10 публикаций сентября, которые обязательно стоит прочесть

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 01.10.2022, 12:18
10 публикаций сентября

Сентябрь закончился масштабным форумом Digital Bridge-2022. Как медиапартнер форума мы слушали и передавали самые интересные цитаты спикеров, горячие дискуссии на ИТ-темы в кулуарах, и что очень важно – со многими из наших читателей повидались и познакомились лично. Спасибо всем, кто зашел на наш стенд на Аллее Стартапов.

На октябрь у нашей редакции, как всегда, много планов! На нашем портале появится новый полезный раздел.

Ну а для тех, кто о Digital Business узнал только на форуме, мы подготовили подборку из 10 лучших публикаций сентября, которые обязательно стоит прочесть.

Что создают сейчас ИТ-люди в Beeline Казахстан и как им помогает робот Паша

Алексей Шаравар

Алексей Шаравар. Фото — Катерина Малама

Какие нетривиальные задачи решает сегодня команда разработки крупнейшего в стране частного цифрового оператора. Сколько человек уже в этой команде. Что нового ждет пользователей мобильного приложения Beeline. Как продукты, созданные на RnD площадке в Казахстане, становятся интересными для больших зарубежных рынков. Что происходит сейчас с зарплатами в ИТ и сколько можно заработать в Beeline. Про это, а также про силу крафтового казахстанского кода и местного ИТ-комьюнити поговорили с директором по изменениям и информационным технологиям Beeline Казахстан Алексеем Шараваром.

Благодаря тому, что мы сами начали писать софт, у нас растет экспертиза, и, что очень важно, когда мы стали отказываться от вендорской разработки и поддержки, у компании появились дополнительные деньги, которые мы можем реинвестировать, в том числе, в развитие своих ИТ-специалистов, в ИТ-комьюнити здесь, в Казахстане. Своя разработка оказалась в 2,5-3 раза дешевле для нас по сравнению с ПО крупных вендоров.

Когда рынок насыщается, растет количественно, то это постепенно приводит и к нужному качеству. Два года назад еще никто не рассматривал Казахстан как центр разработки. А сейчас есть понимание: здесь работают люди, которые могут создавать хороший качественный код.

Агиис Конкабаева: «Мы создаем центр digital-экспертизы и разработки в Казахстане»

Агиис Конкабаева

Агиис Конкабаева. Фото — Катерина Малама

В апреле этого года российская группа red_mad_robot — одна из ведущих digital-компаний в СНГ, которая специализируется на создании и запуске цифровых сервисов – создала в Алматы совместно с партнерами, выходцами из казахстанского Альфа-Банка, компанию red_mad_robot сentral asia. В июне компания получила статус резидента Astana Hub. Сейчас реализует первые проекты с клиентами из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и параллельно формирует местную команду ИТ-специалистов. В интервью с соучредителем и СЕO red_mad_robot сentral asia Агиис Конкабаевой обсудили планы компании по созданию в Казахстане крупного центра цифровой экспертизы. Ситуацию на рынке кадров в ИТ. Задачи крупного бизнеса, которые будет решать red_mad_robot сentral asia. А также вопрос, зачем аутсорс-разработка компаниям, у которых уже есть большие ИТ-команды инхаус.

Если вспомнить, что было на рынке Казахстана лет пять назад, то аутсорс-разработка для многих заказчиков ассоциировалась с понятиями «дорого и долго». Кроме того, приходилось приобретать разные лицензии на ПО, на которые вендоры «подсаживали» клиентов. Некоторые ИТ-подрядчики стремились чуть ли не пожизненно привязать к себе клиентов. Наверное, поэтому многие бизнесы ушли больше в инхаус-разработку.

Мы же считаем, что можно и нужно работать по-другому.

Скажем прямо: большинство компаний в Казахстане, которые заявляют, что у них есть своя инхаус-разработка, не могут закрыть ей все потребности. Из-за кадрового голода, нехватки разработчиков на рынке. Кроме того, многие ИТ-специалисты мигрируют, переходят из одной компании в другую.

Жизненный цикл у многих джуниоров и мидлов – 1-1,5 года в одной компании. Поэтому некоторые бизнесы используют аутстаф и аутсорс-команды, когда надо сделать готовый проект под ключ.

«В Казахстане Chocofamily может вырасти еще в 10-15 раз». Большой разговор с CEO холдинга Николаем Мазенцевым

Николай Мазенцев

Николай Мазенцев. Фото — Катерина Малама

Chocofamily – одна из самых интересных технологичных компаний в Казахстане. Всего за 11 лет она прошла путь от обычного купонатора до большого холдинга, в состав которого входят сервисы, занимающие лидирующие позиции в своем сегменте. Однако на достигнутом в Chocofamily останавливаться не собираются.

В интервью Digital Business СEO Николай Мазенцев рассказал, над чем сейчас работают в холдинге, как решают проблемы с критикуемыми Aviata и Chocofood, когда ждать официального релиза анонсированного супераппа и что он даст пользователям и партнерам, а также почему Chocofamily не торопится с экспансией на внешние рынки.

Как говорил когда-то основатель inDriver Арсен Томский, чтобы выходить в другие страны, нужно получить «черный пояс» в своей. Мы понимаем, что Chocofamily пока не готов к экспансии. Поэтому необходимо показать в Казахстане, что мы большие красавчики. Если тут будет много сильных больших продуктов, то можно думать о заграничных рынках. Сейчас к таким можно отнести только Chocofood и Aviata – остальные пока небольшие, но имеют огромный потенциал. С высокой долей вероятности мы пойдем на внешние рынки, так как хотим работать в других странах, но на данный момент я не готов декларировать конкретные сроки.

Бюджеты играют роль. Но при этом нужно понимать, что для больших международных компаний Казахстан не является главным и центральным рынком.

Из-за этого, во-первых, они могут сюда не вкладывать огромных денег, потому что сама страна не очень большая. Во-вторых, у международного игрока часто что-то не приоритетно для твоего рынка. В качестве примера приведу сервис по продаже билетов Tickets. Им нужно запустить страховку, а стран много. Чтобы запустить ее в Казахстане, руководству местного филиала необходимо встать в очередь к команде разработки в головном офисе и, возможно, где-то через полтора года они получат нужный функционал. Тоже самое и с Glovo, и с Wolt, которых могут попросить подождать, потому что нужно подтянуть другой рынок – Испанию или США. Мы же как компания, рожденная в Казахстане, быстро управляем процессами, потому что не можем потерять этот рынок.

«Чтобы выйти из финансовой ямы, нужно признать, что ты в нее угодил и перестать копать дальше». Почему провалился стартап Terenoi

Асхат Адхамов

Асхат Адхамов. Фото — Катерина Малама

Асхату Адхамову 22 года, но несмотря на столь юный возраст за его плечами уже серьезный опыт в бизнесе. Бросив университет, парень открыл образовательный центр с курсами по математике и английскому языку для детей и подростков. В 2020 году Асхат решил уйти из офлайна и создал онлайн-школу Ad Astra, которую позже переименовал в Terenoi. Поначалу дела шли отлично: преподаватели и ученики активно шли на платформу, в команду удалось захантить специалистов из крупных корпораций, а выручка из месяца в месяц показывала двукратный рост. Однако вскоре начались трудности.

К весне 2021 года Terenoi подошел с операционным убытком в 12 миллионов тенге, но проблему удалось быстро купировать. Правда, никакого роста и развития теперь не было, не помогли даже привлеченные $100 тысяч инвестиций. В июне 2022 года проект поставили на паузу. Асхат согласился откровенно рассказать Digital Business, как взлет сменился стремительным падением, что и в какой момент пошло не так, а также почему он не жалеет о допущенных ошибках и какие выводы делает.

Уже сейчас у меня есть понимание, что нельзя перед стартапом ставить две амбициозные цели. А мы, с одной стороны, изучали клиентский опыт, чтобы создать комфортные условия для последующего масштабирования, а с другой – пытались нарастить выручку. В итоге, как говорится, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Опыт, который получаешь от факапа, более ценен, чем от успеха. Считаю, что теперь инвесторы будут смотреть на нас по-другому, потому что они понимают, что ребята уже обожглись и у них есть опыт, поэтому вероятность того, что у них что-то получится, выше. Я поэтому и решил публично рассказать о своем факапе, потому что тогда ты его принимаешь по-настоящему. Пока внутри держишь – картинка другая, ведь не все знают, что у тебя в реальности, и продолжают думать, что ты – красавчик. Вообще, считаю, нам всем важно делиться факапами, так как это поможет развиваться сфере ИТ в Казахстане. Если люди перестанут наступать на одни и те же грабли, а будут опираться на опыт других, то мы все будем развиваться значительно быстрее.

Что делать, если на рынке дефицит готовых ИТ-кадров: опыт EPAM в Казахстане

EPAM

Фото — EPAM

Сегодня ИТ-отрасли почти в любой стране не хватает кадров. В Казахстане компании тоже испытывают дефицит. Релокация в страну известных международных ИТ-брендов только усиливает борьбу за специалистов. Что делать, чтобы нехватка разработчиков не стала тормозом для бизнеса?

По мнению редакции Digital Business, как минимум, стоит присмотреться к практике EPAM. Эта международная компания уже много лет ведет системную работу с вузами. Чтобы управлять притоком специалистов в свою команду и их уровнем. А также развивает внутренние программы обучения и повышения компетенций сотрудников. Подробнее об этом Digital Business расспросил руководителей по рекрутингу и обучению EPAM в Казахстане.

Есть такой термин — Life-long learning. И любой специалист, особенно в ИТ, учится на протяжении всей своей жизни, учится всегда и везде. Внутренняя система EPAM направлена на софт, хард, лидерские и языковые навыки. При этом наша система обучения построена как на собственных разработках (тренингах и программах), так и на внешних платформах (LIL, O’Reilly и т.д.).

Если у разработчика есть хорошие примеры выполненных проектов и мы на техническом интервью видим, что специалист реально «скилловый», то нам не важны сертификаты. В ИТ можно знания получать разными путями. Например, от знакомых — если твой друг senior-разработчик, то он тебя отлично поменторит, но, конечно, никакого сертификата не даст. И поэтому реальные рабочие проекты в резюме являются огромным плюсом. На их основе мы уже можем сделать выводы, будем мы дальше сотрудничать с кандидатом или нет.

Стартап Easy Tap захватывает рынок «синих воротничков» в Казахстане и «хочет бороться с монополией HeadHunter»

Магзум Толеш и Темирлан Кабылбеков

Магзум Толеш и Темирлан Кабылбеков. Фото — Катерина Малама

Easy Tap — сервис, где компании (пока преимущественно из сферы ритейла и общепита) могут найти себе линейный персонал на неполный рабочий день. Бизнесу площадка помогает решить вечную проблему с нехваткой «синих воротничков», а соискателям – найти работу с гибким графиком, еженедельными выплатами и рядом с желаемой локацией. Несмотря на то, что сервис работает меньше года, их клиентами уже стали такие компании, как сеть супермаркетов Magnum, рестораны KFC, а также бренды Flo, Kari, Waikiki и другие.

Поговорили с создателями Easy Tap Магзумом Толешем и Темирланом Кабылбековым и узнали, как начинающему стартапу быстро удалось заручиться партнерством с большими компаниями, чем они отличаются от классических площадок по поиску работы и почему собираются менять продукт ради выхода в США.

ИТ-компания рождается не с продукта, а с решения проблемы. А тут «боль» была ярко выраженная – магазинам и общепиту не хватает линейного персонала. По сути, супермаркету важно получить кассира, чтобы он обслуживал клиентов. А то, каким образом к нему придет работник – через мобильное приложение, мессенджер, по телефону или голубиной почтой – без разницы. Поэтому, когда приходили к нашим потенциальным клиентам, говорили: «Ребята, у нас онлайн-сервис, будет выглядеть таким образом, задачу выполним и люди выйдут на смену». То есть, сначала презентовали идею, делали все руками через WhatsApp, получали фидбек от компаний и, отталкиваясь от их потребностей, разрабатывали продукт, чтобы совершить повторную продажу. Ведь продукт – это просто инструмент автоматизации, чтобы улучшить пользовательский опыт.

Мы влюблены в проблему рынка, а не в решение. Если нужно поменять продукт – поменяем. Нужно удалить его из App Store – удалим. То есть, насчет того, что придется все кардинально менять, вообще не паримся.

«Мы оптимизировали штат на 15%, чтобы сохранить скорость стартапа». Интервью с основателем Kazdream Дауреном Тулебаевым

Даурен Тулебаев

Даурен Тулебаев. Фото — Батыр Аубакиров

В прошлом году ИТ-холдинг Kazdream пережил реструктуризацию. Основатель холдинга, ИТ-бизнесмен Даурен Тулебаев пошел на такой шаг осознанно, потому что в какой-то момент его бизнес начало разрывать изнутри. Что конкретно сделал фаундер одной из крупнейших ИТ-компаний Казахстана? Зачем совместил модели управления стартапа и корпорации? Когда Kazdream планирует выходить на новые рынки? И как простая коробка «Спанч Боб» стала важным инструментом повышения лояльности сотрудников. Об этом поговорили с Дауреном.

Раньше мы предлагали людям оплату половины годовой стоимости абонемента в одном из фитнес-клубов столицы. Но теперь отказались и от этого, предложив фиксированную сумму 100 тысяч тенге на год на любые спортивные секции. Это как раз годовой абонемент от 1Fit. Посчитали нужным сделать так, чтобы люди не чувствовали себя привязанными к одному залу, а занимались тем, что нравится и где нравится.

Также компенсируем расходы на психологию. А еще предлагаем бесплатные занятия по английскому языку: специально для этого наняли в штат 3 преподавателей (2 в Нур-Султане, 1 в Алматы).

Решение «почковать» компании и наделять свободой принятия решении помогло Kazdream и мне как фаундеру не разорваться. Теперь мы получили масштабируемость и возможность работать с абсолютно разными клиентами, будь-то частными лицами, бизнесом или государством. И я могу растить штат сотрудников на десятки тысяч человек, потому что знаю, что у каждого из них будет личная ответственность за судьбу проекта.

«Пришлось увеличить штат в 7 раз — и не нанять при этом ни одного разработчика». Как создавали систему распознавания смешанной речи Speech Lab?

Динара Алимова

Динара Алимова. Фото — Батыр Аубакиров

В 2021 году в Казахстане появилась первая система, способная распознавать одновременно речь и на казахском, и на русском языках. Технологию на основе нейросети и машинного обучения разработал стартап Speech Lab — и на это ушло 3 года и 75 миллионов тенге. С какими трудностями столкнулась команда проекта за это время и за какой срок планирует окупить инвестиции? Об этом CEО Speech Lab Динара Алимова рассказала для Digital Business.

Когда мы многократно увеличили команду, случились первые факапы. И я, и Ердаулет никогда не руководили и привыкли доверять людям, которые работают вместе с нами. Но оказалось, что не все сотрудники работают добросовестно: кто-то может регулярно допускать однотипные ошибки и не реагировать на замечания, кто-то просто относится к задачам легкомысленно и выполняет их небрежно. Нам пришлось контролировать людей, часть из которых была гораздо старше нас. С некоторыми из них в итоге расстались.

У Speech Lab ушло 3 года от проверки гипотез до разработки готового продукта и выхода на рынок. Люди со стороны наверняка посчитают это слишком большим сроком. Но мы понимали, что делаем высокотехнологичный продукт без каких-то аналогов в Казахстане, а это требует гораздо больших временных ресурсов. Конечно, мы могли заявить о себе и в 2020 году — и даже заключить несколько сделок на волне хайпа. Но далеко бы не уехали, потому что бизнесу нужна точность и хорошо работающий продукт.

Алишер Хасанов: «Наша задача — сделать из стартапов в Silkway Accelerator настоящих рок-звезд»

Алишер Хасанов

Алишер Хасанов. Фото — Батыр Аубакиров

Завершился первый поток Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. Кто из 15 компаний не смог пройти программу до конца? Каких успехов добились лучшие проекты? Digital Business поговорил об этом с ведущим акселератора Алишером Хасановым.

Напомню про цель Silkway Accelerator — сделать первого «юникорна». И ради ее исполнения нам действительно нужно сфокусировать внимание на рок-звездах. Первый поток акселератора, может, и состоял из них. Но дальше наша подзадача — делать из других стартапов таких же рок-звезд. Чтобы на них равнялись остальные, чтобы их результаты хотели повторить. И тогда не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии сложится правильная атмосфера. А в Казахстан потянутся сотни других компаний. То есть впереди еще много работы.

Экономика США испытывает серьезные сложности. Инвестиционный рынок в состоянии ожидания, они не очень активно инвестируют в иностранные проекты. И когда ты сравниваешь темпы роста американской экономики и MENA, которая бурно развивается, то приходишь к выводу, что этот регион выглядит шикарным местом для фокуса компаний из Казахстана.

Соединить Instagram и 2GIS. Ребята из Астаны создали социальную сеть с интерактивной картой и сторис

Темирлан Зиятбеков и Лаура Тагановааура

Темирлан Зиятбеков и Лаура Таганова. Фото — Катерина Малама

В начале сентября в тестовом режиме заработала казахстанская социальная сеть Loca. Это мобильное приложение с интерактивной картой, на которой отмечены «экспириенсы» (видео и фото впечатления) людей о различных местах, а также анонс актуальных событий. По задумке создателей, проект должен стать симбиозом Instagram и 2GIS, который поможет пользователям экономить время при поиске интересных локаций и событий в городах Казахстана (а в последующем и других странах). Бизнесу сервис даст дополнительную возможность для продвижения через визуальный контент.

Сооснователи Loca Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков рассказали, почему они отказались от комфортной жизни в найме ради стартапа, как соцсеть собирается переманивать аудиторию из Instagram и 2GIS, сколько вложили в создание продукта и почему доверили разработку студентам.

Изначально планировали обратиться к опытным разработчикам на аутсорсинге: общались с ребятами из Беларуси. Но потом подумали и решили: хотим, чтобы разработчики были в штате, а вся команда на месте. Так появилась идея со студентами, ведь большими деньгами действительно не располагаем. Да и молодым нужно давать шанс, чтобы они поверили, что могут делать достаточно классный и функциональный продукт на уровне MVP.

Проблема с нехваткой разработчиков в Казахстане во многом связана с тем, что компании не хотят брать студентов после университета из-за отсутствия опыта. Из-за этого многие ребята сомневаются в своих силах и идут работать не по специальности. Мы хотим показать, что студентам можно и нужно доверять. Когда им даешь шанс и веришь в них, они способны на многое.