Летом этого года стартовал новый клуб бизнес-ангелов – MA7 Angels Club. Это проект известного венчурного инвестора Мурата Абдрахманова, о котором он недавно рассказывал в нашем подкасте. Участники клуба получают возможность соинвестировать совместно с Муратом в отобранные им стартапы. Совместно рисковать, зарабатывать «иксы» на будущих экзитах и учиться. Мы встретились с CEO MA7 Angels Сlub Ельжаном Кушекбаевым – узнали, сколько участников в клубе и сколько он готов еще принять. На какие цифры инвестиций планирует выйти новое сообщество бизнес-ангелов. Поговорили про условия членства и стоп-факторы. Про сделки, которые совершаются уже в этом году. И в целом – про венчур. Почему, инвестируя в стартапы, очень важно «не влюбляться» в один-два проекта, а придерживаться портфельного подхода.
Ельжан из тех людей, кого называют early adopters, ранними последователями новых технологий. Изучал сomputer еngineering в университете Дублина, получил степень доктора бизнес-администрирования в АlmaU. Имеет опыт инвестиций в разные классы активов. Путь собеседника в венчур стартовал летом 2020-го, во время пандемии. «Astana Hub тогда проводил первый поток своей онлайн-школы для бизнес-ангелов. Среди менторов был Мурат Абдрахманов, – вспоминает Ельжан. – После обучения я стал присоединяться к комьюнити бизнес-ангелов по всему миру и соинвестировать с ними».
«За 2020-2024 годы сделал 90 инвестиций в стартапы. Вкладывая в каждый проект от $10 тыс. до $100 тыс. Мой медианный чек – на уровне $30 тыс. Деньги, которые я инвестирую – мои личные и нашей семьи, family office. У нас традиционный офлайновый бизнес в сфере недвижимости».
Насколько успешными оказались инвестиции в стартапы?
«На сегодня у меня 6 экзитов и 10 полных фейлов – проектов с практически безвозвратными потерями. Говорить о доходности портфеля в целом можно будет где-то на горизонте десяти лет с момента старта инвестиций. Именно столько в среднем занимает путь стартапа от ранних стадий: pre-seed, seed, на которых обычно заходят бизнес-ангелы, до зрелости, когда проект делает экзит – поглощается корпорацией-стратегом или же выходит на IPO. Поэтому многие фонды в венчурной индустрии собираются именно на такой срок – десять лет», – поясняет собеседник.
«Забегая вперед, скажу: мой личный опыт в сфере венчура показывает, что лучше «разложить» один чек по большому количеству разных проектов, чем инвестировать большие суммы в несколько проектов, к которым у вас сильная симпатия. Это, разумеется, не мое открытие – об этом говорят опытные венчурные капиталисты во всем мире. Но мой собственный опыт и ошибки полностью это подтверждают. На самом деле мы не знаем, что выстрелит. Проект, в который ты так веришь, может легко провалиться. А стартап, в который ты когда-то положил десять тысяч долларов и забыл, – вдруг неожиданно выстреливает. Поэтому вам нужно растить выборку проектов, чтобы повысить шансы на успех. Не забывайте: что венчурные инвестиции – самые рискованные».
– Даже более рискованные, чем инвестиции в криптовалюты, например?
– Конечно.
Почему венчурные инвестиции имеют наивысший риск
«Смотрите, принято выделять 12 классов активов по степени их риска. Мы учим этому в нашей школе бизнес-ангелов, – поясняет собеседник. – Самые безопасные активы – это cash, сash-эквивалент. Далее – банковские депозиты, государственные облигации, облигации известных и надежных компаний с рейтингом ААА. Индексы фондовых рынков, такие, как NASDAQ и S&P. Далее идет недвижимость, инвестиционные фонды, вкладывающие в недвижимость: их называют REIT (real estate investment trust), инвестиционные фонды, торгуемые на бирже – ETF (exchange-traded fund).
Двигаемся по линейке активов дальше – можем купить акции надежных компаний, таких как Coca-Cola, McDonald’s, Bank of America, Procter & Gamble и т.д. Эти компании существуют уже десятки и сотни лет, в подобные компании любит инвестировать Уоррен Баффет. Далее идут современные технологические компании, их рыночная капитализация может расти гораздо быстрее, чем бизнесов из традиционных секторов, но и риски падения здесь тоже выше. Приближаемся к самым рисковым классам активов. Опционы, деривативы, крипта… И, наконец, венчур. На самом краю инвестиционной линейки.
Я, кстати, у ChatGPT спросил, какие инвестиции имеют наибольший риск. Он тоже ответил, что венчурные.
Почему? Потому что вы, например, можете потерять на депозите в банке из-за девальвации или высокой инфляции. Недвижимость может просесть в стоимости. Но значительную часть своих инвестиций в эти инструменты вы все равно вернете. Даже криптовалюты – Bitcoin и Ethereum – могут кратно упасть в цене. Но не до нуля же. А если вы инвестируете в стартап, и он прогорел, то от ваших денег, как правило, не остается ничего.
При этом по статистике, как известно, около 90% стартапов на рынке не выживают. Поэтому мы с Муратом рекомендуем лучше вкладывать меньшие чеки, но проинвестировать больше проектов».
«Если у вас 20 проектов, то вероятность потерять все деньги сильно падает. А если 5 проектов, то она очень высокая. Просто математически шансов попасть в те самые 10% выстреливающих стартапов сильно меньше.
Именно поэтому большие венчурные фонды могут проинвестировать с одного фонда в 50-100 стартапов. И этот фонд «вытаскивает» один стартап, он делает 100x или даже больше и возвращает деньги инвесторов, а второй успешный стартап, у которого «иксы» уже поскромнее, условно, не 100, а 20x – зарабатывает. Один платит за всех, а второй зарабатывает – бинго! Примерно так работает венчурный бизнес. У ангелов все то же самое, что и у фондов, только в микромасштабе, так как чеки у нас поменьше».
– Какую часть личного инвестиционного портфеля рекомендуете направлять на венчур?
– В книгах пишут: до 10%. Но если вы больше времени посвящаете венчуру, интересуетесь этой индустрией, постоянно обучаетесь в ней, то, думаю, процент может быть и выше. У известных венчурных инвесторов, таких, как Питер Тиль, думаю, больше половины их состояния вложено в стартапы и технологические компании.
Как происходит инвестирование в MA7 Angels Сlub
«В нашем закрытом ангельском комьюнити мы показываем участникам ту сделку, которую Мурат Абдрахманов уже отобрал для инвестирования. Мы с Муратом до того, как презентовать проект бизнес-ангелам, проводим due diligence, полную проверку этого стартапа. Юридическую часть, бизнес-модель, перспективность ниши и разрабатываемой технологии и т.д. Знакомимся с командой стартапа.
То есть Мурат, скажем так, своим именем и опытом валидирует проект и говорит: «Я туда уже точно иду, I’m in, кто со мной?».
«С момента запуска клуба летом этого года уже закрыли четыре сделки — и пятая сейчас в процессе структурирования».
Раунды закрываются быстро. «По одному из проектов мы сделали совместный онлайн-звонок в пять вечера и уже к полуночи нужная сумма была собрана, – вспоминает Ельжан. – Иногда на то, чтобы собрать нужный чек, уходит пара недель. Но в любом случае все происходит в короткие сроки, не растягивается на месяцы. Ведь стартапы долго ждать не могут».
Стартапы, которые уже получили инвестиции и коммитменты на инвестиции от MA7 Angels Club:
Hero’s Journey – проект казахстанского предпринимателя Илияса Исатаева, меняет традиционные подходы в занятии фитнесом и сейчас масштабируется на американский рынок.
Zibra AI – стартап с украинскими фаундерами, разрабатывает решения для геймдев-индустрии на базе ИИ. Упрощает для разработчиков игр создание интерактивных визуальных эффектов и генерацию 3D-контента и персонажей.
Zeely – также стартап с украинскими фаундерами, работающий на американский рынок. Платформа Zeely на основе ИИ, в частности, генерирует текстовый и визуальный контент для интернет-магазинов и рекламных креативов. Автоматизирует маркетинг для малого и среднего бизнеса, помогая повышать продажи.
Pioneers.ai – американская компания в сфере HR-Tech, ее решение на основе ИИ помогает отбирать нужные работодателям кадры из воронки в тысячи кандидатов.
По словам Ельжана Кушекбаева, в ближайшие месяцы планируется проинвестировать еще несколько сделок.
«В целом за первые двенадцать месяцев с момента старта работы клуба мы планируем выйти на общий объем инвестиций в стартапы в $10 млн. Мурат инвестирует в год $3-4 млн в 12-15 проектов. Соответственно клуб также заходит в эти сделки с «плечом», увеличивая чек Мурата в 2,5-3 раза, помогая стартапам быстрее закрывать раунды», – поясняет Ельжан.
«Мы готовы принять сотни участников до конца 2025 года»
Сейчас в MA7 Angels Сlub около 80 членов. В основном это друзья и знакомые Мурата и Ельжана, которым также интересен венчур. Сейчас клуб готов масштабироваться и принимать новых участников.
«У нас все автоматизировано. Сначала я лично собеседую онлайн каждого участника. Смотрю, насколько он подходит нам по профилю. Далее происходит его регистрация на платформе Sydecar. Все, что касается структурирования сделок – все происходит онлайн в юрисдикции Дэлавера».
Участники проходят комплаенс на соответствие американским законам и KYC-политикам американских банков.
Вот ключевые пункты, по которым происходит проверка нового члена клуба.
Участник должен подтвердить происхождение своих денег, что они легально заработаны.
Участник не должен относиться к politically exposed person (PEP), быть «политически значимым лицом», занимающим государственные, партийные должности. Так как в этом случае возникают различные коррупционные риски.
Важно также, чтобы потенциальный ангел-участник клуба не был замешан в каких-то публичных скандалах, разбирательствах, не имел плохой репутации.
Также происходит санкционный комплаенс. Американские банки должны убедиться, что вы не живете в санкционной стране. Не владеете там активами. Не финансируете эти страны.
Несоответствие этим пунктам может стать стоп-фактором для ангельских инвестиций.
«Купите сразу «стог сена»
В конце нашего разговора Ельжан отмечает, что во многом участники CEO MA7 Angels Сlub первыми получают доступ к самым интересным стартапам в нашем регионе и к стартапам с фаундерами из постсоветского пространства.
«Если в Америке за каждый перспективный стартап огромная конкуренция среди сотен качественных инвесторов, то у нас пока такой конкуренции среди тех, кто дает деньги, нет. И к Мурату Абдрахманову как супер-ангелу, который уже почти 10 лет занимается на нашем рынке венчурными инвестициями, обладает огромной экспертизой и нетворком, многие крутые проекты с нашего региона обращаются сами. Он первым видит те стартапы, которые завтра могут выстрелить. И возможность инвестировать с ним на ранних стадиях – это в каком-то смысле привилегия».
«Можно сказать, что венчур это инсайдерская индустрия. Чтобы стать инсайдером, погружаться в стартап-проекты, важно иметь хорошую репутацию и нетворк. Клуб бизнес-ангелов – это как раз возможность войти в индустрию, наработать нетворк и экспертизу за минимальные чеки. Получить насмотренность, которая позволит в дальнейшем уже самостоятельно видеть перспективные проекты».
При этом Ельжан снова напоминает о рисках и портфельном подходе – каким бы перспективным ни казался отдельный стартап и его команда, отобранные фондом Мурата Абдрахманова.
«Мы берем с вступающих в наш клуб ангелов комитмент – готовность инвестировать не менее $100 тыс. в год. Это никак строго не формализовано. Но за этим стоит наше постоянное стремление диверсифицировать риски. Если вы готовы потратить в год на венчур $100 тыс., разложив их в 10 стартапов, зайдя в каждый с минимальным чеком в $10 тыс., то ваши шансы на успех возрастают. Если еще через год у вас будет уже 20 разных стартапов – возрастают значительно».
«Не помню, кто автор этой поговорки, но мне она очень понравилась. Бизнес-ангелу, венчурному инвестору не надо искать иголку в стоге сена. Купите сразу стог сена – портфель из десятков стартапов – и иголка в нем обязательно найдется».
Читайте также:
«Экзиты будут!». Подкаст Digital Business с Муратом Абдрахмановым