Как стартапам защитить свою идею? Советы от юриста
При привлечении инвестиций в стартап вы наверняка столкнетесь с процедурой due dillegence, которая обычно происходит на этапе оценки компании. Ее цель – изучить потенциальные риски перед сделкой. Один из них – степень защищенности идеи проекта, ведь именно она представляет наибольшую ценность для инвестора. В материале для Digital Business юрист компании REVERA Kazakhstan Елена Кравченко поделилась советами, которые помогут проверить, насколько надежно застрахована ваша интеллектуальная собственность.
Наш эксперт
Елена Кравченко — юрист со специализацией в сфере интеллектуальной собственности и юридического сопровождения ИТ-бизнесов. Имеет общий юридический стаж более 15 лет. Принимала участие в сопровождении открытия инновационных и высокотехнологичных проектов роботизированной хирургии и цифровой лапароскопии в Казахстане.
Что в Казахстане является объектом авторского права?
До тех пор, пока идея не выражена в виде текста, изображения, программного кода, звуко- и видеозаписи, или не воплощена в каком-либо продукте, она фактически не защищена.
Даже если идея будет материализована, у ее обладателя возникнет авторское право на сам объект, в котором она выражена. То есть, если концепт по разработке мобильного приложения отображен в презентации, возникнет право авторства на сам текст или изображения из нее, а не на идею по разработке мобильного приложения. И если кто-то ознакомится с презентацией и сделает по ней описанное приложение, авторское право нарушено не будет.
Законодательством Казахстана информация, составляющая коммерческую тайну, защищается только тогда, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам. А еще если у посторонних нет к ней свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
При этом право на защиту нераскрытой информации возникает независимо от выполнения в отношении нее каких-либо формальностей: регистрации, получения свидетельств и т.п.
Если в вашем проекте есть коммерческая тайна, рекомендуем защитить ее, заключив соглашение о конфиденциальности – NDA (non-disclosure agreements). В соглашении нужно подробно указать, что относится к конфиденциальной информации. Это могут быть наименование проекта (продукта), проблемы и возможности, которые он решает, бизнес-модель, маркетинговый план, информация об анализе конкурентов и потенциальных клиентах, переписка, любая другая информация, переданная через электронную почту или мессенджеры для выполнения работ по проекту.
В случае, если вы, например, передали субподрядчику конфиденциальную информацию для выполнения определенного этапа работ по проекту, а он, использовав ее, выпустил продукт под собственным именем, то его можно будет привлечь к ответственности за использование конфиденциальной информации в коммерческих целях.
Рекомендуем также установить в соглашении ответственность в виде неустойки – суммы, которая должна быть выплачена виновной стороной в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению.
Какие документы должны быть у компании, чтобы подтвердить права на продукт в Казахстане?
На начальном этапе важно выбрать организационно-правовую форму для ведения деятельности, зарегистрировать юридическое лицо или подать уведомление о начале работы в качестве ИП. Затем запускается процесс оформления всех прав на продукт, если вы не сделали этого раньше.
Мы не раз встречались с ситуацией, когда над созданием продукта работали несколько разработчиков, один из которых в какой-то момент выходил из проекта, не подписав документы и не передав права на разработанные им части продукта. В последствие этот человек может и вовсе отказаться подписать документы, либо потребовать за это вознаграждение, которое не было запланировано. Все это вместе способно отпугнуть потенциальных инвесторов.
Какие документы нужно оформить при передаче прав от разработчиков на зарегистрированную компанию? Рассмотрим несколько ситуаций создания продукта.
1. Создание продукта самим фаундером до регистрации юридического лица
Если продукт уже создан, а права на него так и не переданы компании, необходимо заключить договор отчуждения исключительных прав между фаундером и компанией.
Предметом такого договора будет передача исключительных прав на продукт в полном объеме и навсегда. В этом отличие договора отчуждения от лицензионного договора, права по которому передаются только на определенный срок и в определенном объеме.
В договоре важно указать объект исключительных прав (наименование продукта) и описать его с максимально возможной степенью индивидуализации. Например, если это программное обеспечение, то можно указать название программы, область применения, назначение, функциональные возможности, основные технические характеристики, описание, язык программирования и т.д. Также возможен вариант выплаты фиксированной суммы вознаграждения в процентах от дохода и других параметров использования прав.
2. Создание продукта сотрудниками на основании трудовых договоров
В этом случае разработанное решение будет считаться служебным произведением. При этом авторские права принадлежат сотрудникам, а исключительные –работодателю.
В этом случае с каждым из разработчиков должен быть подписан трудовой договор. В нем важно определить должность и функцию по разработке продукта, т.к. не все сотрудники, которые работают над продуктом, являются его разработчиками. Речь идет только о тех, кто непосредственно создает продукт. Еще одно важное условие в трудовом договоре – авторское вознаграждение, которое выплачивается отдельно от зарплаты.
Второй документ – должностная инструкция. В отличие от трудового договора, она должна содержать подробный перечень должностных обязанностей разработчиков.
Третий документ – служебное задание, в котором должны быть указаны основные требования к продукту, краткое описание функциональности и задач.
Это минимальный перечень документов. Его можно дополнить положением о служебных произведениях, актами приема-передачи, приказом о начале работ с указанием авторского коллектива и руководителя проекта, приказом о приемке результатов работ и постановке продукта на баланс и т.д.
3. Создание продукта независимым разработчиком
Тут существует два основных договора, которые можно заключить:
а) договор отчуждения (заключается, когда продукт уже создан);
б) договор авторского заказа или договор подряда (заключается, когда продукт еще не создан);
Если разработчиком продукта выступает физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, с ним необходимо заключить договор авторского заказа, по которому автор обязуется создать продукт и передать его заказчику. Авторский договор заказа должен предусматривать срок, в течение которого продукт должен быть передан заказчику, а также передачу имущественных прав на использование продукта. Автор, не представивший продукт в соответствии с условиями договора заказа, обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.
Если разработчиком продукта выступает ИП либо организация, то в данном случае заключается договор подряда. Его предметом будет выполнение по заданию заказчика определенных работ по созданию конкретного продукта в строгом соответствии с требованиями заказчика, изложенными в техническом задании, и его последующую передачу заказчику. Тут важно выяснить, использовались ли в процессе разработки продукта другие объекты прав интеллектуальной собственности, например: видео, музыка, графика. А также использовался ли Open Sourсe при создании продуктов и изучены ли все условия лицензий на предмет возможности использования результатов работ для дальнейшей коммерциализации.
Зачем нужна регистрация товарного знака?
Наряду с оформлением прав на продукт, есть еще один механизм защиты прав интеллектуальной собственности – регистрация товарного знака. Принимая решение о финансировании проекта, инвестор также вкладывает деньги в бренд, под которым представлен продукт. Поэтому регистрация товарного может стать важным показателем, что стартап не только уделяет время на создание продукта, но и осознает важность его защиты и принимает меры к его правовой охране.
Процедура регистрации товарного знака в Казахстане в соответствии с национальным законодательством длительная. Она занимает более 12 месяцев. При этом такая защита будет действовать только в пределах территории страны, где товарный знак зарегистрирован. Для того, чтобы обеспечить его защиту на международном рынке, необходимо воспользоваться процедурой по Мадридской системе. В этом случае при регистрации товарного знака заявление подается с указанием стран, в которых необходима его защита. Для подачи заявки на получение международной охраны знака необходимо быть гражданином любого государства из членов Мадридской системы (на данный момент это 130 стран, включая Казахстан), постоянно проживать в нем или иметь на его территории коммерческое предприятие.
Права интеллектуальной собственности на продукт и бренд – одно из самых ценных составляющих проекта не только внутри своей страны, но и на международном уровне. И от того, насколько юридически правильно оформлены документы, подтверждающие эти права, будет зависеть не только цена сделки, но и в целом решение инвестора об ее заключении.
Читайте также: Почему Starlink все еще не разрешен в Казахстане: что говорят в Мажилисе