Эти карагандинцы запустили успешные ИТ-стартапы. Вот их истории

Караганда славится не только своими большими предприятиями и промышленностью, но и большой ИТ-историей. Именно здесь зародились такие проекты, как компания по разработке ПО Плюсмикро, которую в конце 2000-х купил EPAM, маркетплейс Flip.kz, платежная система Wooppay и хостинг-провайдер Hoster.kz. Немало стартапов открывается там и сейчас. О некоторых из них Digital Business уже рассказывал. Сегодня вспоминаем ярких героев из Караганды. В этой подборке – истории 5 предпринимателей. У них разный возраст, бэкграунд и образование, но их объединяет одно – сила и упорство уроженцев города шахтеров.

От советских ЭВМ до первого международного ИТ-экзита Казахстана. История Леонида Виняра

Фото: Татьяна Аскарова

Леонид Виняр в детстве хотел стать художником, но отец его отговорил. Так парень оказался на физико-техническом факультете Томского политеха. Программировать учился на первых советских ЭВМ. Вернувшись в Караганду, Виняр возглавил группу программирования в институте ГипроОргШахтострой, а затем попал в областное статистическое управление. Там делал ПО на заказ для других организаций. В перестройку Леонид вместе с друзьями создал кооператив по разработке ПО Плюсмикро. Со временем он вырос в полноценную ИТ-компанию.

Плюсмикро бралась за самые разные задачи — от бухгалтерских систем до сложных отраслевых решений для промышленности и госструктур. В конце 1990-х команда разработала систему автоматизации для налоговой службы, с которой выиграла тендер Всемирного банка. Это позволило компании масштабироваться и открыть филиал в Астане.

К середине 2000-х «Плюсмикро» стала одним из самых заметных разработчиков в стране, но дальнейший рост уперся в ограничения локального рынка. В 2008 году фирму купила международная компания EPAM Systems, что стало первым международным экзитом в ИТ-истории Казахстана. После сделки Леонид Виняр еще несколько лет работал в EPAM, а затем в 75 лет отошел от бизнеса и сосредоточился на творчестве.

«Вообще, надо было завязывать с ИТ раньше, чтобы успеть открыть для себя что-то новое. Сделать то, на что раньше не было времени. Когда я, уже уволившись, записал свой первый трек в ГаражБэнд, почувствовал себя на седьмом небе от счастья», – вспоминает Леонид.

Делал сайты на заказ, а затем изменил платежный рынок в стране. История Александра Дорошенко

Фото: Татьяна Аскарова

Александр Дорошенко – коренной карагандинец. Он окончил школу с «Алтын белгі», затем — карагандинский политех с красным дипломом. Еще в студенчестве пробовал себя в бизнесе. Уговорил родителей родителей взять кредит и купил за $3 тысячи убитую квартиру в Майкудуке. План был следующий – сделать ремонт и продать дороже. В итоге из-за финансового кризиса и разного роды бытовых сложностей заработать не удалось. Но парень не сдался и начал развивать ИТ-проекты.

Первым был городской портал vtochku.kz, затем – разработка сайтов и дизайна для местных компаний. Прорывной стала идея создать решение, которое позволит оплачивать различные услуги и товары балансом мобильного телефона. Так появился Wooppay. Сначала хотели делать суперапп, в котором есть электронный кошелек и сервисы доставки (еды, цветов). Однако позже сосредоточились на платежных сервисах и мобильной коммерции. Договариваться с банками было сложно. «Многие видели в нас каких-то шальных карагандинских парней, а не партнеров», – вспоминает Александр.

Однако несмотря на все сложности, со временем Wooppay стал одним из заметных игроков на рынке электронных платежей и вышел в плюс спустя 2 года после запуска. Позже Александр Дорошенко стал сооснователем ИТ-хаба «Терриконовая долина», где помогает новым командам запускать технологические проекты.

«Сила Караганды – в людях, у которых в культурном коде прошита способность пробиваться через трудности. Предполагаю, что отчасти по этой причине многие карагандинские стартаперы, и я в том числе, пошли в сторону сложных B2B-продуктов. Ведь у нас все привыкли делать четкий бизнес», – говорит Александр.

В тему
«Видим, что экспорт составит $1 млрд». Магжан Мадиев – об итогах 2025 для казахстанского ИТ

Ушла из полиции и в 48 лет запустила стартап. История Сауле Кусаиновой

Из личного архива

Сауле Кусаиновой 50 лет. Ее отец служил в правоохранительных органах, и женщина решила продолжить семейную традицию. В 1997 году стала госслужащим: сначала работала в Комитете уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана, а позже в миграционной полиции.

Спустя 25 лет Сауле вышла на пенсию и занялась частной практикой. Она заметила, что почти каждый третий клиент, который приходил к ней, до этого попадал к недобросовестным юристам. Ей захотелось исправить ситуацию и создать сервис, который поможет любому человеку найти качественного юриста, и решить проблему за адекватную цену. Так появилась ZanTech – платформа по подбору юристов, адвокатов и нотариусов под разные запросы пользователей.

Главный фильтр – выборка по специализации, чтобы люди не тратили время на общение с человеком, у которого другой профиль деятельности.

У Сауле не было опыта запуска ИТ-проекта, поэтому она прошла программы «Инкубатор» и «Акселератор» в ИТ-хабе «Терриконовая долина». Сначала проект развивала на собственные средства, но вскоре получила грант на 2,3 млн тенге и ангельское финансирование. Сейчас Сауле продолжает работать над ZanTech, в том числе развивать B2B-направление.

«Конечно, начинать было страшно. Когда более 25 лет работал в привычной тебе системе, сложно перестроиться и делать нечто совершенно другое. Однако мной всегда двигало повышенное чувство справедливости. ZanTech повысит доступность населения к качественным юридическим услугам. Найти юриста смогут даже те, кто живет в маленьких городах или аулах», – говорит Сауле.

В 11 лет основал стартап для спасения природы. История Платона Нечаева

Из личного архива

Платону Нечаеву 11 лет. Его путь к предпринимательству начался с книг. Школьник писал сказки об истории и символах Караганды: про Аппака Байжанова, открывшего уголь, и про растение карагану, в честь которого назван город. Постепенно в этих историях появилась тема экологии и будущего Казахстана. Тексты придумывал сам, а иллюстрации создавал с помощью искусственного интеллекта.

Первые книги напечатали небольшим тиражом за счет семьи и продавали на ярмарках и выставках. Часть выручки Платон решил направлять на реальные экологические действия — так удалось высадить 50 деревьев в Караганде.

Со временем стало понятно, что бумажный формат ограничен тиражом. Тогда Платон решил объединить сказки с технологиями и создать цифровой продукт. Так появился EcoPlaton — бот с аудиоисториями, экологическими заданиями, квестами по природным маршрутам и калькулятором углеродного следа. За выполненные задания пользователи получают баллы, которые можно конвертировать в реальные действия — например, посадку деревьев.

Проект прошел инкубацию в ИТ-хабе «Терриконовая долина», где Платон стал самым молодым участником за всю историю программы. На Demo Day он получил грант в 500 тысяч тенге. У стартапа есть первое партнерство: в сентябре в Боровом появилась первая в Казахстане геймифицированная экологическая тропа Болектау с аудиогидом на трех языках. Туристы могут пройти квест в телеграм-боте Платона и узнать больше о природе Бурабая и о том, как ее нужно беречь.

Стартапер надеется, что проект скоро начнет зарабатывать: будут продавать аудиосказки, книги, делать коллаборации с туристическими объектами. «Ищем инвестора и мечтаем создать полноценное мобильное приложение с туристическими маршрутами и новыми историями на разных языках», – делится планами мальчик.

В тему
Топ-10 казахстанских стартапов в 2025 году

Отказался от карьеры в Big 3, чтобы строить стартап. История Наби Муратбека

Фото: Катерина Малама

Наби Муратбек во время учебы в Назарбаев Университете строил карьеру в найме: на первом курсе работал дата-сайентистом в Choco, на втором — инженером по машинному обучению в KPMG. «Когда к 20 годам маячила перспектива оказаться в Big 3, подумал, что все как-то просто получается. Стало не интересно двигаться в этом направлении. Пропал драйв», – признается Наби. Так парень стал предпринимателем.

Первым проектом был HR-стартап Recruitment.ai. Команда вложила в него около $100 тысяч, но спустя два года сервис пришлось закрыть — не удалось найти устойчивую бизнес-модель. Неудача стала для Муратбека важным уроком: он прошел через кастдевы с крупными компаниями, фандрайзинг, сбор команды и понял, как не стоит строить стартап.

Спустя полгода Наби запустил новый проект — Kwaaka. Идея родилась из общения с кассирами и администраторами ресторанов: заказы из Glovo, Wolt, Яндекс.Еды и других агрегаторов приходят в разные кабинеты и вручную перебиваются в кассу, создавая ошибки и потери времени. Kwaaka решает эту проблему, объединяя все агрегаторы в одном окне и интегрируя их с кассовой системой ресторана.

Чтобы глубже понять «боль» рынка, Наби на время сам стал кассиром в одном из заведений. Этот опыт помог говорить с рестораторами на одном языке и дорабатывать продукт под реальные процессы. К проекту присоединился сооснователь — экс-разработчик LinkedIn Максат Кадыров.

Стартап начал расти: первые месяцы команда работала практически без зарплат, но уже в первый год Kwaaka привлек инвестиции, подключил сотни ресторанов и договорился о партнерствах с крупными агрегаторами. В 2023-м году стартап закрыл раунд на $600 тысяч. Инвесторами стали Мурат Абдрахманов, фонд Big Sky Capital, Мадияр Тулеуов, Олжас Акбаев и Аман Алимбаев. Затем проект привлек $100 тысяч дополнительных инвестиций от MOST Ventures.

 

Сауле КусаиноваПлатон НечаевЛеонид ВинярНаби МуратбекWooppayАлександр ДорошенкоКараганда