«Когда ты претендуешь на позицию C-Level, нужно быть готовым впахивать». Первое интервью CEO Kolesa Group

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 20.02.2024, 08:55
Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Чуть меньше года назад пост CEO Kolesa Group занял Дмитрий Ботанов, который до этого был операционным директором. Начинал свой путь в компании уроженец Алматы не с C-level позиций. В 2014 году Дмитрий пришел продакт-менеджером в «Крышу». Спустя несколько лет ему удалось дорасти до топ-менеджмента, а потом и возглавить компанию.

В своем первом интервью в качестве CEO Дмитрий Ботанов рассказал Digital Business, как оказался в ИТ и приложил руку к созданию Тикетона, чем занимался на первых порах в Kolesa Group и благодаря чему смог продвинуться по карьерной лестнице.

«Еще во время учебы в университете понял, что разработка – не мое»

– Дмитрий, о вас не так много информации в интернете. Можете рассказать немного о себе?

– Родом я из Алматы. Окончил Алматинский государственный университет (сейчас это Казахстанский национальный педагогический университет имени Абая – прим. Digital Business) по специальности «Программист». Правда, разработчиком никогда не работал. Еще во время учебы понял, что это не совсем мое. Мне было интереснее взаимодействовать с людьми.

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

На 4-м курсе университета устроился проджект-менеджером в аутсорс-студию Glatis. На тот момент это была лучшая компания в Казахстане по разработке сайтов, внутренних систем, CRM, фирменных стилей и всего остального, что необходимо для автоматизации бизнеса. Среди наших клиентов были различные банки, страховые, юридические организации и так далее.

– Чем конкретно занимались в аутсорс-студии?

– В основном руководил различными проектами по созданию сайтов и дизайн-решений на заказ. Однако вскоре Glatis занялись разработкой внутренних стартапов. На самом деле, главная мечта любой аутсорс-студии – в определенный момент перейти от заказных проектов к собственным продуктам.

Были как неудачные проекты, названия которых ничего не скажут, так и довольно успешные. Один из них – IDrive.kz (если что, не имеет ничего общего с inDrive). Я был там соучредителем. Это блог-платформа для автолюбителей, где они в онлайн-дневниках делились различными советами по эксплуатации машин, автотюнингу и многими другими интересными деталями. В свое время площадка пользовалась хорошей популярностью в Казахстане. На пике у нас был трафик больше, чем в новостном разделе «Колес».

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Второй удачный кейс – Тикетон, сооснователем которого был Алексей Ли. Я там был проектным менеджером: работал с разработчиками, дизайнерами и документами. По сути, реализовывали в жизнь задумки Алексея. Еще успел застать первые этапы создания Aviata.kz. Правда, вскоре ушел из Glatis, так что мое участие в этом проекте минимально.

«Первое, что сделал – грохнул аналитику, которая была. И чуть все не запорол»

– Почему решили уйти из Glatis? Насколько понимаю, у вас там получалось расти профессионально и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

– Наверное, захотелось попробовать что-то новое. Примерно год после ухода искал себя. А потом решил пройти собеседование в Kolesa Group. Если мне не изменяет память, оффер получил в ноябре 2014 года. Так стал первым продакт-менеджером в «Крыше».

Во время собеседования имел неосторожность сказать, что разбираюсь в аналитике. На тот момент действительно так считал. И одной из моих первых задач было разделить представление из Google Analytics на две сущности: десктопный и мобильный трафик. Первое, что сделал – грохнул всю аналитику, которая была. Чуть не запорол все, но потом получилось исправить ситуацию и решить задачу.

– Насколько тяжело проходила адаптация? Все-таки это другой масштаб и уровень ответственности, если сравнивать с аутсорс-студией.

– На самом деле, все было довольно комфортно. Еще за несколько недель до выхода на работу меня пригласили на стратегическую сессию с топ-менеджментом компании для обсуждения глобальных вопросов по развитию «Крыши». Такая открытость впечатлила, ведь на тот момент я еще даже не был в штате. Команда тоже хорошо приняла: сразу установились доверительные отношения.

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Что касается работы, то особого времени на раскачку не дали. Уже в первый месяц нужно было решить важную задачу – оперативно запустить мобильную версию и приложение «Крыши». Ведь  в ближайшее время Google обещал пессимизировать сайты, у которых этого не будет. Стоял жесткий дедлайн, который никак нельзя было сорвать. К слову, сейчас на собеседованиях иногда спрашиваем у соискателей на позицию продакта, как бы они выкручивались в такой истории.

– А сами что делали?

– Много работали. Но если конкретизировать, то первым делом переносили важный функционал, чтобы быстро запуститься. А позже доделывали остальные некритические вещи, без которых какое-то время можно обойтись.

– Как дальше развивалась ваша карьера?

– Спустя чуть меньше 2-х лет я стал CPO Kolesa Group. Процесс был довольно лаконичным. Николай Бабешкин пригласил на встречу, сказал, что ему нравятся мои подходы в работе над «Крышей» и предложил перенести их на другие продукты компании: «Колеса» и «Маркет».

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Это был интересный период. Можно сказать, я прыгнул в прорубь с различными задачами и занялся их решением. В те времена (2016-2017 год) мы трансформировались в компанию, где культивируется подход Data-driven. Внедрили аналитические системы, запустили первые ML-модели, которые по сей день крутятся в продакшене. Много чего сделали. По сути, почти 2 года совмещал две должности: CPO и своеобразного директора по аналитике. А дальше перешел на позицию операционного директора, на которой пробыл 5 лет.

«50% наших вакансий закрывается внутренними собеседованиями»

– Уже почти год вы занимаете позицию CEO. Можете подробнее рассказать, как проходил переход на новую должность? Насколько для вас стал неожиданным такой шаг со стороны Николая Бабешкина?

– Могу сказать, что для компании все прошло очень мягко. И это то, чем мы гордимся. Ведь в нашей сфере хватает случаев, когда после смены первого руководителя в течение года обновляется половина штата сотрудников. У нас ничего подобного не произошло.

Что касается лично меня, то мы с Николаем долго шли к этому. Последние пару лет он готовил меня к позиции CEO и постепенно передавал задачи. Плюс помогал подтягивать скиллы, которые провисали. В первую очередь, по финансовой и маркетинговой части. Так что, когда должность сменилась с CОO на CEO, потрясением это не стало. Ведь спектр задач уже привычен. Разве что стал больше взаимодействовать с акционерами.

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Николая за помощь. Он, наверное, лучший руководитель в моей профессиональной деятельности.

– Исходя из вашего рассказа создается впечатление, что дорасти до позиции C-level в Kolesa Group не составляет огромного труда. Просто нужно работать, а дальше все само собой получится. Это действительно так или я утрирую?

– Kolesa Group – демократичная компания, в которой легко двигаться по карьерной лестнице. Такие переходы у нас происходят регулярно. Например, из help-desk в разработку, из модерации в QA, из HR в product-менеджмент. Наверное, 50% наших вакансий закрывается внутренними собеседованиями.

Однако с неба у нас ничего не падает. Важно показывать результаты. А это, когда ты менеджер, во многом зависит от умения работать с людьми. Собрать команду правильных специалистов, грамотно поставить им задачи, предоставить все необходимые ресурсы, вдохновить на достижение целей и не мешать работать. А еще не бояться брать на себя ответственность за принятие критических решений. Если все получается, то расти в Kolesa Group действительно не сложно.

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

Еще важно понимать: когда ты претендуешь на позицию C-Level, нужно быть готовым впахивать. Безусловно, никто не отменял формулу, что необходимо работать не 12 часов, а головой. Однако сидеть в офисе строго с 9 до 18 не получится. Это ни разу не история про Work-Life Balance. Если посмотреть на любого успешного предпринимателя из мира технологий, то все эти ребята имеют одну крутую способность – выкладываться на 120%. Такого же подхода ожидают от топ-менеджмента в нашей компании.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы претендовать на менеджерские позиции в Kolesa Group?

– Одна из наших главных ценностей – вовлеченность. Мы ее обычно расшифровываем слоганом: «Мне не пофиг». То есть, не должно быть безразличия к происходящим процессам или проблемам в соседнем продукте. Если ты можешь помочь с решением – действуй. Это история про то, что тебе не все равно. Такую культуру стараемся прививать каждому сотруднику. И когда нужно закрыть менеджерскую позицию, проще найти подходящего человека внутри Kolesa Group. Вокруг меня много примеров людей, которые прошли подобный путь и стали руководителями.

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group

В нашей компании любой специалист может нарисовать четкий роадмап, где он видит себя через полтора года и что необходимо сделать для достижения поставленной цели. С учетом того, что мы растем, новые менеджерские позиции возникают регулярно.

Читайте также: Болталки по понедельникам, запрет на переработки и оценка руководителей. Что в Kolesa Group помогает создавать здоровую атмосферу