«Мы способны сэкономить банкам миллионы долларов». Интервью сооснователей Rocket Firm Group о запуске коробочного решения для цифрового банкинга

Digital Business | «Мы способны сэкономить банкам миллионы долларов». Интервью сооснователей Rocket Firm Group о запуске коробочного решения для цифрового банкинга О редакции Digital Business | «Мы способны сэкономить банкам миллионы долларов». Интервью сооснователей Rocket Firm Group о запуске коробочного решения для цифрового банкинга Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 28.06.2024, 12:11
Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

Роман Надеин и Олег Качалин

Rocket Firm Group известна в Казахстане как «Ракетная фирма», и за 13 лет ее ИТ-подразделение Rocket Tech поработало с крупным бизнесом, создавая FinTech, e-commerce, GovTech и PromTech сервисы. В 2024 году фаундеры решили сместить фокус с аутсорс-разработки и представили новый ИТ-продукт для развертывания цифрового банка. В интервью Digital Business сооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин рассказали, почему решили трансформировать ИТ-подразделение, зачем и для кого создали финтех-продукт и почему казахстанскому рынку нужны продуктовые исследования.

«Заказная разработка сайтов и мобильных приложений перестала быть для нас рентабельной»

– «Ракетная фирма» была основана в Казахстане 13 лет назад, при этом вы не ассоциируетесь исключительно с компанией по ИТ-разработке. Расскажите, с чего начинали и к чему сейчас пришли?

Роман Надеин: – Изначально работали по отдельности — я разработчиком, а Олег дизайнером. Потом взялись за совместные проекты на фрилансе в рамках студии. В 2011 году к нам пришел потенциальный партнер с идеей стартапа. Запустили с ним компанию, разработали аналог «Кинопоиска» с локальным контентом, но по ряду причин сервис не взлетел. В частности, мы не исследовали рынок и не выяснили, будет ли спрос. Зато получили ценный опыт.

Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

Параллельно делали проекты для разных заказчиков, будь то мобильные приложения, онлайн-сервисы и т.д. Зачастую к нам обращались компании, которым на тот момент не хватало компетенций в ИТ-разработке. Digital-рынок тогда только начинал развиваться, а рекламные агентства в основном были заточены на креатив и дизайн, но не создание онлайн-сервисов. У нас это получалось, и в итоге полностью ушли в аутсорс-разработку. Также стали развивать в компании другие компетенции, включая маркетинг и SMM, открыв под них новые отделы.

Олег Качалин: Долгое время вели все проекты под единым брендом Rocket Firm. Компания росла, развивалась, поэтому мы разделили все направления на отдельные бизнесы под брендом Rocket Firm Group. За продуктовую разработку и исследования отвечает Rocket Tech, которую вместе с Романом сейчас активно развиваем.

– Совсем недавно вы начали позиционировать Rocket Tech как продуктовую ИТ-компанию. С чем связано изменение?

Сооснователь Rocket Tech Олег Качалин

Олег: – Много лет разрабатывали сайты и мобильные приложения, пока это не перестало быть рентабельным. Также отказались от устаревших подходов в работе и за год трансформировались в продуктовую компанию с коробочным финтех-решением для быстрого развертывания цифрового банка Ready Bank. Второе наше направление называется Discovery – это продуктовые исследования, которые пока только проникают на казахстанский рынок.

«Еще недавно на рынке не было понятия продуктовой разработки. Все пилили ИТ-продукты как могли»

– В чем, на ваш взгляд, ключевая проблема ИТ-аутсорсинга в Казахстане?

Олег: – Это вопрос больше к зрелости компаний и развития ИТ-рынка. В Казахстане готовы тратить миллионы на создание цифрового продукта просто потому, что так решил собственник бизнеса. Для малых компаний это актуально, так как основатель до всего может дотянуться сам, а в средних и крупных должен делегировать задачи. В противном случае все решения в организации принимает один человек. Он же придумывает идеи, а подчиненные их исполняют. Ни о каком продуктовом подходе речь тоже не идет.

Сооснователь Rocket Tech Роман Надеин

Роман: – Часто это копирование вслепую. Кто-то подсмотрел идею и думает, что сможет также, хотя успешный результат – это следствие исследований и понимания задачи продукта, его аудитории и других базовых вопросов.

Олег: Еще недавно на рынке не было понятия Agile и каких-то общепринятых систем управления командой. Все пилили ИТ-продукты как могли. Со временем продуктовая разработка вылилась в отдельное направление со своим регламентом, набором инструментов и технологий.

Сейчас создание ИТ-продуктов в крупных компаниях, будь то банки, телеком или финтех-сервисы работает по принципу конвейера. К нам в Казахстан продуктовый подход пришел с большой задержкой, но после пандемии общий уровень компетенций на рынке заметно вырос.

«Если делать цифровой банк с нуля, нужно потратить миллионы долларов и много лет разработки»

– Вопрос про Ready Bank. Обычно в банках созданием подобных систем занимается отдельная команда разработчиков или компания на аутсорсе. Почему решили создать достаточно сложный финтех-продукт с нуля?

Роман: – В финтехе важна зрелость клиента. В Казахстане многие банки прошли или проходят этап цифровой трансформации Многие ИТ-подразделения перешли на гибкую методологию разработки, внедрив Agile и Scrum-команды. Кто-то пошел дальше и работает по фреймворку SAFe. Соответственно, нам стало проще с ними синхронизироваться и создавать совместные проекты. Так получилось и с коробочным решением для банков. Мы создали его для клиента, будучи ИТ-партнером, и получили лицензию для дальнейшего использования продукта.

Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

Олег: – Финтех всегда был востребованным направлением. За время существования нашей компании в Казахстане не осталось банков, с кем бы мы не поработали. Это не считая страховые компании и МФО. Если не ошибаюсь, мы первыми на рынке внедрили покупку и продажу страховых полисов онлайн.

Мы протестировали Ready Bank на реальных клиентах и решили развивать как отдельный продукт. Им уже пользуются несколько казахстанских банков.

– В чем главные преимущества готового решения по сравнению с инхаус-разработкой с нуля?

Олег: – В первую очередь, это возможность быстро развернуть цифровой банк со всем необходимым функционалом. Если делать его с нуля, речь пойдет о миллионах долларов инвестиций и годах разработки, не считая создания ИТ-команды и тестирования продукта. Готовое решение ускоряет цифровизацию банка до нескольких месяцев, и затраты на внедрение коробочного ИТ-продукта исчисляются сотнями тысяч долларов в зависимости от заказчика.

Cооснователь Rocket Tech Олег Качалин

При этом базовый функционал включает все необходимые функции цифрового банка:

  • Отдельные мобильные приложения для физ и юрлиц
  • Универсальный кредитный конвейер
  • Операционная CRM, для работы с клиентами
  • Интегрирован с процессингом и АБС

Роман: Ready Bank – многосоставной продукт. Для конечных пользователей (физических и юридических лиц) – это мобильное приложение. Банки же получают систему с кредитным конвейером и операционной CRM, позволяющей выдавать займы любого формата, выпускать дебетовые и кредитные карты, работать с клиентской базой и т.д. В такой системе накапливается вся информация о каждом клиенте: кто этот человек, какими продуктами банка пользуется, какие задолженности закрыл и т.д. Также в коробочное решение зашит скоринг, биометрическая идентификация и интеграция с госсервисами.

Сооснователь Rocket Tech Роман Надеин

Олег: Как раз сейчас разрабатываем универсальную дизайн-систему, позволяющую быстро настраивать продукт под бренд банка. Если время позволяет, можем создать дизайн с нуля.

«Мы способны выделить отдельную команду разработки под каждого клиента»

– На первый взгляд, все или почти все казахстанские банки уже цифровизировались. Если это так, то кто ваша целевая аудитория?

Олег: – С точки зрения сегментов наше решение больше всего подходит необанкам и тем, кто только начинает цифровую трансформацию и хочет пройти этот путь быстрее. Как раз сейчас наблюдаем высокий спрос на финтех-решения и платежные системы в Узбекистане. То же самое касается микрокредитных организаций, трансформирующихся в банки либо внедряющих отдельные банковские услуги.

Офис Rocket Tech в Алматы

– Насколько универсально ваше коробочное решение с точки зрения функционала?

Роман: Это точно не конструктор, но у него есть базовый набор функций, которые обязательно адаптируем под клиента. Дополнительные фичи тоже дорабатываем либо помогаем команде банка в их разработке после запуска базовой версии. Весь доступный функционал – это фундамент, без которого ни один digital bank вообще не может существовать. Все остальное – надстройки, которые можем реализовать вместе с заказчиком.

Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

– Насколько большая у вас команда разработки?

Олег: – В группе компаний сейчас работает более 150 человек, а если считать с аутстаффингом, – больше 200, что позволяет нам быстро расширить команду разработчиков. Даже если к нам одновременно приедет три банка, то сможем каждому выделить отдельную команду с нашими тимлидами.

«Исследования необходимы тогда, когда на рынке усиливается конкуренция»

– А что можете рассказать про второе направление вашей работы – Discovery? Насколько продуктовые исследования пользуются спросом?

Олег: – Вообще Discovery – это широкое название подхода к проектированию ИТ-продуктов на основе данных. Причем как числовых, так и качественных, полученных на основе работы с людьми через интервью, фокус-группы и наблюдения. Мы изначально старались делать клиентские проекты по такому принципу. Поэтому часто засыпали заказчиков вопросами, чтобы разобраться, как помочь их бизнесу решить задачу. Со временем поняли, что клиенты сами не всегда знают ответы, и найти их как раз помогают исследования.

Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

Если в 2010-х исследования были не востребованы и ключевые решения чаще принимались исходя из субъективных оценок, то по мере развития продуктовой разработки ситуация изменилась.

Исторически Discovery в Казахстане развивалось за счет инхаус-разработки в банках, телекоме и других крупных компаниях, что вполне логично. Исследования необходимы тогда, когда на рынке усиливается конкуренция. Соответственно, компаниям нужно понимать, какие сложности возникают у клиентов, чтобы увеличить свою долю на рынке.

Роман: – Для нас Discovery – это не просто аутсорс-услуга по проведению исследований, а в целом начало ИТ-партнерства. Нередко за ним следует этап Delivery – разработки под ключ или аутстаф для усиления ИТ-команды клиента нашими специалистами. Плюс помогаем бизнесу использовать полученные данные на практике.

Сооснователь Rocket Tech Роман Надеин

Например, уже провели одному банку аудит и исследование его приложения для физлиц. Изменения по результатам работы уже начались. Также переупаковали продукты для одного брокера. Исследования помогли найти и устранить болевые точки в бизнесе, улучшить пользовательский путь и сформулировать value proposition и маркетинговые офферы. Потом провели повторное тестирование и увидели улучшения. Клиент взял их в работу и будет замерять изменения на активных пользователях.

«Discovery помогает концептуально переосмыслить продукт»

– Кто чаще всего обращается к вам за исследованиями?

Олег: – В основном это зрелые команды и компании, которые понимают, что инсайты помогут им сэкономить деньги. Причем не только из Казахстана, но и Узбекистана. Также к нам обращаются за исследованием готового продукта, чтобы понять, в каком направлении его дальше развивать. При этом Discovery не только помогает внедрять что-то новое в существующий продукт, но и концептуально его переосмыслить, учитывая тренды ближайших лет. Поэтому наш слоган – fintech reinvention partner, а главная задача – помочь сформировать стратегический Vision развития продукта.

Cооснователи Rocket Tech Олег Качалин и Роман Надеин

Сегодня недостаточно сделать приложение просто с набором функций. Тот же банковский сервис помимо базовых фич вроде переводов и депозитов должен предсказывать действия юзера и проактивно предлагать решения, трансформируясь в более глубокую сервисную модель.