодар, Семей, Уральск, Шымкент. По формату обучения: 60% – полностью обучают онлайн, 10% – полностью оффлайн, 30% – гибридный формат.

«Наша задача – дать возможность получить знания, чтобы человек сразу мог с ними входить в рынок, где сейчас большой дефицит квалифицированных ИТ-специалистов»

– Вы теперь совсем не участвуете в процессе отбора студентов?

– Мы стараемся особо не вмешиваться. У каждой школы свои критерии отбора. К концу октября они должны набрать студентов. Потом заключаем договора, куда школы прикладывают список всех отобранных людей. Четко даем понять, что программа финансируется до 2025 года и в следующем году будем смотреть на средние зарплаты тех, кто отучился в этом году. Поэтому чем качественнее школы отберут себе аудиторию и обучат ее, тем лучше для них самих. Такая система, на наш взгляд, стимулирует качественный отбор.

– Тем не менее, программа выставляет возрастной ценз для студентов – от 18 до 45. Почему решили оставить за бортом ребят 16-17 лет, а также людей 45+?

Tech Orda

Фото: baq.kz

– Долго думали об этом, обсуждали с представителями рынка, чтобы получить от них фидбек. В итоге выяснили, что возрастной коридор обучающихся в ИТ-школах студентов как раз от 18 до 45 лет. У нас была цель охватить работоспособное население для выстраивания карьеры в ИТ. Школьники, возможно, еще не до конца осознают свое призвание, плюс не все могут после курсов официально трудоустроиться.

Наша задача – дать возможность получить знания, чтобы человек сразу мог с ними входить в рынок, где сейчас большой дефицит квалифицированных ИТ-специалистов. Так что в этом году решили сделать такой возрастной ценз. Но в дальнейшем, после сбора обратной связи и аналитики, возможно, пересмотрим пороги.

– Что нужно сделать студентам, чтобы получить ваучер на обучение от школы?

– Все довольно просто. Мы запартнерились с Jusan Bank и в тестовом формате запустили в их мобильном приложении витрину школ. Любой человек может зайти туда, посмотреть информацию о каждой из 50 школ и узнать, сколько у них ваучеров. В понравившуюся он отправляет заявку, которую обрабатывают школы и решают, брать кандидата или нет. Если студент получает положительный ответ, то в приложении сразу можно подписать договор. Поэтому и выбрали в качестве партнера банк, так как это дает возможность подписывать договора удаленно и не нужно плодить кучу бумажек.

Хотел бы сразу сказать, что мы не даем Jusan Bank монополию и ничего не платим. В этом году протестировали с ними модель и надеемся, что другие платформы тоже изъявят желание подключиться.

– А вы как-то будете контролировать работу школ?

Абай Абсамет

– На платформе Jusan Bank студент ежемесячно подписывает ведомость, которая имеет такую же силу, как и его личная подпись. Потом это все консолидируется, формируется в отчет по каждой школе и направляется нам. Мы проверяем всю информацию и даем заключение, качественно ли обучает школа студентов, выполняет ли взятые на себя обязательства.
Также там есть система обратной связи. Студенты могут ставить оценки школе, оставлять отзывы.

Если увидим в адрес какой-то школы много хейта или низкий рейтинг, то будем выезжать туда с инспекцией и просматривать курсы. В случае серьезных недочетов школу могут исключить из программы.

– Программой предусмотрена помощь с трудоустройством?

–Напрямую – нет. Но у некоторых школ заключены меморандумы о сотрудничестве с различными компаниями, куда они могут отправлять своих студентов на стажировки и практики с последующим получением оффера.

Плюс у Astana Hub сейчас в тестовом режиме работает инициатива «Стажировка для студентов» – это когда наши резиденты (их на сегодня 930+) берут к себе на стажировку начинающих айтишников. Не только тех, кто получил ваучеры. Думаю, со временем мы эти две программы сможем совместить, чтобы усилить эффект от Tech Orda.

– Выделили ли вы больше квот по специальностям, которые сейчас наиболее востребованы на рынке?

– Пока не сегментировали курсы по отдельным направлениям, но такие мысли есть. У нас имеется согласие от всех студентов о сборе некоторых их личных данных. После выпуска будем отслеживать, в каком секторе экономики они работают, в каких компаниях, на каких позициях и с какой зарплатой. Это нужно для аналитики, чтобы понимать баланс рынка. На основе полученной информации сделаем выводы. Если увидим, что нужно готовить больше Golang-разработчиков, то выделим отдельную квоту под них. Мы планируем ежегодно делать такую аналитику.

Аналогично и с уровнями специалистов. Мы понимаем, что по программе готовим сейчас только «джунов». В следующем году, возможно, сделаем квоты на курсы для «мидлов» и «сеньоров», чтобы повысить их уровень. Сейчас мы, образно говоря, посеяли огород и смотрим, какие плоды взойдут. Потом на основании результатов будем делать по чуть-чуть какие-то фокусы, сегментации.

– Но далеко не все ребята после прохождения курсов остаются в ИТ. Какой для Astana Hub допустимый процент «отказников»?

Абай Абсамет

Абай Абсамет (по центру)

– В ИТ, как в обучении, так и в работе, он немаленький. Общались с разными компаниями и школами, они называли показатели от 10 до 25%. Однако брать обещание от студента, что он продолжить работать в ИТ после курсов, очень тяжело. Какой-то процент отвалится, и мы в Astana Hub относимся к этому с понимаем. В любом случае человек получит новый навык и мы не знаем, как и когда в жизни он ему пригодится. Возможно, он попадет в проект, где понадобится умение программировать, что даст ему новый импульс в ИТ.

На такой большой массе студентов тяжело предугадать, как все пойдет. В работе с людьми всегда присутствует доля неопределенности. Но требовать жестких обязательств от человека, который по каким-то причинам решил поменять сферу, не совсем гуманно.

К слову, понимая, что человек может немного поучится и уйти, мы поставили перед школами цель набрать минимум 10% резерва. Сформировать своеобразную «скамейку запасных» на коммерческой основе. Чтобы если кто-то из обладателей ваучеров отвалится, то его можно было быстро заменить на другого студента из того же потока, который учился на платной основе. Тому, кто отчислится, компенсировать ничего не надо. Мы не хотим превращаться в коллекторское агентство. Однако школа может взыскать со студента какие-то убытки по законодательству.

– По программе до 2025 года планируете дать рынку 20 тысяч специалистов. В этом году уже началось обучение 3 тысяч человек. Реально ли за 3 года подготовить еще 17 тысяч человек?

– Вполне. Tech Orda – новая программа для страны. Мы как организация, которая отвечает за развитие ИТ, работаем по Agile (гибкая методология разработки), тестируем гипотезы для сбора обратной связи от всех стейкхолдеров программы, итеративно совершенствую ее.

По нашему плану ежегодно будем увеличивать объем ваучеров. На следующий год рассматривает выдачу не менее 4 тысяч. Поток будет стартовать весной или в начале лета. К 2023 году как раз ставили себе KPI подготовить 7 тысяч специалистов. Мы решили работать по нарастающей, чтобы попутно появлялись новые школы, которые смогут переварить большее количество студентов. Так что, думаю, все получится.