Как основатели Webinar потеряли $1 млрд и при чем здесь Казахстан

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 22.07.2022, 14:38

Александр Альперн (слева) и Дмитрий Грин (справа), основатели Webinar Group

Общаясь с казахстанскими стартапами, мы в редакции DigitalBusiness.kz часто видим, как фаундеры  стоят перед дилеммой. Тестировать продукт и бизнес-модель сначала на родном рынке, а затем масштабироваться в США, в Юго-Восточной Азии, Западной Европе или же идти на большие рынки сразу? Многие предпочитают сначала построить успешный ИТ-бизнес в Казахстане, а уже затем попробовать выйти на глобальный рынок. Какой подход правильный – тема для дискуссии. Вот интересное мнение и личный опыт Дмитрия Грина, российского предпринимателя, основателя сервиса онлайн-трансляций COMDI. Cервис в свое время объединился с Webinar.ru в компанию Webinar Group.

На этой неделе стало известно, что Дмитрий и его партнеры сделали успешный экзит. Webinar был приобретен стратегическим инвестором – компанией МТС. Сумма сделки составила десятки миллионов долларов. Но Дмитрий считает, что посвятив проекту годы своей жизни, мог бы заработать на Webinar гораздо больше. Вот пост, который он опубликовал в своем аккаунте в Facebook– публикуем с небольшими сокращениями.

Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения

– Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец, купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?

Нет. Только не для меня.

Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.

Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.

Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22,5 млрд, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.

Примерно так же думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен.

Фото rbc.ru

Только Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером. Наша команда стала строить бизнес в России и в итоге компанию купили по не самой высокой цене во время общего падения рынка.

Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки. Это была большая ошибка.

Пока мы развивались в России, оптимальный момент для старта нашего продукта на крупнейших рынках ушел. В нишу пришли другие компании и стоимость успешного входа на рынок кратно выросла. Кстати, эти компании сейчас стоят миллиарды.

GoToMeeting предлагает отличное решение для малого и среднего бизнеса. Компанию купил стратег за $1.8 млрд в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6 млрд (по состоянию на конец июля 2022 рыночная капитализация RingCentral превышает $5,5 млрд – прим. DigitalBusiness.kz). Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.

Мы с кофаундерами потратили огромное количество сил на создание нашей компании. В обмен получили несколько миллиардов рублей. А могли бы получить несколько миллиардов долларов, если бы начали на большом рынке. Потратили бы самый главный ресурс намного эффективнее.

…Задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке, – подытожил Дмитрий Грин.

Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно высказать свое мнение, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀

Комьюнити DigitalBusiness.kz