От школьной учительницы — до Head of Product в корпорации. История Ольги Николаевой, основательницы школы Make IT

Дата публикации: 17.08.2023, 09:14
Ольга Николаева Make IT

Когда мне было 6, моя мама сильно заболела и перестала работать. Еще несколько лет семья (у меня есть сестра-близнец Ира) чувствовала себя достаточно комфортно и практически ни в чем себе не отказывала, потому что были накопления. Но к 10 годам мы потратили все и резко обеднели. К тому моменту мы были вынуждены отказаться от моих занятий в музыкальной и художественной школах и у репетиторов. А моя семья сменила несколько квартир, каждый раз переезжая в жилье поменьше. Появились кредиты.

Мы с Ирой были детьми и не осознавали всю серьезность ситуации. Поэтому, когда в холодильнике заканчивалась еда, мы просто выходили на улицу продавать за копейки купоны и листовки из почтовых ящиков и весело проводить время. А на заработанное покупали хлеб с молоком.

Учились зарабатывать с детства как могли: летом помогали торговать овощами на базаре, в школьное время вместе с мамой подметали дворы. Этот опыт запомнился надолго: меня до сих пор триггерит красный цвет, потому что я хорошо помню себя в одежде этого цвета с веником в руках. А еще подметание улиц стало причиной буллинга и насмешек в школе.

Ольга Николаева (четертая справа). Фото из архива героини

На первую официальную работу я вышла в 16 лет: устроилась промоутером и раздавала в Алматы листовки. На летних каникулах перед выпускным классом в школе попала в продажи: меня взяли на должность консультанта в магазин мобильных телефонов Samsung. Уже тогда понимала, что работать — это один из немногих способов чувствовать себя в безопасности и влиять на положение своей семьи.

«После работы гуглила все бизнес-термины, которые выписывала себе за день»

После школы я поступила в педагогический колледж. Училась на бесплатном по грантовой программе для малообеспеченных семей. Закончила с красным дипломом — и в 2014-м году, когда мне было 18, вышла работать учителем начальных классов в одну из госшкол Алматы.

Но меня хватило всего на полгода. Почему? Во-первых, зарплаты. Во-вторых, в школе не было моих ровесников: почти все преподаватели были на 15-20 лет старше меня. Находить общий язык было трудно. В-третьих, за время работы с детьми поняла, что хочу работать только в окружении взрослых людей. Конкретной идеи, чем хочется заниматься дальше, еще не было.

Поэтому я решила постепенно пробовать все, что может быть интересно. Так попала в стартап top.kz на позицию стажера-администратора. Там занималась вообще всем: разносила документацию по кабинетам, делала принт на фартуках, нанимала мастеров по уборке с OLX, в перерывах пересаживала в офисе цветы. А после адаптации начала вслушиваться в то, о чем говорили члены команды проекта. На тот момент я не понимала практически ни одного термина и чувствовала себя глупой, поэтому выписывала все в блокнот, и уже вечером, сидя дома, гуглила понятия вроде pnl (записывала все дословно «пиэнэль»), когортного анализа и бизнес-стратегии.

Несколько недель я сама искала информацию в интернете, а потом спрашивала подробности у коллег. Мои руководители из top.kz это заметили и поняли, что я хочу расти и приносить бизнесу еще больше пользы — и стали меня обучать основам маркетинга, менеджмента и других важных специальностей. Еще чуть позже я сама помогала осваиваться стажерам. И вот таким странным путем за несколько месяцев доросла до начинающего маркетолога-аналитика в сервисе доставки продуктов topfood.kz. На тот момент мне было 21.

 

«Мое маркетинговое агентство схлопнулось за пару недель, потому что я не настроила бизнес-процессы»

Я безумно благодарна ребятам за этот опыт: здесь мне помогли влюбиться в стартапы и в ИT, а еще увидеть, что люди в меня верят. Но потом я ушла из top.kz. Хороший знакомый Мирас Нурахметов рассказал об идее сделать агрегатор языковых школ Linguahub — и предложил роль сооснователя. Это был первый опыт работы с большой зоной ответственности и возможностью принимать решения по маркетингу. За полгода мы стали резидентами Tech Garden, прошли несколько акселерационных программ, привлекли $30 тыс. и начали зарабатывать. Проект был на плаву и имел отличные перспективы, но через 8 месяцев после старта я снова решила уйти. Думаю, что к этому решению подтолкнули мое желание делать что-то свое и постоянно растущие амбиции. А сайт Linguahub, кстати, существует до сих пор.

Каких-то больших накоплений у меня не было, поэтому искала варианты своего дела без больших стартовых вложений. И нашла: маркетинговое агентство для малого и среднего бизнеса. Я наняла стажеров-студентов и привлекла несколько клиентов. Мои сотрудники настраивали таргетированную рекламу и вели аккаунты предпринимателей в соцсетях. Довольно быстро показалось, что все работает отлично и без меня, потому что я все меньше и меньше делала что-то своими руками. Решила выдохнуть и в первый раз в жизни взять отпуск. И уехала в Китай… из-за чего мое дело схлопнулось за пару недель.

Дело в том, что перед поездкой я не установила VPN-сервис — и не смогла вести коммуникацию с клиентами и сотрудниками. А ребята-стажеры из-за отсутствия контроля начали жестко косячить. В итоге к моему приезду у меня не осталось ни исполнителей, ни клиентов. Агентство просуществовало всего 4 месяца и дало очень болезненный урок: нужно внимательно настраивать и следить за бизнес-процессами.

«В DAR я с головой ушла в изучение продакт-менеджмента»

После я снова искала работу наемным сотрудником: успела поработать руководителем отдела маркетинга и кол-центра в сети салонов тайских спа, кассиром, администратором и менеджером в общепите (это был мой способ изучить операционку самого трудного бизнеса, как мне тогда казалось). А затем всплыли старые связи: люди, с которыми общалась во время Linguahub, предложили попробовать себя в ИТ-компании DAR на довольно высокой должности руководителя программ акселерации. Казалось, что они сильно меня переоценивали — в чем я честно призналась. Успокоили: «Нам нужен человек с опытом в маркетинге и в стартапе, которому можно доверять».

Я редко задерживалась на одном месте подолгу, но здесь проработала целый год. Причин несколько: во-первых, в DAR мне впервые рассказали о роли продакт-менеджера. Я увидела, как этот специалист выстраивает процессы внутри команды и ведет ее к результату максимально эффективно — и это во мне откликнулось. Во-вторых, передо мной стояла интересная задача по поиску логистических стартапов для акселераторов из Центральной Азии и инвесторов для них.

За время работы в DAR я с головой ушла в изучение продакт-менеджмента. И транзитом через стартап ClickLog пришла в Choco, где участвовала в развитии сервиса «Цифрового ресторана». У меня была своя команда и новый уровень ответственности. Собирала данные, строила гипотезы и училась проводить кастдевы и направляла людей в нужную сторону.

Моя гордость за время работы в Choco — сервис экспресс-заказа еды без официанта: гость приходит, сканирует QR, выбирает и оплачивает блюдо. И совсем скоро его выносит работник заведения. Насколько мне известно, этот продукт сейчас активно масштабируется, а мне посчастливилось оказаться тем человеком, кто оказался у истоков его создания до первого внедрения.

«К 26 годам поняла: больше не хочу работать в найме»

В 2021-м году, когда мне было 24, меня пригласили на должность руководителя по развитию нового бизнеса Kcell. Это — роль менеджера, который отвечает за все новые продукты в супераппе корпорации, не связанные с телекомом. И позиция СЕО-3 в компании со штатом больше 2 тысяч человек. Забавно, что я оказалась в компании, где я еще в 16 лет продавала те самые телефоны Samsung.

За время работы в Kcell я сама управляла развитием одного из продуктов и участвовала в создании стратегии развития нового бизнеса. Там было много интересных задач и ресурсов для их реализации. Но в корпорациях привыкли работать более медленно и терпеливо. Это не соответствовало моему стилю принятия решений, поэтому я проработала в Kcell чуть меньше года.

Уже тогда я понимала, что больше не хочу работать в найме. К тому моменту я развивала собственную Академию продакт-менеджмента Make IT — и моя мотивация в других компаниях падала. Последним местом стал CITIX, где я занимала должность CPO. Но 2022 год стал для меня годом, когда я приняла решение вкладывать все свои усилия в развитие Академии Make IT.

«Многим людям нужен проводник в мир ИТ. И Make IT может им стать»

Сейчас мне 27. За 11 лет я успела сменить 10 рабочих мест и пройти путь от учительницы до руководителя бизнес-направления в корпорации. А еще до запуска собственного дела.

Пока я меняла компании, набивала все больше шишек и училась искать решения самостоятельно, ко мне стали стучаться мои однокурсницы из колледжа. Девушки спрашивали, как дела. А когда узнавали место работы и зарплату, просили им помочь войти в ИТ. Это был понятный запрос, поэтому я составляла для них огромные списки с полезной литературой и ссылками на видео в YouTube (там действительно есть все, что нужно для развития). Но далеко не все готовы тратить месяцы на изучение теории и годы — на приобретение опыта в боевых условиях.

Я осознала это в конце 2020-го года и поняла, что многим людям нужен проводник в мир, где их зарплата и статус зависит только от них. И тогда запустила Академию для продакт-менеджеров. Для этого я поместила мой опыт и опыт коллег за эти долгие годы в программу на 2 месяца. Я была бы очень рада, если бы кто-то предложил мне сэкономить столько времени, нервов и денег на психолога и показал такую школу в 16 лет.


Читайте также:

«Перед тем как растить других специалистов, нужно создать прослойку качественных product-менеджеров». Алматинская ИТ-школа хочет насытить «продактами» рынок Казахстана

«Я зарабатывал 150 тысяч тенге в месяц. А со старта в ИТ эта цифра выросла в 1,5 раза». Репортаж с выпускного вечера академии Make IT