ИИ-ассистенты, дата-центр и больше 100 разработчиков: как работает IT-департамент Freedom Broker

В последние годы Freedom Broker активно масштабирует бизнес и внедряет цифровые сервисы для многотысячной аудитории. При этом каждый новый продукт должен соответствовать требованиям регулятора, выдерживать пиковые нагрузки и отвечать потребностям пользователей.

В новом выпуске спецпроекта Freedom Broker PRO журналист Digital Business побеседовал с директором департамента информационных технологий Freedom Broker Александром Метальниковым. Эксперт рассказал о том, какую роль играет команда разработчиков в обеспечении стабильной работы всех IT-систем и почему технологическое развитие — неотъемлемая часть стратегии компании.

«Разработка, сопровождение, автоматизация — все в одном департаменте»

Какие задачи выполняет ваш департамент и какие направления входят в зону его ответственности?

— Работу по всем направлениям в IT-департаменте курируют два больших управления. Одно занимается разработкой информационных систем и приложений, а второе – поддержкой, сопровождением и развитием инфраструктуры. Расскажу о каждом направлении по отдельности.

В управление по разработке информационных систем входит пять отделов:

Первый – отвечает за IT-архитектуру всех приложений.

Второй – курирует все IT-проекты по внедрению информационных систем или решению инфраструктурных задач. Отдел состоит из проектных менеджеров, которым бизнес ставит задачу, а те в свою очередь решают ее совместно с разработчиками.

Третий – автоматизирует внутренние бизнес-процессы в компании. Его сотрудники разрабатывают IT-решения на базе единой платформы по автоматизации бухгалтерии, учета ценных бумаг, налоговой и управленческой отчетности.

Основной технологический продукт – собственная платформа по автоматизации управления портфелем. Ее функционал позволяет сверять сделки со стороны биржи и торговой платформы, как и вести учет портфеля ценных бумаг.

Четвертый занимается разработкой и поддержкой сайтов. Этот отдел решает задачи от разных бизнес-подразделений компании. 2 июня мы переехали с сайта ffin.kz на его новую версию. Для разработки сайта использовали современный стек технологий, что снижает риск уязвимостей и позволяет соответствовать всем требованиям информационной безопасности.

Еще один из наших сайтов отвечает за поддержку клиентов и помогает им получить ответы на все часто задаваемые вопросы. Другой – предлагает обучиться инвестированию по видео-курсам.

Пятый – курирует управление IT-активами в компании. Мы стремимся соблюдать жизненный цикл оборудования и своевременно его обновляем. Отдел обеспечивает сотрудников всей техникой, лицензированным ПО и доступом к необходимым информационным системам.

«AI пока не способен написать сложный код за человека»

Расскажите подробнее о работе управления по поддержке информационных систем и сопровождению инфраструктуры.

— Оно отвечает за работу дата-центров и информационных сетей. Учитывая, что объем хранящихся данных в компании растет на 30% в год, мы уделяем большое внимание инфраструктурным сервисам, используем в их построении передовые технологии и соответствуем всем требованиям законодательства.

IT-инфраструктура – это фундамент, на котором базируются все сайты, приложения и системы холдинга. Поэтому задача коллег – обеспечить бесперебойную работу всех информационных систем в режиме 24/7. Причем как для пользователей, так и наших сотрудников, чтобы у них всегда был доступ к необходимым ресурсам для обработки запросов клиентов.

Все поступающие вопросы отрабатывает отдел технической поддержки. Он включает три линии: на первой сотрудники принимают обращение, далее проблему решают на должном уровне сервиса в зависимости от IT-услуги. На третьем уровне подключаем вендорскую поддержку, если проблема возникла на стороне поставщика какого-то сервиса, который используем.

Мы получаем от сотрудников в среднем 2600 запросов в месяц; из них на консультации приходится около 70% обращений.

Используют ли в вашем департаменте технологии искусственного интеллекта?

— Мы эволюционно улучшаем наши сервисы и уже внедрили AI-инструменты в работу клиентского сервиса. Теперь на часто задаваемые вопросы пользователей отвечают чат-боты.

Также разработали торговых роботов – специальные программы, которые автоматически совершают сделки по заранее заданным алгоритмам.  Они помогают поддерживать стабильность цен и обеспечивают возможность быстрого выполнения сделок для участников рынка.  Человеку бывает сложно уследить за всеми колебаниями на бирже, а робот, замечая изменения, может в моменте выполнять разные сценарии. Допустим, покупать или продавать те или иные позиции при определенных параметрах и т. д.

В повседневной работе AI-помощник закрывает рутинные задачи сотрудников. Например, может найти какой-нибудь файл в корпоративной переписке или составить резюме онлайн-встречи и по ее итогам создать задачи, выставить дедлайны и отметить ответственных за их исполнение.

Еще используем нейросети в программировании и код-ревью. Но пока AI не способен написать сложный код за человека, чтобы сразу использовать его в работе.

«У компании с меньшими ресурсами устранение подобной проблемы заняло бы неделю»

— Как компания пришла к созданию собственного дата-центра и какими возможностями он обладает?

— Freedom Broker активно растет. Если несколько лет назад нам для размещения серверного и сетевого оборудования условно хватало одной стойки, то со временем потребовался собственный дата-центр. Весь холдинг, включая Freedom Cloud и Freedom Telecom, обеспечил его запуск собственной IT-инфраструктурой и вычислительными мощностями с возможностью быстрого масштабирования.

ЦОД отвечает современным техническим требованиям безопасности, отказоустойчивости и масштабируемости. Обрабатывать любой объем данных позволяют облачные сервисы и системы виртуализации. Дата-центр оснащен необходимыми системами охлаждения и кондиционирования. Его работу поддерживают две независимые системы электропитания, плюс предусмотрена архитектура резервирования данных.

С точки зрения безопасности, для посещения объекта нужно пройти систему многоуровневого доступа. Она включает биометрическую идентификацию, аналитику поведения и не только.

При этом у нас высокоскоростные каналы передачи данных – до 4 гбит/с. Благодаря возможностям собственного телеком-оператора не испытываем проблем со связью между офисами и ЦОД-ом.

А какие из недавних проектов были для вас наиболее сложными и важными?

— Буквально в апреле этого года у нас был зафиксирован серьезный сбой, когда торговая платформа была недоступна пару дней. Это был нестандартный кейс и такой ситуации в принципе не должно было случиться. Неполадка возникла в основном ЦОД-е, архитектура  резервного дата-центра не смогла отработать такую поломку. Увы, использование всех современных методологий и платформ не дает гарантии, что настроенный  в соответствии с инструкцией от производителя алгоритм вас не подведет.

В этой ситуации нужно отдать должное нашей команде специалистов из управления инфраструктуры, которая в кратчайший срок восстанавливала работу сервисов. Может показаться, что два дня – это достаточно долго, но у компании с меньшими ресурсами устранение подобной проблемы заняло бы недели.

«Команда разработки растет на 10-15% в год»

— Какие процессы в компании удалось улучшить благодаря инициативам IT-департамента?

— Стремимся оптимизировать разные бизнес-процессы, которые на первый взгляд не требуют автоматизации. Часто удается упростить работу сотрудников и сократить время их рутинных операций. Например, внедрили систему цифрового подписания документов с помощью ЭЦП и продолжаем автоматизировать кадровое делопроизводство. Если раньше коллеги из бек-офиса использовали Excel, то сейчас проводят все расчеты гораздо быстрее без ручного ввода формул.

Кроме того IT-департамент активно участвует в бизнес-процессах, связанных с комплаенс-процедурами. Автоматизировали комплексные проверки контрагентов на присутствие в санкционных списках и по другим параметрам.  Наш сервис интегрирован с международными и локальными базами данных и получает информацию по мере ее обновления в режиме реального времени.

Сколько сотрудников сейчас работает в IT-департаменте и с какой динамикой растет его штат?

— Сейчас у нас в штате больше 100 человек. Мы стремимся к тому, чтобы профессиональный уровень и количество разработчиков соответствовали требованиям бизнеса. В среднем команда растет на 10-15% в год.

«Стрессоустойчивость в нештатных ситуациях – важный критерий при выборе кандидатов»

Каких кандидатов вы рассматриваете при приеме на работу и на что обращаете внимание?

— Все зависит от уровня позиции. В первую очередь смотрим на опыт работы, квалификацию, поскольку диплом не гарантирует нужный уровень знаний и навыков. Кандидатов на более высокие должности, которые требуют тесного взаимодействия с бизнесом, интервьюируем по определенным методологиям.

Учитывая специфику брокерских IT-продуктов, мы не всегда можем позволить себе «делать стартапы». Как и выпускать что-то на рынок без должной проверки, так как наши IT-решения обязаны соответствовать требованию регулятора по информационной безопасности и хранению данных.

Поэтому при выборе кандидатов нам важен опыт работы в банках, страховом секторе или финтехе. Другой важный критерий – стрессоустойчивость, особенно в нештатных ситуациях, когда объем задач может неожиданно возрасти.

Одно время мы давали тестовые задания, но поняли, что это метод отчасти устарел. Было несколько кейсов, когда кандидаты выполняли тестовое задание с помощью нейросетей. В таких случаях качество кода обычно хуже, чем если бы его писал человек, и при проверке это сразу бросается в глаза.

Если говорить про младших специалистов, нередко берем студентов на стажировки, и потом они остаются у нас работать. Каких-то предпочтений по конкретным вузам у нас точно нет.

Также в департаменте есть позиции, которые не требуют технического образования, но нужны профильные знания по бизнес-процессам.

Какие возможности для профессионального роста сотрудников есть в вашем департаменте?

— Как правило, если старший специалист уходит или пошел на повышение, сначала будем искать кандидатов на его позицию внутри холдинга. Особенно на проекты с собственной IT-разработкой, где нужно знать их специфику.

«Наш департамент решает более 50 ключевых задач, которые влияют на развитие и стабильность брокера в Казахстане»

Расскажите, как давно вы работаете во Freedom Broker и что вас больше всего мотивирует?

— В IT-индустрии уже более 20 лет. Помимо технического диплома получил степень MBA по направлению Chief information officer. В своей первой компании из FMCG-сектора проработал более 10 лет и отвечал за техническую поддержку пользователей, развитие бизнес-приложений и не только. Также у меня есть опыт в нефтегазовой промышленности, в частности – в разработке стратегии развития IT-систем и управлении dev-командой.

Работаю во Freedom Broker уже более двух лет. Моя основная задача – выстроить работу IT-департамента в соответствии с бизнес-целями и стратегией компании. Работа во Freedom Broker стала для меня новым направлением, связанным с развитием финтех-организации. Было интересно узнать, какие методологии и платформы использует компания, плюс применить свой опыт на практике.

Наш департамент решает более 50 ключевых задач, которые напрямую влияют на развитие и стабильность компании в Казахстане. Все эти проекты интересные и по-своему уникальные. Причем часть из них бросает IT-департаменту определенный вызов, потому что до нас в Казахстане их еще никто не делал.

Чем ваши сотрудники увлекаются в свободное от работы время и как компания их в этом поддерживает?

— У нас регулярно проходят квизы и шахматные турниры между отделами и смежными подразделениями. В офисе есть зона отдыха, где сотрудники могут разгрузиться в течение дня, поиграть в настольный футбол или шахматы. Кроме того, наш HR-департамент каждый месяц проводит тематические мероприятия в офисе и регулярно организовывает выездные тимбилдинги с полезными тренингами.

Среди коллег есть свои группы по интересам: сотрудники вместе ходят в горы, катаются на велосипедах, бегают марафоны и не только.

Какие виды нематериальной мотивации эффективны для ваших сотрудников?

— В нашей компании принято отмечать достижения коллег и мы регулярно поощряем сотрудников, которые повышают квалификацию, проходят аудиты и профессиональные сертификаты.

В заключении хотел бы отметить, что работа в ИТ-департаменте Freedom Broker подразумевает не только технические навыки, но и глубокое понимание бизнес-процессов, ответственность и постоянное развитие. Мы всегда поощряем быструю адаптивность, системное мышление и умение работать в тесной связке с другими подразделениями. Ведь только при таких условиях можно создавать устойчивую IT-инфраструктуру, готовую к масштабированию и новым вызовам.

Вам будет интересно
«Не запрещать, а управлять регуляторным риском компании». Интервью с управляющим директором по правовой и комплаенс-стратегии Freedom Broker
Freedom Broker PROFreedom Broker