Соединить Instagram и 2GIS. Ребята из Астаны создали социальную сеть с интерактивной картой и сторис

22.09.2022, 09:35
Текст: Вадим Банный
Фото: Катерина Малама
Темирлан Зиятбеков и Лаура Тагановааура

Темирлан Зиятбеков и Лаура Таганова

В начале сентября в тестовом режиме заработала казахстанская социальная сеть Loca. Это мобильное приложение с интерактивной картой, на которой отмечены «экспириенсы» (видео и фото впечатления) людей о различных местах, а также анонс актуальных событий. По задумке создателей, проект должен стать симбиозом Instagram и 2GIS, который поможет пользователям экономить время при поиске интересных локаций и событий в городах Казахстана (а в последующем и других странах). Бизнесу сервис даст дополнительную возможность для продвижения через визуальный контент.

В интервью Digital Business сооснователи Loca Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков рассказали, почему они отказались от комфортной жизни в найме ради стартапа, как соцсеть собирается переманивать аудиторию из Instagram и 2GIS, сколько вложили в создание продукта и почему доверили разработку студентам.

«Наша миссия – выработать привычку делиться положительными эмоциями и контентом»

– Лаура, расскажите, как попали в ИТ-бизнес?

Лаура: – После учебы в КИМЭП отправилась в Малайзию, где закончила Стаффордширский Университет по специальности «technology-management». Затем почти 10 лет проработала в холдинге «Зерде». Отвечала за международную деятельность. Когда долго работаешь в найме, то в какой-то момент хочется что-то поменять в своей деятельности, чтобы расти дальше. Мне нравится ИТ-сфера, поэтому хотелось продолжить развиваться в ней, но уже со стороны рынка. Отсюда и появилось желание уйти в стартап.

Лаура Таганова

Лаура Таганова

– Не страшно было решиться на такой радикальный шаг?

Лаура: – Решение принималось не за один день. Когда у тебя есть стабильная зарплата, социальный пакет, хорошая должность, то трудно себя заставить выбраться из зоны комфорта. Но желание сделать что-то свое, особенно, когда видишь, как развиваются новые технологии и рынок, хорошо мотивирует.

–Темирлан, а как вы оказались в стартапе?

Темирлан: – Мой путь проще. Еще учась в университете «Туран» по специальности «информационные системы», стал подрабатывать официантом в одном из ресторанов Астаны. Изначально шел за дополнительным заработком, но со временем погрузился в сферу и стал продвигаться по карьерной лестнице в премиальных заведениях: был администратором, менеджером, управляющим.

Темирлан Зиятбеков

Темирлан Зиятбеков

Проработав в общепите 8 лет, созрело желание открыть свой ресторан или кофейню. Но случилась пандемия и пришлось отложить планы до лучших времен. Снова ушел в найм, где меня и застало предложение Лауры стать кофаундером Loca. Она рассказала о концепции проекта, мне идея понравилась, поэтому решил подключиться, не зря ведь по образованию айтишник. Позже к нам присоединились еще два кофаундера – Дархан Мухатов, который раньше работал с Лаурой в «Зерде», и Талгат Букенов, у которого 10-летний опыт в разработке ПО.

– Чем зацепила идея с Loca?

Темирлан: – Своей практичностью. Чтобы найти действительно классное заведение с хорошей атмосферой и вкусной едой, нужно потратить много времени на просмотр видео в Instagram или TikTok. Это, в отличие от текстовых отзывов, лучше помогает составить реалистичное представление о месте. Затем заходишь в 2GIS или Google Maps, чтобы посмотреть, где оно вообще находится, как туда добраться. В общем, очень муторный процесс.

Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков

Как выяснилось, подобная «боль» актуальна не только для меня. Судя по исследованиям интернет-издания TechCrunch и Google, люди все больше предпочитают начинать поиск интересующих их вещей с социальных сетей. А когда социальная сеть интегрирована с онлайн-картами – это вдвойне удобно, потому что количество действий сокращается в разы.

Чтобы окончательно убедиться в гипотезе, мы провели опрос 400 человек и 70% из них отметили, что им не хватает сейчас честных отзывов в сервисах и возможности увидеть на карте, что происходит в городе «здесь и сейчас».

– Что имеете ввиду под «честным отзывом»? Это ведь субъективное понятие.

Темирлан: – Если посмотреть отзывы в различных сервисах и соцсетях, то большинство негативные, хотя место может быть вполне нормальным. У наших людей такая культура, что о позитиве мы молчим, а о чем-то плохом сразу рассказываем. Наша миссия – выработать привычку делиться положительными эмоциями и контентом. Возможно, это утопия, но мы хотим попробовать.

Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков

Однако не отказываемся от критики. Одна из фишек Loca – видео и фото загружаются напрямую, без дополнительных фильтров и обработок. Плюс можно говорить все, что думаешь. Визуальная составляющая позволяет человеку сформировать более реальную картину о месте. Мы хотим, чтобы пользователи воспринимали Loca как инструмент, куда можно залить контент и показать атмосферу.

– А у самих локаций будет возможность загружать видео и фото?

Лаура: – Для них предусмотрен личный кабинет, в котором они могут заполнить карточку заведения и залить свой контент. На первых порах это будет бесплатно. Потом, возможно, начнем брать определенную плату. Наша платформа дает дополнительную возможность для продвижения.

Лаура Таганова

Плюс не стоит забывать, что мы делаем упор на эмоции, а сегодня влияние эмоциональной экономики очень велико. Бизнесу важно не только привлечь к себе нового клиента, но и сделать его своим агентом влияния. Мы говорим, что в Loca важно не развлекать пользователей, а показывать им, что интересного сейчас в вашем городе.

«Студентам нужно доверять. Когда даешь шанс, они способны на многое»

– Фундамент Loca – онлайн-карта. На основе какого сервиса создали свою социальную сеть?

Лаура: – Mapbox. Выбрали его по нескольким причинам. Во-первых, он есть в открытом доступе. Во-вторых, пока у нас не больше 10 тысяч пользователей, им можно пользоваться бесплатно. В-третьих, есть возможность кастомизировать маркеры и делать иконки под себя на этапе пилота. С учетом ограниченного бюджета это был самый оптимальный вариант.

Loca

– А какой бюджет?

Лаура: – Уже вложили около $20 тысяч. Это средства кофаундеров. Большая часть суммы ушла на создание продукта и покупку сервисов. Плюс траты на разработчиков, хоть они у нас относительно небольшие. Мы, как многие говорят, пошли на рискованный шаг и доверили разработку молодым ребятам без опыта. У нас работают выпускники и студенты третьего курса Astana IT University.

– Найм студентов – вынужденная мера?

Лаура: – Изначально планировали обратиться к опытным разработчикам на аутсорсинге: общались с ребятами из Беларуси. Но потом подумали и решили: хотим, чтобы разработчики были в штате, а вся команда на месте. Так появилась идея со студентами, ведь большими деньгами действительно не располагаем. Да и молодым нужно давать шанс, чтобы они поверили, что могут делать достаточно классный и функциональный продукт на уровне MVP.

Проблема с нехваткой разработчиков в Казахстане во многом связана с тем, что компании не хотят брать студентов после университета из-за отсутствия опыта. Из-за этого многие ребята сомневаются в своих силах и идут работать не по специальности. Мы хотим показать, что студентам можно и нужно доверять. Когда им даешь шанс и веришь в них, они способны на многое.

– Звучит красиво, но как студенты справляются с поставленными задачами на практике?

Лаура: – Нам попались умные ребята: они все на повышенной стипендии в университете. Когда общались с разработчиками из Беларуси, они говорили, что на разработку MVP нужно полгода, а наши студенты сделали все за 3-4 месяца. Не без багов и косяков, но для того, чтобы минимизировать ошибки, у нас есть Талгат с 10-летним опытом в разработке. Они все работают под его присмотром и с каждым днем все лучше.

Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков

У студентов нет рамок, как у состоявшихся программистов, они могут нестандартно подходить к решению проблем. А их энергия заряжает всех остальных и позволяет нам довольно быстро и качественно реализовывать все идеи.

– Сколько зарабатывают ребята?

Лаура: – На уровне junior-специалистов. Однако, как мне кажется, в данный момент ребята особо не думают о деньгах. Для них главное процесс обучения, получение опыта на практике и причастность к созданию нового продукта, который можно будет занести в портфолио.

– Дальше собираетесь придерживаться тактики с наймом студентов?

Лаура: – Когда запустим боевую версию проекта и начнем масштабироваться хотя бы в пределах Казахстана, то будем привлекать middle-разработчиков. При выходе в релиз могут возникать сложные задачи, которые нашим ребятам, возможно, будет трудно решить оперативно без помощи. Мы это прекрасно понимаем, поэтому важен симбиоз.

«У нас нет цели заставить людей отказаться от 2GIS и Instagram»

– У Loca сейчас пилот в 5 городах: Алматы, Астана, Шымкент, Актау и Туркестан. Почему ставка на эти локации?

Темирлан Зиятбеков

Темирлан: – Первые три – города-миллионники, где сконцентрировано много людей и бизнесов. В Актау и Туркестане сейчас активно вкладываются в туризм, развивают инфраструктуру. Это места с большим потенциалом для внутреннего туризма. Наша социальная сеть позволяет найти все самое необходимое (жилье, общепит, развлечения) и сориентироваться в любом городе, поэтому такой сервис будет там востребован. А будут пользователи – подключатся и бизнесы.

– На чем хотите зарабатывать?

Темирлан: – Во-первых, за счет рекламы бизнеса. Будем предлагать разные пакеты, которые включают размещение логотипа на карте, нахождение в ТОП рекомендованных списков, информацию об акциях/бонусах и др. Во-вторых, предоставление аналитических и статистических отчетов бизнесу. На основе собранных данных можем видеть, куда люди больше ходят, что предпочитают, дадим разбивку по возрастам.

– Сколько сейчас пользователей и бизнесов в Loca?

Темирлан: – За полтора дня с момента запуска набрали почти 400 человек. Это хороший показатель, потому что в маркетинг пока ничего не вкладывали.

Темирлан Зиятбеков и Лаура Таганова

На нашей карте 15 тысяч бизнесов: мы купили базу данных. В данный момент находимся на стадии переговоров и уже достигли предварительных договоренностей с 15-20 организациями, которые могут стать нашими клиентами.

Хотелось бы, чтобы к концу следующего года клиентами Loca было 1500 бизнесов из сферы питания, жилья и развлечений. Это реалистичная цель. В 5 городах, где мы пилотируемся, в нашем сегменте 30 тысяч бизнесов. Главная задача – заинтересовать их аудиторией.

– Ваши основные конкуренты – 2GIS и Instagram. Как собираетесь переманивать аудиторию оттуда?

Лаура: – У нас нет цели заставить людей отказаться от 2GIS и Instagram. Мы хотим стать связующим звеном между платформами. Пользователей будем привлекать с помощью контента, обновленных фичей продукта, таргетинга, а также пиара через блогеров и других лидеров мнения. Пока делаем ставку на знакомых с большой аудиторией в социальных сетях, многие из которых готовы рассказывать о нас бесплатно или за символическое вознаграждение. Чтобы делать более серьезную маркетинговую компанию, нужно больше финансовых ресурсов, поэтому занимаемся поиском инвестиций.

– Насколько мне известно, вы хотите привлечь $250 тысяч. При какой оценке?

Лаура Таганова

Лаура: – Сейчас оцениваем Loca в $1,5 миллиона. Готовы отдать 15%. Знаем, что больше 10% на начальной стадии уступать не стоит. Но поскольку нужен большой бюджет на продвижение, то идем на такой шаг. Суммы в $250 тысяч должно хватить на развитие в течение 1-1,5 года. Ставим перед собой цель – обеспечить 100 тысяч активных юзеров ежемесячно. При таких показателях мы станем интересны большему количеству бизнесов.

– Вам не кажется, что для начинающего стартапа, который работает в 5 городах Казахстана, это слишком утопичная цель?

Лаура: – Формат социальной сети позволяет ставить амбициозные цели. Но мы не говорим, что хотим достигнуть ежемесячной прибавки в 100 тысяч юзеров за 1-2 месяца. Нужно время на узнаваемость и выработку привычки у пользователей.

У нас есть возможность покрыть весь Казахстан. Не отказываемся от идеи параллельно двигаться в другие страны: ОАЭ, Юго-Восточная и Центральная Азия. С учетом того, что сейчас пилотируемся, пока не знаем, где Loca лучше себя проявит. KPI – набрать 20 тысяч пользователей до конца года. При правильной стратегии и вложении хорошего бюджета в рекламу эта цифра достижима.

–Что может помешать?

Лаура: – Главный риск – не попасть в целевую аудиторию. Поэтому наша большая задача – предоставить людям простой и удобный интерфейс, актуальный контент, а также легкий путь от выбора места или ивента до самого посещения.

Лаура Таганова и Темирлан Зиятбеков

Важно привлечь критическую массу пользователей, чтобы бизнесу было интересно давать нам в первоочередном порядке или хотя бы своевременно информацию о своих ивентах, акциях и так далее. Тогда ценность для людей будет расти и они будут к нам возвращаться. А дальше можно думать о монетизации.

Новости