BaaS, необанки и финтех даже там, где его не ждали: главные тезисы с Rocket Conf 2024

В ноябре в Алматы состоялась конференция Rocket Conf 2024 для профессионалов финтех-индустрии. Второй ивент ИТ-компании Rocket Tech собрал более 200 ведущих представителей банковского сектора, МФО, финтех и государственных фин. регуляторов. Кроме того, на конференции Halyk Bank впервые показал свою BaaS-платформу (банк как услуга – прим. Digital Business), которая сократила срок запуска необанков с полугода до двух недель. Приводим ключевые цитаты из презентации и выступлений.

«Внедряем полноценное банковское решение за две недели»

В этом году фокус Rocket Conf сместился с ИТ-разработки на финтех-услуги нового поколения и цифровую трансформацию банковской индустрии. Как отметил сооснователь Rocket Tech Роман Надеин, с участием спикеров из США и стран СНГ конференция приобрела международный формат. Роман также подчеркнул интерес компании к сфере финансовых технологий:

— Мы выбрали тему финтеха из-за его стремительного развития в Казахстане и регионе. Rocket Tech помогает банкам запускать новые сервисы, предлагая Ready Bank – решения, которые ускоряют создание цифрового банкинга и оптимизируют клиентские и кредитные процессы. Команда Ready Bank уже работает с Unibank в Азербайджане и планирует запуск необанка с Mbanq в Юго-Восточной Азии.

Читайте также: «Мы способны сэкономить банкам миллионы долларов». Интервью сооснователей Rocket Firm Group о запуске коробочного решения для цифрового банкинга

Генеральным партнером ивента выступил Halyk Bank, который анонсировал запуск собственной BaaS-платформы для бизнеса – SDK NeoTab. По словам директора по инновациям Halyk Bank Алдиара Арыстанбаева, она ускорит запуск необанков в Казахстане. 

Алдиар Арыстанбаев

Подробнее о возможностях BaaS-платформы рассказал директор департамента необанков в Halyk Bank Роман Третьяков:

Раньше интеграция с банковскими сервисами проходила сложно. Проблемы начинались сразу с проектирования интерфейса банкинга, так как продуктовая команда партнера не знала, как устроены наши сервисы. Соответственно, дизайн приходилось часто переделывать и долго верстать. Потом на этапе интеграции возникали вопросы по кибербезопасности и наличию у партнера дополнительных функций вроде QR-сканера. Весь процесс занимал примерно полгода и дорого обходился бизнесу, что отпугивало стартапы.  

Роман Третьяков

Роман рассказал, что BaaS-платформа позволяет обойти все проблемные этапы еще на старте и выйти на рынок за две недели. По сути, это мобильная библиотека готовых банковских сервисов под iOS и Android на базе инфраструктуры Halyk Bank. В нее входит онбординг, переводы, платежи, токенизация карт, рассрочки, депозиты, кредиты и другие продукты. 

Предусмотрены дополнительные функции, например, QR-сканер, аналитика и технология Liveness для биометрической проверки. Все сервисы можно использовать в своем приложении, не интегрируясь back to back с банком. Исключение – фичи партнера, например, если компания захочет внедрить свою бонусную систему. Тогда интеграция потребуется. 

Для партнеров, у которых нет возможности привлекать дизайнеров и мобильных разработчиков, предусмотрен готовый пользовательский интерфейс. Его можно адаптировать на уровне настройки цветов и шрифтов.

— Название продукта NeoTab отражает подход по работе с партнерами, у которых уже есть приложение, но не хватает отдельных банковских сервисов. В таком случае наши решения будут органично собраны в отдельной вкладке, не ломая исходную навигацию, — поделился Роман Третьяков.

«Через маркетплейс финтех-сервисов проводим 60% финансовых услуг»

CXO Untitled Bank Майк Жарчев поделился трендами локального рынка Узбекистана:

— В стране высокий процент молодежи (60%), все используют смартфоны. При этом половина взрослого населения не имеет доступа к банковским услугам. Наш цифровой банк может привлечь эту аудиторию. Также видим доминирование платежных сервисов с функциями переводов, проверки баланса и т.д. «Платежки» с их удобными мобильными интерфейсами настолько захватили рынок, что банкам, строившим инфраструктуру из отделений, приходится его отвоевывать.

Майк Жарчев

Спикер подчеркнул, что в Узбекистане назрела потребность в простых прозрачных банковских продуктах. В стране нет явного лидера с конкурентным цифровым банкингом, но, учитывая динамичность местного рынка, эта ситуация может быстро измениться.  

В следующем докладе речь шла о рынке финтеха в России. В 2020 году Московская Биржа запустила маркетплейс финтех-сервисов «Финуслуги», ИТ-партнером которого выступил digital-интегратор AGIMA. Сейчас в маркетплейсе представлено 25 крупнейших финансовых организаций, и пользователи могут сравнить их предложения и получить услуги.

Насколько сложным оказалась создание этого ИТ-решения, рассказал директор по развитию AGIMA Дмитрий Ахметов:

— Требовалась платформа, которая объединила бы финансовые и страховые компании России. Еще она должна была стать базой для будущего супераппа с сервисами, не связанными с банковскими продуктами. Со стороны заказчика нужной экспертизой обладали продуктовые и бизнес-оунеры, плюс ИТ-лидер и архитектор, а с нашей – техническая и исследовательская команда.

Дмитрий Ахметов

На этапе MVP команда AGIMA провела качественные исследования с охватом в 1000 пользователей и выяснила, какие сервисы нужны в первую очередь и как люди привыкли пользоваться основными финансовыми услугами. Спустя два года после запуска 60% всех финансовых операций проходит через «Финуслуги», и 80% аудитории маркетплейса использует только этот сервис.

«Отменяем комиссии и запускаем игры внутри банковского приложения»

Сооснователь и вице-президент по инжинирингу Mbanq Игорь Костюченок представил обзор необанков в странах Европы, Северной и Южной Америки:

— Несмотря на бурный рост необанков, они часто сталкиваются с высокой конкуренцией между собой и нехваткой собственного капитала. У крупных игроков может быть по 50-100 млн клиентов, и они продолжают привлекать инвестиции. Но из 8 наиболее известных необанков только половина вышла в прибыль на второй или третий год работы.

Игорь Костюченок

Эксперт выделил перспективные рынки для создания необанков: страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, в частности Филиппины и Малайзия. Видя потенциал и возможности ЮВА, в следующем году Mbanq начинает работу с Ready Bank в этом регионе.

CPO Саттар Казимов и руководитель отдела инноваций и разработки корпоративных продуктов Эльчин Джаббаров из азербайджанского Unibank рассказали об эволюции банковских продуктов. До финансового кризиса 2008 года банк обслуживал корпоративный сектор и МСБ, а после – сфокусировался на автоматизации бизнес-процессов и розничных клиентах. Карты рассрочек и выдача кредитов за 15 минут помогли стать лидером рынка.

Саттар Казимов

— Международные игроки предлагали дешевые тарифы. В ответ мы решили улучшать клиентский опыт в цифре. Пройдя через полное сопротивление внутри банка, внедрили новые метрики и подходы. В 2015 году построили систему лояльности и компенсировали комиссию за перевод денег из других банков к нам. Также убрали комиссию за снятие денег с карты и мотивировали клиентов совершать как можно больше транзакций внутри приложения. Даже реализовали в нем игру-шагомер с баллами», — рассказал Саттар Казимов. 

Вскоре Unibank запустил розничный необанк. За год он захватил две трети рынка благодаря удобным пользовательским интерфейсам, четкой unit-экономике и готовой инфраструктуре. Следующим шагом стал BaaS. В 2023 году выпустили виртуальные карты для стартапов и финтех-сервисов. 

Эльчин Джаббаров

— Наша долгосрочная цель – создать универсальную платформу, которая откроет доступ ко всему спектру банковских услуг через API. Хотим интегрировать в партнерские сервисы наши платежные решения, кредитование, управление счетами, трейдинг и не только. BaaS позволит другим компаниям сфокусироваться на своих клиентах, а не на банковской инфраструктуре, — поделился планами Эльчин Джаббаров.

«Ускорили процесс покупки автомобилей для казахстанцев»

Руководитель по развитию продукта и интеграции с партнерами в Mycredit Светлана Куанажбаева рассказала, как цифровизация упрощает покупку авто. Новая онлайн-платформа в экосистеме Mycar ускорила подачу заявок и выдачу кредитов в несколько раз, собрав все доступные предложения банков в одном окне. Также к платформе подключилось более 100 дилерских центров, получив дополнительный канал продаж.

Светлана Куанажбаева

Опытом внедрения финтех-продуктов поделился и CPO BI Group Бахытжан Жакажанов. По его словам, компания долго фокусировалась лишь на прибыли от строительства и продажи жилья. Сейчас она создает цифровую экосистему BIG App с разными видами платежей, плюс запустила МФО BI Finance. Компания уже выдает жилищные займы и скоро добавит кредиты на ремонт и покупку мебели. 

Организаторы отметили высокий интерес к ивенту от ведущих технологических игроков Казахстана и зарубежья и уже запланировали Rocket Conf в 2025 году.

необанкфинтех