Айрат Касимов запустил приложение для мусульман HalalGuide в 2011-м году, еще будучи студентом. Тогда это была карта для поиска мечетей, халяльных ресторанов и магазинов. Со временем проект вырос до супераппа — с сервисом доставки еды и маркетплейсом. В 2019-м году стартап пришлось поставить на паузу. А два года назад казахстанский инвестор предложил Айрату перезапустить приложение в нашей стране.
Digital Business узнал у Айрата, насколько популярно приложение среди казахстанцев и как устроен бизнес на халяльных сервисах. Еще предприниматель рассказал, как проект следит за соблюдением норм ислама, за что критикуют «халяльный тиндер» и почему исламские финансы — следующий перспективный шаг для HalalGuide.
«Путешествующим мусульманам приходилось обходиться овощами, фруктами и рыбой, так как они не требуют сертификации»
— С чего начался HalalGuide?
— Запустил проект в 2011-м году в Москве, когда учился на программиста в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Был практикующим мусульманином. Окончил медресе при муфтияте (учебное заведение, где обучают исламским наукам под руководством духовного управления мусульман — прим. Digital Business).
Получив первые навыки разработки, задумался, как могу быть полезным для своей религии. Отталкивался от собственной «боли». В то время найти халяльные продукты в Москве было непросто, а за границей – еще сложнее. Речь о продуктах, которые должны соответствовать требованиям ислама и имеют специальную сертификацию, подтверждающую их допустимость для верующих. Путешествующим мусульманам часто приходилось обходиться овощами, фруктами и рыбой, так как они не требуют сертификации. Размышляя над этой проблемой, решил создать программу для поиска халяльных ресторанов и магазинов.
В том же году ко мне присоединились трое ребят с похожими мыслями и первый инвестор. На начальном этапе тратили личные и инвесторские деньги.
— Проект сразу «взлетел»?
— Можно сказать, что да. Рост базы ресторанов и магазинов шел органически. Рекламу не покупали, но много работали со СМИ. О нас охотно писали. Это привлекало и пользователей, и предпринимателей.
Изначально сервис был путеводителем. Но со временем от бизнеса поступил запрос: им нужен был результат, а не просто размещение в базе. Так мы запустили услуги, которые приносят продажи клиентам. Начали с доставки еды. Заведения платят нам за каждый заказ, который получают через платформу. Такая же схема с магазинами — мы им передаем заявки, за каждую получаем комиссию.
В 2014-м году прошли акселерационную программу в ИТ-парке им. Башира Рамеева в Казани. Полтора года летал по выходным из Москвы в Татарстан к команде, совмещая работу программиста в нефтяной компании с предпринимательством.
«В месяц было порядка 2 млн активных пользователей»
— Думали тогда про инвестиции?
— Да, и, более того, почти их получили. Однажды на мероприятии технопарка в Дубае привлекли внимание одного инвестора. Начали переговоры по привлечению $900 тыс. Пришлось даже на некоторое время переехать в Абу-Даби, чтобы согласовать условия сделки. Закончив все дела, улетел в Россию, чтобы ждать открытия счета в эмиратском банке. Но тогда первые пакеты западных санкций замедлили открытие счета. Сделка сорвалась.
В расчете на инвестиции увеличили команду до 15 человек. Из-за этого появились долги. Чтобы решить проблему, в августе 2016-го привлекли финансирование в России. В течение недели отозвалось 6 потенциальных партнеров, из которых выбрал двух. Передали 10% доли за 12 млн рублей (примерно $187, 5 тыс. по курсу на то время).
В 2018-м году вышли на окупаемость с помощью сервиса доставки HalalDelivery, системы лояльности HalalBonus и рекламы в приложении HalalGuide. В месяц было порядка 2 млн активных пользователей. Нас стали узнавать на российском рынке, поступило несколько предложений об инвестициях. Правда, были неопытными, поэтому отказались.
Провели выставку HalalExpo в Казани, запустили проект Мобильная мечеть (в виде автобуса). Открыли представительства компании в 9 странах, в том числе в ОАЭ и Великобритании. Партнеров искали среди друзей и подписчиков в Facebook.
Масштабировать сервис было несложно: подключение ресторанов к приложению автоматизировано. Для открытия сервиса в новой стране нужна команда из 4 человек. Есть готовые инструкции для колл-центра, отдела продаж и маркетинга.
— Но наверняка же есть региональные нюансы?
— Безусловно. Например, при запуске сервиса доставки еды в Великобритании полностью изменили структуру меню приложения. В странах СНГ пользователи обычно представляют себе конкретные блюда, например, шашлык, манты, плов или шаурму. А британцы сначала задумываются, кухню какой страны они хотят попробовать. Там меню начиналось с выбора кухни: тайской, индийской и так далее. Теперь у нас есть возможность заходить в разные страны с двумя вариантами меню.
«Решение о перезапуске проекта в Казахстане далось легко»
— В 2019-м году вы поставили проект на паузу. Почему?
— Мне пришлось остановить проект по семейным причинам, а доли предыдущих инвесторов выкупил новый.
В 2022-м в Казани познакомился с казахстанским предпринимателем. Он пригласил в Астану и предложил финансирование. Сейчас есть комитмент от инвестора и перезагруженный под новые реалии рынка продукт.
Мы полностью переписали приложение по новым требованиям разработки. Также улучшили работу некоторых сервисов. Если раньше меню заполнялось вручную, то теперь, благодаря интеграции с iiko (платформой для управления ресторанным бизнесом) этот процесс стал полностью автоматическим.
— Легко ли было решиться на перезапуск проекта в Казахстане?
— Решение далось легко. Во-первых, в Казахстане можно через МФЦА зарегистрироваться как международная компания и работать по всему миру. Во-вторых, бывал в Казахстане раньше — мне здесь комфортно. Возможность быстро запустить монетизацию также сыграла роль. Увидел, что в стране активно растет халяльная индустрия.
Вообще рынок схож с российским, на котором мы начинали. Но есть и отличия. Столкнулись с тем, что у производителей исламской одежды нет культуры вести сайты и реализовывать онлайн-продажи на автоматизированных сервисах. Магазины продают в основном через Instagram. Нам приходится учить бизнесы вести складские остатки в системе, а не в тетрадках. Думаю, потребуется как минимум год, чтобы наладить автоматизацию в магазинах. Что касается ресторанного сегмента, то здесь ситуация обстоит лучше. Многие работают с системами для управления заведениями, что облегчает дело.
Казахстан — такой же крупный рынок для нас, как и Россия: на долю этих стран приходится по 35% пользователей приложения.
«Ведем переговоры с 3 крупными банками Казахстана для запуска исламских финансовых продуктов»
— Есть ли конкуренты у приложения?
— В Казахстане люди привыкли к супераппам, поэтому сейчас все хотят сделать мусульманское суперприложение. Не учитывают только, какая там внутри огромная система бизнес-процессов.
На первый взгляд, это всего лишь сервис с отмеченными точками на карте, текстом Корана и расписанием молитв. Однако, помимо основного приложения, создано 7 дополнительных мобильных решений, 15 веб-сайтов и 6 внутренних онлайн-систем с дашбордами, интегрированных с более чем 200 внешними платформами.
Например, суперапп интегрируется с сервисами для отображения времени намаза, а также с системами для поиска Киблы (функция, которая помогает пользователю определить направление на Мекку, куда мусульмане обращаются во время молитвы — прим. Digital Business).
Из последних фич — помощник для создания договоров займа и купли-продажи с точки зрения шариата в разделе «Финансы» и оцифровка процессов мечети.
— Что за раздел «Финансы»? Это банковские услуги?
— Пока нет, но уже ведем переговоры с 3 крупными банками Казахстана для запуска исламских финансовых продуктов. Вообще исламские финансы — тренд. Вижу это так: сначала в стране начинает расти интерес к исламу, люди учатся читать намаз и стремятся найти халяльные продукты. После того как они определяются с тем, где можно питаться халяльно, наступает этап проверки продуктов. А последний пункт – проверка финансов на соответствие халяльным стандартам. Исламские финансы подразумевают операции и продукты, которые соответствуют шариату и исключают запрещенные (харам) элементы, такие как депозитные счета с фиксированными процентами, азартные игры и инвестиции в бизнесы, не соответствующие нормам ислама.
Развитыми центрами считаются Малайзия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн и Катар. Что касается Казахстана, то пока сложно оценить ситуацию. Думаю, расцвет этой индустрии ожидает нас примерно через год.
— Как сейчас устроена оплата в вашем сервисе?
— Все транзакции перевели на блокчейн еще в 2018-м году, что позволяет гарантировать прозрачность и безопасность операций, поскольку каждая операция записывается в децентрализованной базе данных и не может быть изменена. Такой подход обеспечивает соответствие нормам шариата, так как исключает необходимость в посредниках. Это позволяет пользователям, например, оплачивать заказы в кафе, совершать покупки на маркетплейсах, делать пожертвования и отправлять электронные деньги друзьям с помощью одной системы, соблюдая исламские принципы.
Сегодня все финансовые операции проводятся в электронном виде через систему баллов, которые можно использовать для покупок в нашем приложении. Эти баллы не привязаны к валюте, поскольку у нас пока нет интеграции с банками для конвертации их в деньги. Когда такая связь появится, все продукты будут связаны в единую экосистему, что позволит пользователям обменивать баллы на валюту и использовать их в различных сервисах.
— Сервис охватывает все сферы жизни. Насколько ему можно доверять?
— Большая часть команды — мусульмане, у 5 человек исламское высшее образование. Стараемся соблюдать все правила, но идеальных людей нет. Как и приложений.
Обязательно проверяем все заведения, прежде чем они попадут в базу. Рестораторы заполняют анкеты. Просим назвать производителей мяса, уточняем, являются ли владелец ресторана и шеф-повар мусульманами. Спрашиваем, используются ли в приготовлении десертов желатин и другие компоненты, которые не соответствуют исламским стандартам.
Но кто может проверить, честно ли они ответили? Пользователь сам выбирает, куда ему идти. Пишем на каждой карточке, что всю информацию лучше перепроверить. Есть сертификационные центры, которые выдают документы, подтверждающие соответствие продукции халяльным стандартам. Но и тут не все прозрачно. В Казахстане их 5, а в России порядка 70. Бывает, что репутация некоторых «хромает».
— А на что ориентироваться при выборе места для ужина?
— На информацию в карточке ресторана и наличие сертификатов. Нужно понимать, что есть 5 категорий заведений. Первая — где в меню есть и халяльное, и не халяльное мясо. В нашем приложении таких нет. В Японии и США можно встретить подобные места, но рекомендовать их мы не можем: через нож будет соприкосновение с харамным мясом.
Вторая категория — заведения, где мясо халяльное, но подают алкоголь. В Казахстане такие места мы исключили, поскольку рынок достаточно насыщен, и добавлять их нецелесообразно. В то же время такие заведения все еще востребованы, например, в Москве, Токио, Пекине и Сеуле. Там при выборе у пользователей есть возможность фильтровать такие места и не отображать их на карте.
Третий вид заведений — те, кто позиционирует себя халяльными, но у них нет сертификата. Такие рестораны помечаем желтым флажком. В странах СНГ сертификация является добровольной.
Далее идут точки питания с сертификатами. У них тоже желтая пометка.
Пятый уровень — заведения, которые прошли проверку не только ингредиентов, но и процессов приготовления. У них зеленый флажок. Но и этого недостаточно, на мой взгляд. Нужно чаще проводить проверки. В СНГ центры сертификации делают такие аудиты не чаще четырех раз в год. А в Великобритании есть места, которые проверяют на соответствие халяльных стандартов ежедневно.
«Заработали за месяц на халяльных знакомствах 1 млн тенге»
— С едой стало понятнее. А что со знакомствами? Почему мусульманам нужно отдельное приложение и не подходит обычный Tinder?
— В основе HalalDating хадис (предание о словах, действиях или одобрениях пророка Мухаммеда, которое устанавливает нормы поведения — прим. Digital Business), в котором говорится: «Если девушка с парнем остаются наедине, третьим будет шайтан». Контроль за присутствием третьего человека организован с помощью веб-сокетов — технологии, которая обеспечивает постоянное соединение с сервером и позволяет в реальном времени отслеживать, что в переписке всегда есть «наблюдатель». Да, это усложняет общение, но таковы требования религии. Тем не менее, даже со всеми ограничениями, не можем гарантировать, что все пройдет идеально — мы даем только инструмент для соблюдения правил.
— И все это бесплатно?
— Да, познакомиться можно бесплатно. Как и в обычном дейтинговом приложении, пользователи ставят лайки. Заметили, что без лимита многие ставят несколько сотен лайков без разбора, поэтому ограничили до 5 в день. Снять ограничение можно, купив подписку. За август в приложении создали 17 тыс. профилей, пользователи начали 5 тыс. чатов, поставили 1,2 млн лайков. Мы заработали за месяц 1 млн тенге.
Бурный рост объясняю серьезной рекламной кампанией в соцсетях. Новость о появлении «халяльного тиндера» завирусилась. Многие немусульмане были шокированы, так как воспринимают дейтинговые приложения как сервисы по поиску партнера на ночь. Получили тысячи комментариев — не всегда лестных.
Никак не реагируем — привыкли. Уже так сложилось исторически, что запуск каждого сервиса очень бурно обсуждается в медиа. Иногда кто-то пытается найти дискриминацию по религиозному признаку, хотя нашим приложением могут пользоваться все. А иногда люди просто удивляются, что мусульмане делают интересные ИТ-сервисы.
«Ежедневно в приложение заходят 25 тыс. мусульман»
– Давайте к цифрам. Как сервис зарабатывает?
— Есть около 15 различных моделей монетизации. Например, для сервиса знакомств – это подписка. Пользователи платят за возможность ставить больше 5 лайков в день или видеть тех, кто уже лайкнул их профиль.
Также продаем рекламу заведений и производителей халяльной продукции. У нас можно купить книги, курсы, разные товары (есть маркетплейс). Помогаем связаться производителям халяльной продукции и заведениям (например, продавцы мяса могут появиться платно в емейл-рассылке по владельцам и управляющим халяльных ресторанов).
— Прибылен ли проект?
— Достигли рентабельности в 2018-м году. Однако после остановки бизнеса приходится начинать все заново. Сейчас есть план стать прибыльными до конца 2024-го года. Все усилия сосредоточены именно на Казахстане.
— Задам провокационный вопрос. Был бы HalalGuide более прибыльным, если бы не приставка «халяль»?
— Возможно. Запускали аналогичный проект о системе лояльности, который назывался Green Bonus. Транзакций в нем было меньше, но чеки выше.
Впрочем, мы принципиально не занимаемся нехаляльными проектами — сколь бы прибыльными они ни были. Хочу только отметить, что халяльное — это не только то, что сертифицировано, но и то, что не запрещено исламом. Это означает, что многие бизнесы могут быть халяльными, если их деятельность не противоречит нормам шариата. Например, создание приложения для нефтяной компании допустимо, если оно не связано с производством или распространением запрещенных товаров или услуг.
Нехаляльные проекты — это, например, бизнесы, связанные с производством и продажей алкоголя, свинины, азартных игр, рибой (ростовщичеством).
— Этично ли зарабатывать на религиозных убеждениях?
— Считаю, если человек открывает халяльное кафе — это отлично. Он дает рабочие места, пропагандирует ислам — пусть даже через еду. А мы помогаем таким кафе найти клиентов.
От нашей деятельности выигрывают все. Бизнес получает доход, а люди — помощника в решении повседневных задач. Халяль — это образ жизни. Отвечаем и на вопрос «Когда просыпаться?» (на утренний намаз), и на вопрос «Где познакомиться с будущей женой?».
— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах.
— Расти в других регионах. Сейчас у HalalGuide 600 тыс. уникальных активных пользователей в месяц. Ежедневно в приложение заходят 25 тыс. мусульман в 150 странах мира. Во всех них ищем партнеров, чтобы расширить присутствие.
Раньше всегда шли в страны, где мусульмане являются религиозным меньшинством, ведь вопрос поиска халяль-продуктов стоит именно там. Но сейчас готовы выйти в мусульманские страны, поскольку у нас один из лучших сервисов для чтения Корана с пословным переводом, точным временем намаза и виджетами. К тому же теперь у нас есть и сервис знакомств.