10 публикаций сентября, которые обязательно стоит прочесть
Сентябрь закончился масштабным форумом Digital Bridge-2022. Как медиапартнер форума мы слушали и передавали самые интересные цитаты спикеров, горячие дискуссии на ИТ-темы в кулуарах, и что очень важно – со многими из наших читателей повидались и познакомились лично. Спасибо всем, кто зашел на наш стенд на Аллее Стартапов.
На октябрь у нашей редакции, как всегда, много планов! На нашем портале появится новый полезный раздел.
Ну а для тех, кто о Digital Business узнал только на форуме, мы подготовили подборку из 10 лучших публикаций сентября, которые обязательно стоит прочесть.
Что создают сейчас ИТ-люди в Beeline Казахстан и как им помогает робот Паша
Какие нетривиальные задачи решает сегодня команда разработки крупнейшего в стране частного цифрового оператора. Сколько человек уже в этой команде. Что нового ждет пользователей мобильного приложения Beeline. Как продукты, созданные на RnD площадке в Казахстане, становятся интересными для больших зарубежных рынков. Что происходит сейчас с зарплатами в ИТ и сколько можно заработать в Beeline. Про это, а также про силу крафтового казахстанского кода и местного ИТ-комьюнити поговорили с директором по изменениям и информационным технологиям Beeline Казахстан Алексеем Шараваром.
Агиис Конкабаева: «Мы создаем центр digital-экспертизы и разработки в Казахстане»
В апреле этого года российская группа red_mad_robot — одна из ведущих digital-компаний в СНГ, которая специализируется на создании и запуске цифровых сервисов – создала в Алматы совместно с партнерами, выходцами из казахстанского Альфа-Банка, компанию red_mad_robot сentral asia. В июне компания получила статус резидента Astana Hub. Сейчас реализует первые проекты с клиентами из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и параллельно формирует местную команду ИТ-специалистов. В интервью с соучредителем и СЕO red_mad_robot сentral asia Агиис Конкабаевой обсудили планы компании по созданию в Казахстане крупного центра цифровой экспертизы. Ситуацию на рынке кадров в ИТ. Задачи крупного бизнеса, которые будет решать red_mad_robot сentral asia. А также вопрос, зачем аутсорс-разработка компаниям, у которых уже есть большие ИТ-команды инхаус.
Если вспомнить, что было на рынке Казахстана лет пять назад, то аутсорс-разработка для многих заказчиков ассоциировалась с понятиями «дорого и долго». Кроме того, приходилось приобретать разные лицензии на ПО, на которые вендоры «подсаживали» клиентов. Некоторые ИТ-подрядчики стремились чуть ли не пожизненно привязать к себе клиентов. Наверное, поэтому многие бизнесы ушли больше в инхаус-разработку.
Мы же считаем, что можно и нужно работать по-другому.
Скажем прямо: большинство компаний в Казахстане, которые заявляют, что у них есть своя инхаус-разработка, не могут закрыть ей все потребности. Из-за кадрового голода, нехватки разработчиков на рынке. Кроме того, многие ИТ-специалисты мигрируют, переходят из одной компании в другую.
Жизненный цикл у многих джуниоров и мидлов – 1-1,5 года в одной компании. Поэтому некоторые бизнесы используют аутстаф и аутсорс-команды, когда надо сделать готовый проект под ключ.
«В Казахстане Chocofamily может вырасти еще в 10-15 раз». Большой разговор с CEO холдинга Николаем Мазенцевым
Chocofamily – одна из самых интересных технологичных компаний в Казахстане. Всего за 11 лет она прошла путь от обычного купонатора до большого холдинга, в состав которого входят сервисы, занимающие лидирующие позиции в своем сегменте. Однако на достигнутом в Chocofamily останавливаться не собираются.
В интервью Digital Business СEO Николай Мазенцев рассказал, над чем сейчас работают в холдинге, как решают проблемы с критикуемыми Aviata и Chocofood, когда ждать официального релиза анонсированного супераппа и что он даст пользователям и партнерам, а также почему Chocofamily не торопится с экспансией на внешние рынки.
Бюджеты играют роль. Но при этом нужно понимать, что для больших международных компаний Казахстан не является главным и центральным рынком.
Из-за этого, во-первых, они могут сюда не вкладывать огромных денег, потому что сама страна не очень большая. Во-вторых, у международного игрока часто что-то не приоритетно для твоего рынка. В качестве примера приведу сервис по продаже билетов Tickets. Им нужно запустить страховку, а стран много. Чтобы запустить ее в Казахстане, руководству местного филиала необходимо встать в очередь к команде разработки в головном офисе и, возможно, где-то через полтора года они получат нужный функционал. Тоже самое и с Glovo, и с Wolt, которых могут попросить подождать, потому что нужно подтянуть другой рынок – Испанию или США. Мы же как компания, рожденная в Казахстане, быстро управляем процессами, потому что не можем потерять этот рынок.
«Чтобы выйти из финансовой ямы, нужно признать, что ты в нее угодил и перестать копать дальше». Почему провалился стартап Terenoi
Асхату Адхамову 22 года, но несмотря на столь юный возраст за его плечами уже серьезный опыт в бизнесе. Бросив университет, парень открыл образовательный центр с курсами по математике и английскому языку для детей и подростков. В 2020 году Асхат решил уйти из офлайна и создал онлайн-школу Ad Astra, которую позже переименовал в Terenoi. Поначалу дела шли отлично: преподаватели и ученики активно шли на платформу, в команду удалось захантить специалистов из крупных корпораций, а выручка из месяца в месяц показывала двукратный рост. Однако вскоре начались трудности.
К весне 2021 года Terenoi подошел с операционным убытком в 12 миллионов тенге, но проблему удалось быстро купировать. Правда, никакого роста и развития теперь не было, не помогли даже привлеченные $100 тысяч инвестиций. В июне 2022 года проект поставили на паузу. Асхат согласился откровенно рассказать Digital Business, как взлет сменился стремительным падением, что и в какой момент пошло не так, а также почему он не жалеет о допущенных ошибках и какие выводы делает.
Что делать, если на рынке дефицит готовых ИТ-кадров: опыт EPAM в Казахстане
Сегодня ИТ-отрасли почти в любой стране не хватает кадров. В Казахстане компании тоже испытывают дефицит. Релокация в страну известных международных ИТ-брендов только усиливает борьбу за специалистов. Что делать, чтобы нехватка разработчиков не стала тормозом для бизнеса?
По мнению редакции Digital Business, как минимум, стоит присмотреться к практике EPAM. Эта международная компания уже много лет ведет системную работу с вузами. Чтобы управлять притоком специалистов в свою команду и их уровнем. А также развивает внутренние программы обучения и повышения компетенций сотрудников. Подробнее об этом Digital Business расспросил руководителей по рекрутингу и обучению EPAM в Казахстане.
Стартап Easy Tap захватывает рынок «синих воротничков» в Казахстане и «хочет бороться с монополией HeadHunter»
Easy Tap — сервис, где компании (пока преимущественно из сферы ритейла и общепита) могут найти себе линейный персонал на неполный рабочий день. Бизнесу площадка помогает решить вечную проблему с нехваткой «синих воротничков», а соискателям – найти работу с гибким графиком, еженедельными выплатами и рядом с желаемой локацией. Несмотря на то, что сервис работает меньше года, их клиентами уже стали такие компании, как сеть супермаркетов Magnum, рестораны KFC, а также бренды Flo, Kari, Waikiki и другие.
Поговорили с создателями Easy Tap Магзумом Толешем и Темирланом Кабылбековым и узнали, как начинающему стартапу быстро удалось заручиться партнерством с большими компаниями, чем они отличаются от классических площадок по поиску работы и почему собираются менять продукт ради выхода в США.
«Мы оптимизировали штат на 15%, чтобы сохранить скорость стартапа». Интервью с основателем Kazdream Дауреном Тулебаевым
В прошлом году ИТ-холдинг Kazdream пережил реструктуризацию. Основатель холдинга, ИТ-бизнесмен Даурен Тулебаев пошел на такой шаг осознанно, потому что в какой-то момент его бизнес начало разрывать изнутри. Что конкретно сделал фаундер одной из крупнейших ИТ-компаний Казахстана? Зачем совместил модели управления стартапа и корпорации? Когда Kazdream планирует выходить на новые рынки? И как простая коробка «Спанч Боб» стала важным инструментом повышения лояльности сотрудников. Об этом поговорили с Дауреном.
Раньше мы предлагали людям оплату половины годовой стоимости абонемента в одном из фитнес-клубов столицы. Но теперь отказались и от этого, предложив фиксированную сумму 100 тысяч тенге на год на любые спортивные секции. Это как раз годовой абонемент от 1Fit. Посчитали нужным сделать так, чтобы люди не чувствовали себя привязанными к одному залу, а занимались тем, что нравится и где нравится.
Также компенсируем расходы на психологию. А еще предлагаем бесплатные занятия по английскому языку: специально для этого наняли в штат 3 преподавателей (2 в Нур-Султане, 1 в Алматы).
«Пришлось увеличить штат в 7 раз — и не нанять при этом ни одного разработчика». Как создавали систему распознавания смешанной речи Speech Lab?
В 2021 году в Казахстане появилась первая система, способная распознавать одновременно речь и на казахском, и на русском языках. Технологию на основе нейросети и машинного обучения разработал стартап Speech Lab — и на это ушло 3 года и 75 миллионов тенге. С какими трудностями столкнулась команда проекта за это время и за какой срок планирует окупить инвестиции? Об этом CEО Speech Lab Динара Алимова рассказала для Digital Business.
Алишер Хасанов: «Наша задача — сделать из стартапов в Silkway Accelerator настоящих рок-звезд»
Завершился первый поток Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. Кто из 15 компаний не смог пройти программу до конца? Каких успехов добились лучшие проекты? Digital Business поговорил об этом с ведущим акселератора Алишером Хасановым.
Соединить Instagram и 2GIS. Ребята из Астаны создали социальную сеть с интерактивной картой и сторис
В начале сентября в тестовом режиме заработала казахстанская социальная сеть Loca. Это мобильное приложение с интерактивной картой, на которой отмечены «экспириенсы» (видео и фото впечатления) людей о различных местах, а также анонс актуальных событий. По задумке создателей, проект должен стать симбиозом Instagram и 2GIS, который поможет пользователям экономить время при поиске интересных локаций и событий в городах Казахстана (а в последующем и других странах). Бизнесу сервис даст дополнительную возможность для продвижения через визуальный контент.
Сооснователи Loca Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков рассказали, почему они отказались от комфортной жизни в найме ради стартапа, как соцсеть собирается переманивать аудиторию из Instagram и 2GIS, сколько вложили в создание продукта и почему доверили разработку студентам.