Марат Ижанов: «Фаундер стартапа – это джедай». Вот какими качествами он должен обладать

08.07.2022, 17:42
Текст: Виталий Волянюк

Требования к основателю стартапа гораздо выше, чем к предпринимателю в регулярном бизнесе. Есть несколько критически важных качеств, которыми фаундер должен обладать (или очень быстро их приобрести), чтобы повысить шансы своего проекта на успех. Об этом в Youtube-проекте Business Nomads  поразмышляли предприниматель и ведущий Серик Акишев и владелец инкубатора стартапов, серийный предприниматель Марат Ижанов. Редакция DigitalBusiness.kz законспектировала несколько мыслей, которые показались нам наиболее полезными.

Марат Ижанов и Серик Акишев

«Почему фаундер стартапа — джедай? Потому что он самый крутой:) Он должен обладать супер-способностями в отличие от простого бизнесмена, предпринимателя. Чтобы с ноля пройти за два-три года путь до раунда А, за пять лет — до единорога. За это время он должен научиться практически всему. В условиях, когда у тебя еще и продукт, и рынок не определены.

В чем должен прокачаться фаундер?

  1. Продажи. С этого надо начинать. И этому надо научиться. Если ты умеешь кодить, но не умеешь продавать, ничего не будет. Очень многие на этом ломаются: «Мы не умеем продавать и не можем через себя переступить».
  2. Финансы, бизнес-модель.
  3. Продукт.
  4. Люди, управление людьми. Как их собрать вместе и замотивировать. Это вообще задача номер один.
  5. Далее — инвесторы, взаимоотношения с ними.

И вот это всё должен делать один человек.

Я не верю в эту историю в стартапе, когда мы все распределим обязанности. Этот у нас будет этим заниматься, а тот — тем. Да, стартап — это команда, и каждый в команде в чем-то особенно хорош. Но кто-то должен быть лидером, отвечать за все. Причем сейчас становится популярным новое слово — не лидер, а вдохновитель. Вдохновлять — основная роль фаундера. Он рисует звезду. «Мы идем туда, к ней, эта звезда приведет нас к счастью». И как только он в эту позицию встал, он должен всем вокруг доказывать, что это так. Постоянно подтверждать гипотезы, иметь на все аргументы, иметь ответы на все вопросы: а что за рынок, что за клиенты, кто конкуренты. Фаундер должен знать ответы, он не может «плавать».

Вот это сверхзадача для фаундера: все вместе собрать за короткий срок и быть таким человеком — вдохновителем.

У тебя в стартапе нет 20 лет, чтобы спокойно работать, пройти сто курсов повышения квалификации, личностного роста и всякой лабуды. У тебя есть только один путь — закусил удила и пошел работать, и каждый день надо расти. Перед командой, перед клиентами, перед инвесторами — ты всегда должен расти.

И транслировать это. Это еще один важный момент для фаундера — открытость. Не просто расти и сидеть в четырех стенах. А показывать это все. Быть открытым, публичным, транслировать изменения рынку.

Третий момент — быть повстанцем, бунтарем в бизнесе. Ты не можешь сделать что-то масштабное и крутое, если ты делаешь, как все. Крутой стартап, это когда ты переворачиваешь рынок, идешь против устоявшейся системы. Многие стартапы любят работать с enterprise, большими корпоративными клиентами. «Мы начали работать с большой компании, что-то продали им – все круто!». А это почти всегда конец стартапа. Потому что большим компаниям не нужны большие инновации. Я много лет работаю в B2B и знаю это. Им нужно что-то чуть-чуть подкрутить у себя, но не больше. Что такое большая инновация? Это изменение бизнес-модели, изменение рынка. А это угроза бизнесу большой компании.

Если так по-честному, то многие большие компании специально «убивают» стартапы, покупают их, чтобы они не выросли, чтобы сохранить статус-кво на рынке.

И еще одно важное качество фаундера — он должен быть непробиваемым. Почему 9 из 10 стартапов проваливаются? Потому что они не делают новых попыток. Значит, нужно быть непробиваемым, и после очередного провала прикладывать еще больше усилий. Твои неуспешные попытки работают на тебя. С каждой следующей попыткой твои шансы на успех повышаются».

Полная версия беседы Марата Ижанова и Серика Акишева доступна на канале Business Nomads.

Новости