Крупные клиенты, шоурум и бренд Garbar Home: как живет одна из первых героинь Digital Business Finance

Чуть больше года назад Digital Business запустил новое направление — раздел о финансах. Поговорили с одной из первых героинь Ириной Радиховской, основательницей компании Garbar Group, о том, что нового произошло в ее бизнесе, и в целом с МСБ, за это время.

Быть предпринимателем в Казахстане — что изменилось в производстве за год?

— Прошел год с нашей беседы, мы по-прежнему работаем, развиваем новые направления и форматы и ставим амбициозные задачи. Но надо признать, что год принес предпринимателям кризисы. Из наших постоянных 12 оптовиков, с которыми работали много лет, закрылись уже пятеро. Немалый процент оборота состоит из оптовых продаж, поэтому теперь адаптируемся к новым реалиям.

Перенасыщение рынка произошло по причине того, что к нам через маркетплейсы массово вышли крупные производители. Раньше такие маркетплейсы, как Wildberries и Ozon, например, продавали лишь небольшие товары — наш рынок был слишком маленькой точкой сбыта для тех же российских производителей. Но ситуация изменилась, маркетплейсы наладили логистику и теперь производители даже мебель продают напрямую в Казахстан. А ради реализации многотысячных объемов делают это чуть ли не по себестоимости — а иногда и ниже. Это касается в том числе столов и стульев.

Соответственно, местные дилеры, которые перепродают в магазинах мебель наших производителей, не в силах конкурировать. Осложняется иногда все и наличием субсидирования у иностранных производителей. И если нам сложно выйти на их рынок, то им на наш довольно легко. Если говорить о китайских производителях, то у них тоже себестоимость сильно ниже, потому что процессы полностью автоматизированы.

Индивидуальные заказы для крупных клиентов, собственный шоурум и магазин Garbar Home. Чего достигла Ирина за этот год

— Текущая ситуация неприятная, но это происходит не впервые — нужно адаптироваться. Шевелиться, разрабатывать стратегию и помнить, что кризис — это просто часть жизни.

Изначально мы делали упор на серийность — разрабатывали шаблоны, запускали линейки и налаживали потоковое производство. Сейчас мы также развиваем нишу оснащения под ключ. Например, беремся за оснащение банкетных залов — это может быть разовый заказ на 200-300 стульев из дерева. Конечно, это более трудоемкое и сложное направление, более кропотливый процесс. Но в этом пласте у нас очень интересные проекты. Например, недавно оборудовали новый бар в Астане — место с очень интересной концепцией, где мы смогли реализовать театральную стилистику и поработать не в классике, а в весьма дерзком стиле. Также оснастили холлы в ЖК бизнес-класса BI Group — сделали для них премиальные кресла и журнальные столы. Таких проектов немало, и это игра «в долгую».

Из других больших новостей — создание собственного шоурума. Открыли его как раз под запуск нового направления премиальной мебели — купили коммерческое помещение, выиграли грант. А еще взяли станок ЧПУ последней модели, запустили новую столярную линию и думаем выходить на экспорт. Кстати, в шоуруме теперь можно увидеть еще один результат нашего труда — продукты нового направления Garbar Home. Оборудовали мастерскую там же, создаем и продаем под этим брендом свечи, декоративные доски, мыло. Думаем в дальнейшем развить швейное производство и выпускать собственные фартуки, полотенца и так далее.

К слову, после нашего первого интервью и прочих материалов с упоминанием Garbar Group на Digital Business на нас обратило внимание еще больше медиа. Мы продолжаем заниматься своей социальной работой и рассказывать о ней публично — очень много проектов и по инклюзии, и по популяризации рабочих профессий. Получали в этом году благодарственные письма от вице-министра национальной экономики и от других ведомств за продвижение социального предпринимательства.

Кроме того, недавно мы в составе Ассоциации социальных предпринимателей организовали большой слет в Rixos Borovoe. К нам прилетели соцпредприниматели из всех регионов — были даже коллеги из Кыргызстана. Это был очень полезный и вдохновляющий опыт, потому что в процессе рождались новые проекты, коллаборации и идеи.

Так вышло, что интервью для Digital Business — это возможность для рефлексии. Чаще всего в бесконечной череде задач не замечаешь своих достижений или важных этапов, но благодаря беседам с вами удается четче осмыслять, куда мы движемся.

Первый год «Финансов» — с чего мы начинали

В конце весны 2024 года Digital Business стал много писать о бизнесе, личных финансах, налогах и МСБ в Казахстане. За год на сайте вышли десятки историй казахстанских предпринимателей и сотни новостей о налогах и финансах, которые регулярно собирают десятки тысяч просмотров. Первыми «лицами» финансового раздела стали Алмас Чукин с интервью о среднем классе и культуре сбережения и CEO Ticketon (ныне — Freedom Ticketon) Виктория Торгунакова с беседой об ивентах в Казахстане.

За год на сайте появилось еще больше интервью с интересными известными казахстанцами:

Александр Дериглазов. Фото: Digital Business / Катерина Малама

Ну, а визитной карточкой, пожалуй, стали истории предпринимателей — и это превратилось в своего рода миссию. Так мы поддерживаем МСБ и отечественного производителя, а заодно приоткрываем завесу в мир предпринимательства. Наши журналисты-редакторы на протяжении этого года общались со своими героями за кулисами театра, в кофейне на Зеленом базаре, в маленьком селе под Атбасаром и в поле в окружении коров, в «секретном» кафе, в мебельном цеху, на маленьком балконе, адаптированном под мастерскую, в стоматологическом кабинете и винтажном шоуруме. И с каждой новой историей мы понимаем — людям интересно читать о тех, кто создает и меняет мир вокруг себя. Тем приятнее, что и сами тексты помогали что-то изменить. К всеобщему удовольствию команды, мы нередко получали приятный фидбэк от своих спикеров.

Например, история экс-снайпера, который на пенсии занялся бизнесом, но ушел в минус — читатели поддерживали Валерия добрыми словами и массово спрашивали, как купить у него одежду. Основательница бренда детских игрушек Kishkentai и президент Ассоциации социальных инноваторов Гульмира Пармышева, как и многие другие герои рубрики, делилась — после выхода материала стали узнавать на улице и на деловых встречах.

Одной из любимиц наших читателей стала Марина Муканова, которая оставила работу в органах, уехала в глубинку за мужем и стала создавать сливочное масло. Только в YouTube история казахстанки собрала 143 тыс. просмотров и более 300 поддерживающих комментариев от людей, которые жаждут купить ее продукт. Судя по всему, как только Марина масштабирует свое производство, читатели и зрители Digital Business обеспечат ей стабильные продажи.

Основательница проекта Ken Dala Меруерт Бижанова тоже становилась героиней текстов в разделе финансов и даже ощутила эффект на собственном бизнесе.

— После моих интервью выстрелило огромное количество коллабораций и партнерств. Ко мне обращались гостиницы, рестораны, travel-компании — и все сказали, что пришли после материалов. Причем чаще всего менеджерам ссылки на них скидывали руководители и учредители. Всего было примерно 7 компаний, включая эко-отель, с которым мы готовим коллабу. Более того, на меня вышли даже представители одного из госорганов с предложением подготовить аутентичные туры для зарубежных туристов.

Читайте также: Digital Business – три года. Keep on rockin’!

предпринимателиИПфинансы