Учится в Великобритании и запускает стартап в Казахстане. Алматинка создала сервис подбора психологов с помощью ИИ
Рамина Дюшенова родом из Алматы. После школы девушка год изучала естественные и инженерные науки по программе университета Queen’s в Белфасте (Северная Ирландия). Через год поступила в университет Хартфордшира в пригороде Лондона на бакалавриат по специальности «Фармацевтика», а далее продолжила обучение в магистратуре Университетского колледжа Лондона по специальности «Бионаучное предпринимательство». Сейчас она кофаундер стартапа Soul – онлайн-сервиса подбора психологов с помощью ИИ.
Специально для Digital Business Рамина рассказала, насколько сложно было поступить в заграничный университет, как построен процесс обучения в вузах Великобритании и почему она решила запускать стартап именно в Казахстане.
«Образовательный процесс в Великобритании построен на самообучении»
Всегда знала, что хочу получить образование в сфере фармацевтики. Однако в силу специфики курса выбор стран и университетов был небольшой. На фармацевта можно учиться от 3 до 10 лет в зависимости от государства и специализации. Великобритания в этом плане оказалась самым благоприятным вариантом в соответствии с моими потребностями и образовательным уклоном.
Определившись со страной, продолжила поиск вузов. Изучала общий рейтинг университетов, возможности трудоустройства, востребованность выпускников и обстановку в том или ином городе с точки зрения безопасности. Так попала в Северную Ирландию, где было мало русскоговорящей молодежи. Это помогло полностью погрузиться в англоязычную культуру. Через год поняла, что хочу переехать: не хватало разнообразия и хотелось двигаться дальше. Так 5 лет назад перебралась в Лондон, где столкнулась с разными культурами. Это здорово расширило кругозор.
Поступить было не очень сложно, куда тяжелее удержаться и не вылететь из университета. Было множество лабораторных работ, различных тестов и экзаменов. В первую очередь в английских вузах оценивают способность критически мыслить и решать проблемы, поэтому списать или вызубрить предмет невозможно.
Образовательный процесс в Великобритании построен на самообучении. Большая часть времени отводилась на подготовку и усвоение материала. Занятия проводились в формате «вопрос-ответ»: профессор лишь отвечал на вопросы и разъяснял непонятные темы. При этом было множество форматов занятий: лабораторные сессии, выезд на исследование природы, практики в аптеках, создание препаратов и кристаллов, изучение качества лекарств и т.д. В этом плане в университете можно было полноценно изучить курс различными методами.
«Люди не всегда вели себя адекватно»
Параллельно с учебой работала в аптеке. Было непросто: названия лекарств в Англии и Казахстане отличаются, поэтому приходилось заучивать каждый препарат наизусть. Также нужно иметь определенные коммуникативные навыки, понимать своеобразный акцент и всегда оставаться начеку: изучать историю болезней пациента, учитывать аллергию, предпочтения и собирать общую картину лечения. Бывали случаи, когда приходили люди с фейковыми рецептами и требовали выдать им лекарства. Научилась считывать людей и освоила психологию поведенческих характеристик.
Период работы в аптеке совпал с карантином, когда большинство из нас столкнулись с беспокойством, тревогой и различными страхами. И я не исключение. Воспользовалась свободным временем и сфокусировалась на улучшении собственного ментального здоровья. Начала дистанционно обучаться в Школе медицины Стэнфордского университета, пыталась понять, почему возникает тревога и как с ней бороться. Также устроилась в стартап MindHug – B2B сервис, который предоставляет креативные решения психологических проблем. Например, арт-терапия, йога с щенками, звуковые ванны, музыкальная терапия и т.д. Попробовала все способы на себе и близких и фиксировала результаты.
На этом не остановилась и для подготовки диссертации стала дальше изучать, как арт-терапия способствует решению проблемы эмоционального выгорания. Данный период был эмоционально сложным, поэтому начала искать себе казахстанского психолога дистанционно. Искренне считаю, что никто не поймет тебя лучше чем человек, имеющий схожие ценности и менталитет. Тогда меня очень огорчил небольшой выбор сервисов и средний чек на разовую консультацию у психолога в районе 15-20 тысяч тенге. Это очень накладно для человека со средней зарплатой. Так и пришла идея создания Soul. Мой друг Диас, который сейчас живет в Алматы, предложил запустить проект вместе. Я прилетела в Казахстан на каникулы, и мы начали работать над бизнес-планом, стратегией, концепцией и идеологией Soul. С июня 2023 года развиваем стартап вместе.
«Только 5% от желающих психологов попадают в базу»
В приложении помимо подбора специалиста и записи на консультацию есть форум-чат единомышленников для эмоциональной поддержки, интерактивные курсы и тесты, которые помогут лучше понять себя.
Также в приложении доступен чат-бот. К нему можно обратиться за поддержкой и советами в моменте. ИИ-ассистент по разработанному алгоритму подберет наиболее подходящие практики, дыхательные упражнения и терапевтические задания, которые человек может выполнить за 10-15 минут.
Что касается процесса подбора психолога, то он тоже автоматизирован. Клиент заполняет цифровую анкету, по результатам которой система выбирает наиболее подходящего специалиста из нашей базы. Их в команде Soul на данный момент пять: они находятся в Казахстане, Германии и Великобритании. Терапевты, которые хотят попасть к нам, должны пройти тестирование на коммуникативные навыки, ситуационный экзамен и сдать тест на эмоциональный тип личности. По его результатам, а также после оценки уровня образования, опыта и изучения отзывов клиентов, мы принимаем решение, взять человека или нет. Пока что проходит только 5% от всех желающих. Психологам не нужно платить за использование сервиса, однако мы берем процент с консультации.
«Получаем поддержку от Университетского колледжа Лондона»
Мы с Диасом кофаундеры. Он отвечает за техническую часть работы (разработка приложения, устранение багов и т.д.). Я – за наполнение Soul контентом, внедрение инновационных методов и продвижение. Остальная часть команды находится в разных уголках планеты: два разработчика живут в Астане и Алматы, дизайнер – в Италии, а SMM-специалисты находятся в Казахстане и Великобритании.
Также у нас есть Advisory board. В данную команду входят практикующий психолог из Кембриджского университета, консультант по арт-терапии и CIO.
Пока я нахожусь в Англии, Soul получает поддержку от Университетского колледжа Лондона: мы являемся участниками акселератора по развитию стартапов. Также нам удалось стать партнерами исследовательского центра департамента психологии университета, который предоставляет новые научные разработки в сфере актуальных стратегий для психологического развития человека. Мы отбираем 50-70 волонтеров, на которых тестируются данные программы для анализа эффективности. Далее разрабатываем программу по внедрению в Soul.
Англичане – трудоголики, очень ценят свое время и проводят каждую минуту в движении. Переняла у них важность тайм-менеджмента и построения приоритетов. Однако для меня Казахстан лучше и роднее по всем параметрам. Безусловно, Англия впереди по инновациям и исследованиям, но у этого есть и обратный эффект. Например, на мой взгляд, семьи здесь не такие сплоченные. Может это и неплохо, но совсем не про меня. Я привыкла быть с семьей одной командой.
После окончания программы акселератора я вернусь на родину, чтобы развивать Soul рядом с Диасом. В ближайших планах закончить документационный процесс с App store и полностью запустить приложение. После автоматизировать процесс работы и отталкиваться от отзывов пользователей для оптимизации бизнеса.
Мы сфокусированы исключительно на казахстанском рынке. Выбрали его для запуска по одной простой причине: Казахстан – наша родина, и мы хотим создавать проект здесь. Читая новости каждый день, все больше видим необходимость в Soul и хотим помочь нашим гражданам стать немного счастливее, уменьшить тревожность и жить в удовольствие.
Читайте также: Из села Туркестанской области в офис в Лондоне. Невероятная карьера казахстанки