Алишер Хасанов: «Наша задача — сделать из стартапов в Silkway Accelerator настоящих рок-звезд»

Digital Business | Алишер Хасанов: «Наша задача — сделать из стартапов в Silkway Accelerator настоящих рок-звезд» О редакции Digital Business | Алишер Хасанов: «Наша задача — сделать из стартапов в Silkway Accelerator настоящих рок-звезд» Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 28.09.2022, 17:41
Алишер Хасанов

Алишер Хасанов. Фото — Батыр Аубакиров

Сегодня завершился первый поток Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. Кто из 15 компаний не смог пройти программу до конца? Каких успехов добились лучшие проекты? Digital Business поговорил об этом с ведущим акселератора Алишером Хасановым.

— Алишер, интересны ваши впечатления от динамики развития проектов в акселераторе.

— Я очень доволен программой и ребятами. Как и в прошлый раз, покажу картинку с результатами — по ней видно, что конкретно происходило на дистанции. Нет оценок за первые 2 недели, потому что в это время я не работал со стартапами, а лишь наблюдал со стороны, как это делает команда внутри Silkway Accelerator. После 2 недель взял еженедельные встречи и работу с компаниями на себя.

результаты

Я предложил команде трекеров акселератора присутствовать на этих встречах. Единственное — попросил уйти из площадки трекера Максима Беженаря, который возглавлял проект Mindsales. Мы с ним несколько раз поговорили и выяснили простую вещь: он вообще-то бизнесмен. Я дал ему несколько советов, поделился своим представлением по развитию его проекта. И задал вопрос: зачем он, будучи СЕО, занимается трекингом, когда основной фокус его внимания должен быть на собственном деле. На тот момент у компании Максима было 2 миллиона тенге ежемесячных убытков. А после того, как он ушел и сконцентрировался на проекте, сразу вышел в плюс и начал зарабатывать деньги. Это радует.

Похожая история впоследствии была и у трекера Андрея Крюкова. Он совмещал работу в акселераторе с другим проектом. В процессе изменил свой подход и сместил фокус на основную задачу.

Но это отступление про команду акселератора. Теперь вернемся к компаниям. После двух первых недель я понял, что не добьемся никаких результатов, если будем работать по-старому. Не добьемся цели Astana Hub — чтобы в Казахстане появился первый «юникорн». Поэтому методология Silkway Accelerator строилась на том, чтобы найти подходящих кандидатов на эту роль и упорно с ними работать.

Мы работали с 15 компаниями и создали резерв на случай, если кого-то потеряем по пути. Так это случилось с командой Parqour, например. А на третьей неделе я попросил уйти из батча команду SmartPortfolio.app: они не приносили никаких результатов и не пытались это изменить.

Затем проект покинули еще две компании: Relog и Smoothly. На 9 неделе фаундер Relog не захотел дальше проходить акселерацию и отправился делать продажи в Польше. Со Smoothly ситуация такая: ребята не получали нужных результатов, которые их радовали бы. Я им давал обратную связь. Говорил, что они недостаточно стараются. И в этот момент случается неприятная ситуация со здоровьем фаундера — ему приходится лечь в больницу. Из-за этого команда заявляет, что хочет покинуть проект. Я попробовал их остановить, сказав: «Ребята, вы реально хотите бросить то, что делали несколько недель, из-за обратной связи и неприятной ситуации с  фаундером? Это несерьезно с точки зрения предпринимателей, если вы хотите сделать что-то с проектом». Пригласил сооснователей на площадку, пообещал давать обратную связь. Но получилось так, как получилось.

— Почему у некоторых команд нет оценок?

— Если они отсутствуют, значит, команда не была на площадке в день встречи. Такое бывает: Tripsome ездил в Алматы на встречу с инвесторами. Команда UvU решала внезапные проблемы с операционкой. Zan.bar пропускала встречи из-за закрытия сделок. Люди писали мне, объясняли причины — и я не мог их не понять. Поэтому если у предпринимателя возникли проблемы, я не могу препятствовать ему в их решении. И это нормально.

— Мы начали разговор с того, что вы довольны стартапами-участниками акселератора. Давайте поговорим о самых интересных результатах компаний.

— В таблице есть команды с отметками со звездочками. Это — сверхрезультат в рамках акселерации в первую очередь с точки зрения собственных ожиданий. Такая звездочка есть у Fibo.Cloud, потому что ребята из Монголии проделали удивительную работу. У них была цель — вырастить свой MRR с 10 тысяч в 4 раза. Но в конечном итоге они вырастили этот показатель в 25 раз. Второе — этот стартап подписал огромный контракт в Казахстане, который открыл для них двери во всей Центральной Азии.

Такая же звездочка есть у Citix. Яна Шойбекова сделала продажи в Стамбуле, задвигался процесс в Нью-Йорке. Сделки пошли одна за другой. Она перевыполнила ожидания, сделав колоссальный пивот в проекте.

Zypl.ai также сделал достойный результат. До начала акселерации проект оценивали в 6 миллионов долларов. А сейчас фаундер Азизджон Азими получил инвестиции при оценке стартапа в 10 миллионов.

Есть звездочка и у naimi.kz. Изначально они получали невысокие оценки. Но в итоге смогли сделать кое-что важное: сидя в Казахстане, CEO проекта Ерлан Есемсеитов проделал колоссальную работу по выходу на иностранный рынок. До участия в акселераторе он хотел привлекать под эту цель инвестиции в 3 миллиона долларов. Но он справился с этой же задачей всего за 2,5 тысячи долларов и 8 недель. Представляете, насколько снизилась цена гипотезы и  выросла скорость реализации? Теперь у Ерлана есть очень дешевая конструкция для выхода в другие страны.

Нужно отметить прекрасный проект UvU. Основатель Мадияр Толеугали сделал пивот, теперь они стали заниматься организацией транспорта для детей в городах, организовывают развоз для компаний. И дальше продукт пойдет по всему Казахстану.

Отмечу еще NB FIT из Кыргызстана. Один из немногих FemTech проектов. Они сумели нащупать интересные каналы и сформировали понимание, как могут масштабировать свой продукт на весь мир. В итоге увеличили процент продаж вне СНГ с 19% до 32%, а также перевели продукт на английский язык и сделали первые продажи в США.

Также включу в список СТОgram. Жандос Турсумбаев, наконец-то, осознал, что в Казахстане есть большой рынок. Домашняя работа еще не закончена! Здесь точно можно расти. Этот проект — как раз-таки подтверждение слов Тимура Турлова в одном из его интервью о том, что для ряда местных проектов есть серьезный потенциал в Казахстане.  И у Жандоса есть все шансы стать здесь большим игроком. За время акселерации команда успешно настроила продажи на рынке запчастей, запускают интеграцию с Яндекс Pro, где 157 000 такси будут обслуживать свои машины.

Еще он будет двигаться в MENA ( регион, объединяющий страны Магриба и Ближнего Востока общей численностью населения 355 млн человек — прим.ред).

— В интервью для Digital Business в июне Жандос говорил, что не видит смысла в развитии в Казахстане из-за небольшой оценки проекта.

— Он частично прав. Но дело в том, что оценка это производная маржинальности и оборота. Так как он только нащупал ее в Казахстане, его мнение про оценку чуть позже может сильно поменяться.

— Можете объяснить, почему рынок США менее приоритетен, чем MENA? Ведь были планы по экспансии за океан.

— Экономика США испытывает серьезные сложности. Инвестиционный рынок в состоянии ожидания, они не очень активно инвестируют в иностранные проекты. И когда ты сравниваешь темпы роста американской экономики и MENA, которая бурно развивается, то приходишь к выводу, что этот регион выглядит шикарным местом для фокуса компаний из Казахстана. Учитывая тот факт, что Дубай со своей свободной экономической зоной помогает организовать рынок запчастей с очень низкими налогами. Там другая потребительская модель, другие чеки и кейсы решения задач. Поэтому я его фокусировал туда.

— Участники первого потока акселератора — рок-звезды стартап-индустрии Казахстана и Центральной Азии. Сейчас начался второй батч, дальше, возможно, пойдут и другие. У вас нет страха, что масштаб проектов-участников будет уменьшаться?

— Напомню про цель всей акселерации — сделать первого «юникорна». И ради ее исполнения нам действительно нужно сфокусировать внимание на рок-звездах. Первый поток, может, и состоял из них. Но дальше наша подзадача — делать из других стартапов таких же рок-звезд. Чтобы на них равнялись остальные, чтобы их результаты хотели повторить. И тогда не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии сложится правильная атмосфера. А в Казахстан потянутся сотни других компаний. То есть впереди еще много работы.

Всё самое интересное с форума Digital Bridge – яркие цитаты, фото, видео – читайте и смотрите в нашем канале в Telegram! 🚀