Психолог и HR рассказали, как красиво уйти с работы. И что делать, если вас уволили

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 28.11.2023, 12:00
Увольнение

Фото: SrdjanPav, IStock

Увольнение и спонтанное возвращение CEO Open AI Сэма Альтмана до сих пор остается предметом обсуждения. Сотрудники подписывали обращения, руководство меняло временного директора, а сам Альтман планировал уйти в Microsoft, но остался. Ответ на вопрос «действительно ли это конец?» не знает даже ChatGPT.

Однако один факт очевиден: от увольнения не застрахованы даже топ-менеджеры. Собрали для вас информацию о том, как грамотно уволиться по собственному желанию и безболезненно пережить увольнение по инициативе работодателя.

Меня уволили. Что делать?

Увольнение – это всегда стресс, даже если вы считаете, что морально готовы к этому. Психолог и бизнес-аналитик с бэкграундом в ИТ Елизавета Маруга рекомендует при таком разговоре с руководством обратить внимание на несколько аспектов.

Елизавета Маруга

Елизавета Маруга. Фото: из личного архива Елизаветы Маруга

1. Старайтесь реагировать на новость спокойно и конструктивно. Даже если внутри все кричит. Конечно, если вас вызвали на внеплановую встречу «для обсуждения текущей задачи», а на деле сообщили о сокращении, сохранить  «холодную голову» проблематично. Однако помните, что вам нужно будет решать еще много вопросов. Так что лучше сохранить уважительную коммуникацию.

2. Уточните причины увольнения. Это позволит увереннее себя чувствовать при поиске нового места и ощутить завершенность отношений с текущей компанией. Если с чем-то не согласны, озвучьте это менеджеру. Вам станет спокойнее, т.к. со своей стороны вы сделали все возможное и защитили себя.

3. Проговорите дальнейшие шаги. Когда последний день, что нужно доделать и т.д. Это внесет ясность в ваш план действий.

– Иногда история увольнения начинается задолго до разговора с руководством. Если интуиция подсказывает, что вас скоро попросят уйти, можно подстелить себе «эмоциональную соломку». Лучше всего изолироваться от сплетен и паники внутри коллектива. Ограничьте разговоры с коллегами, которые наводят страх и слухи об увольнении. Каждый сотрудник индивидуален. Возможно, вам нечего бояться. Также неплохо будет обновить резюме, изучить вакансии, проявлять активность в LinkedIn и на всякий случай начать немного экономить средства, – отмечает Елизавета Маруга.

Увольнение

Фото: SeventyFour, IStock

Если разговор назначен и вы понимаете, о чем он будет, выпейте перед встречей стакан воды и наденьте одежду, которая вам нравится. Вода поможет «заземлиться», а одежда создаст внутреннюю опору.

Ключевая беседа состоялась, новость озвучена, но что делать дальше?

Первое – переварить шок от новости: покричать, поплакать, выговориться и т.д. Психолог отмечает, что важнее всего дать выйти эмоциональной волне. Возможно, это будет не один день, а больше. Это нормально.

Второе – прожить стресс. Разрешите себе то, что вас успокоит, даже если считаете это нерациональным и неправильным. Если хочется выговорить чувство обиды и злости, можно написать письмо начальнику, где вы без цензуры расскажете о своих чувствах. Но ни в коем случае не отправлять, а порвать или сжечь.

Третье – поддерживать себя. Например, попросить коллег оставить вам рекомендации в LinkedIn – это придаст уверенности. Также полезно обратиться к психологу и сократить время на социальные сети: ресурса наблюдать  успешный успех наверняка не будет.

Во многих компаниях HR-ы проводят exit-интервью, где могут получить объективный фидбэк от уходящего сотрудника, чтобы исправить эти моменты в будущем. HRD компании OneVision Асель Мукаева считает, что «если сотрудник не озвучил проблемы в процессе работы, то это недопущение и руководителя, и самого специалиста». Если есть негативная обратная связь, то увольнение – хороший повод, чтобы ей поделиться.

Асель Мукаева

Асель Мукаева. Фото: из личного архива Асель Мукаевой

– Руководителю, которому приходится увольнять своих подчиненных, советую прозрачно и четко озвучить причину такого решения. Честно оценить сильные и слабые стороны сотрудника. При необходимости можно предоставить рекомендации по улучшению определенных качеств и компетенций. Однако такой подход имеет позитивный исход только в случае адекватности обеих сторон, – рассказывает Асель Мукаева.

Хочу уйти сам и никого не обидеть

Уходить по собственному желанию тоже нелегко. В данной ситуации главный вопрос – когда и кому говорить о своем решении и при этом не чувствовать себя предателем.

– Если посмотреть на ситуацию со стороны сотрудника, то сообщать об уходе из компании стоит, когда есть четкая и прозрачная аргументация к уходу, а также план выхода из текущей компании.  Тогда у человека есть время для качественной передачи дел и основательного поиска нового места работы. Для компании, безусловно, лучше узнать о планах работника как можно раньше, – считает Асель Мукаева.

В первую очередь, по словам Асель, озвучить новость об увольнении необходимо непосредственному руководителю. Чаще всего именно у начальника и подчиненного есть сформированная взаимосвязь, которая достигается во время работы. Только после предварительного общения менеджера с сотрудником информация передается HR-специалистам для совместного принятия решения и/или плана действий.

Увольнение

Фото: Liudmila Chernetska, IStock

Чаще всего сотрудники затягивают с разговором по двум причинам: все еще сомневаются в правильности решения или чувствуют вину за этот поступок.

– Второй вариант чаще всего происходит в компаниях, где продвигают семейные ценности. Тогда человек воспринимает уход как предательство на уровне семьи. Если вы не решаетесь сообщить о желании уйти из чувства вины, попробуйте спрогнозировать сценарий, что вы передумали увольняться и остаетесь в компании на тех же условиях. Радует ли вас такое положение? Сколько дней/месяцев/лет сможете так пробыть? Ответив на эти вопросы, сделать решающий шаг будет намного проще, –  советует Елизавета Маруга.

Как избавиться от чувства вины?

1. Осознайте, что рабочий коллектив – не ваша семья, как бы близки вы ни были.

2. Уходите по-взрослому. Обсудите, какие задачи нужно доделать и введите в курс дела нового сотрудника. Если его еще нет, подготовьте для него tutorial или оговорите формат помощи в первое время.

3. Снимите корону. Возможно, у вас активировался синдром спасателя и уверенность, что без вас компания развалится. Вы, безусловно, ценный сотрудник и внесли вклад, но незаменимых нет. Найдется человек, у которого будет энтузиазм и желание работать.

4. Напишите список благодарностей. Вспомните приятные моменты и ценный опыт, который приобрели. Некоторыми позитивными пунктами можно поделиться с руководством или коллегами. Им будет приятно осознавать свою ценность. Это наверняка поможет уйти с чистой совестью.

5. Не бойтесь упущенных возможностей. Новое место работы – это всегда рост. И зачастую он не только про деньги.

6. Помните, что ценные знакомства и связи с места работы можно сохранить и после увольнения. Ваша роль «коллеги» удалится, но роль «друга» останется.

Увольнение

Фото: LinkedIn Sales Solutions, Unsplash

– Трудные времена — всегда к лучшим переменам. Даже если в моменте это тревожно и страшно. Я всегда за то, чтобы увольнение праздновать так же, как и устройство на работу. Ведь впереди новые знакомства, возможность поднять зарплату и найти лучшие условия на новом месте, – уверена Елизавета.