«Сейчас мы видим наши продажи в моменте». Как TechnoDom переехал на новую цифровую платформу

Digital Business | «Сейчас мы видим наши продажи в моменте». Как TechnoDom переехал на новую цифровую платформу О редакции Digital Business | «Сейчас мы видим наши продажи в моменте». Как TechnoDom переехал на новую цифровую платформу Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 22.02.2024, 09:55
Digital Business | «Сейчас мы видим наши продажи в моменте». Как TechnoDom переехал на новую цифровую платформу

Роман Богдашкин. Фото: Digital Almaty

Интересным кейсом переноса данных с монолита в облако и использования машинного обучения (ML) для решения конкретных задач бизнеса – от продаж и управления ассортиментом до HR-процессов – поделился CEО (ранее – директор по цифровым технологиям) компании TechnoDom Роман Богдашкин. Приводим наиболее интересные фрагменты из его выступления на форуме Digital Almaty 2024.

«Нашу сегодняшнюю платформу данных мы начали строить два года назад. Стало понятно, что бизнес меняется, нам нужны показатели в реальном времени. Мы больше не можем собирать отчеты днями, принимать решения на устаревших данных. Ранее у нас была монолитная структура SAP HANA, постоянно росли потребности в мощностях, мы регулярно докупали сервера, но все это работало достаточно медленно… Кроме того, мы начали разработку своей e-commerce площадки и не могли использовать старую платформу для обработки e-com данных», – поделился причинами перехода на микросервисную архитектуру Роман. По его словам, переносом данных на новую платформу занималась небольшая команда внутри компании, около 25 человек. «Это data-инженеры, BI-cпециалисты, ML-специалисты».

«К чему пришли? За два года переехали с SAP HANA на новую инфраструктуру, в качестве платформы выбрали облако Amazon Web Services. Построили вместе с Аmazon целевую архитектуру, начали строить несколько слоев обработки данных… Однако не буду углубляться здесь в технические нюансы, кажется, они больше интересны для «технарей». Посмотрим на изменения – а они всегда делаются для какого-то заказчика – с точки зрения бизнеса. Что мы получили?

На сегодня у нас есть готовая платформа, благодаря которой мы видим результаты наших продаж практически в реальном времени. Когда запускается какая-то акция для покупателей, мы видим продажи сразу, в моменте. Соответственно, можем оценивать эффекты от изменений, которые вносим, видим, чего нам не хватает, что с ассортиментом и так далее. Параллельно с платформой мы внедрили BI-инструмент, выбрали также облачную BI-систему Qlik Qloud, «раскатали» ее на всю компанию. Сейчас у нас каждый директор магазина в реальном времени видит свой performance во всех разрезах. Какой трафик, какой hit rate, какие категории, возможно, просели, где есть отставание. Настроена автоматическая рекомендация ассортимента для каждого магазина, основанная на алгоритмах и моделях ML.

Мы также оцифровали маркетинг (сегментация клиентской базы, персонализация предложений и внедрение таргетированных коммуникаций с клиентами, сокращение оттока клиентов за счет проактивных действий и проч.), всю логистику, последнюю милю, склады. В разрезе складов мы, например, видим сейчас загруженность полок. 

Последним проектом в течение двух лет перехода на новую платформу стало внедрение аналитики HR-процессов и визуализация всех ключевых HR-показателей. Кажется, оцифровать HR – достаточно легкая задача, но по факту это может оказаться посложнее, чем работа с коммерческим блоком. В HR много своей логики, процедур и регламентов, которые нужно учитывать».

Digital Business | «Сейчас мы видим наши продажи в моменте». Как TechnoDom переехал на новую цифровую платформу

Слайд из презентации Романа Богдашкина. Фото: Digital Business

Говоря о миграции данных бизнеса в облака, CEO TechnoDom отметил:

«Я большой адепт облаков, считаю, что «приземленная» инфраструктура постепенно отмирает. С точки зрения бизнеса, я не вижу смысла инвестировать большие суммы в свои data-центры. Еще с 2014 года, работая в другой компании, я занимался переносом многих архитектур в облако. Потому что, на мой взгляд, это будущее. У тебя есть динамическое масштабирование, ты не заморочен, что тебе нужно какой-нибудь Cisco-маршрутизатор ждать несколько месяцев, как это сейчас происходит [из-за войны в Украине и санкционных ограничений в России]. Ты ничем не ограничен, кроме своей фантазии. Компании, которые предоставляют тебе облако, будь то Яндекс, VK, Amazon, Microsoft Azure, гарантируют определенную стабильность, SLA, геораспределение…».

«При этом я ни в коем случае не говорю, что решения на базе SAP – плохие. У SAP есть тоже облачные системы, есть SAP Analytics Сloud. Достаточно много решений, которые для бизнеса хорошо подходят. Просто в той конфигурации, которая была у нас в части данных, SAP не подошел, многое устарело, и мы решили двигаться в другую сторону», – уточнил свою позицию Роман Богдашкин.

Отвечая на вопрос, на что важно обратить внимание, планируя миграцию в облако, спикер поделился своим опытом: «Во-первых, на подготовку специалистов внутри компании. Очевидно, вам нужны администраторы, которые будут понимать, что они делают. Если у вас своя разработка, то речь идет о DevOps команде, которая умеет работать с облачными инструментами. И второе – это ИТбезопасность. Нередко сотрудники, получая доступ к облаку, не совсем понимают, как это работает. Что-то нажимают, публикуют, и это порой очень больно сказывается на компании. Я бы посоветовал проходить тесты, заказывать внешние аудиты. Потому что за всем не уследишь, внутри у команды глаз замыливается. Внешняя экспертиза в сфере ИТ-безопасности, хакинг, поиск уязвимостей –  в это я бы точно инвестировал».

Читайте также:

Как AI уже сейчас трансформирует бизнес в Казахстане. Опыт KMF