«Перед тем как растить других специалистов, нужно создать прослойку качественных product-менеджеров». Алматинская ИТ-школа хочет насытить «продактами» рынок Казахстана

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 26.12.2022, 09:10
Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Основатель школы Make IT Ольга Николаева и партнер Дмитрий Губин

Make IT – единственная школа в программе Tech Orda, где готовят product-менеджеров. Несмотря на то, что школа работает всего 2 года, здесь уже могут похвастаться серьезными достижениями. Из 54 выпускников Make IT 48 трудоустроились в течение месяца после окончания курсов, при этом больше 80% – «продактами». Неудивительно, что международный технопарк ИТ-стартапов Astana Hub выделил школе 96 ваучеров в рамках Tech Orda.

В интервью Digital Business основатель школы Ольга Николаева и партнер Дмитрий Губин рассказали, почему Make IT решила сделать ставку только на подготовку product-менеджеров, в чем секрет высокого процента трудоустройства и по каким критериям отбирали студентов для программы Tech Orda.

«В Казахстане product-менеджер – маленький CEO, у которого не болит голова только за привлечение инвестиций и аренду офиса»

– Почему сфокусировалась на подготовке только по одной специальности?

Ольга: – Все те, кто стоит у истоков создания школы, имеют большой опыт и экспертизу в product-менеджменте. Создавали стартапы, проходили акселерационные программы, работали в ИТ-компаниях с разным отраслевым направлением. Решили начать с того, где сами уже сформировавшиеся профессионалы. Когда полностью обкатаем модель, будем расширяться и готовить специалистов по другим направлениям.

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Дмитрий: – ИТ-рынок Казахстана испытывает сильный дефицит качественных product-менеджеров. Некоторые компании и вовсе не понимают, зачем им «продакт». Сложилась ситуация, что к разработчикам приходит генеральный директор и говорит: «Делайте так-то и так-то, я все знаю». А затем, когда продукт выводят на рынок, оказывается, что он никому не нужен. Ведь никто не делал маркетинговых исследований, не проводил CustDev, проблемные интервью с пользователями и т.д.

На мой взгляд, перед тем, как растить других специалистов, нужно создать прослойку product-менеджеров. Без них ИТ-отрасль будет развиваться медленно.

– То есть, вы выпускаете product-менеджеров исключительно под казахстанский рынок. Верно?

Ольга: – Если говорить о нашей текущей задаче, то да – это подготовка специалиста под требования местных работодателей. Здесь есть своя специфика. Культура product-менеджмента в Казахстане еще формируется. Сейчас у нас в небольшой компании product-джун может управлять разработкой всего приложения. А, к примеру, в России product-мидл будет отвечать в корпорации только за конверсию в покупку после оставленного комментария. Чем больше компания и чем дольше она на рынке, тем уже зона ответственности «продакта».

В Казахстане product-менеджер – маленький CEO, у которого не болит голова только за привлечение инвестиций и аренду офиса. Такой многорукий многоног с предпринимательским мышлением.

Дмитрий: – Мы готовим универсального солдата, способного взять ответственность за все этапы разработки проекта. Наша ценность – ставка на насмотренность во всех сферах деятельности.

– На вашем сайте указано, что курс длится 2,5 месяца. За это время реально с нуля подготовить качественного специалиста?

Дмитрий Губин

Партнер школы Make IT Дмитрий Губин

Дмитрий: – Берем на поток не очень много людей – до 20 человек. При этом попасть на курс может не любой желающий. Product-менеджер – это определенный тип личности. Интроверту в этой профессии будет сложно, ведь нужно постоянно общаться с командой, уметь ей руководить и принимать решения.

После того, как набрали поток, делим ребят на мини-группы по 3-4 человека и даем проект. Они над ним работают от начала до конца: проводят маркетинговые исследования, изучают юнит-экономику, делают прототип и потом защищают свой продукт так, как делали бы это на рабочем месте.

Ольга: – Курс длится 8 недель. Каждая неделя – новый блок. На 9-ой неделе проходит защита проектов, на 10-й – подготовка к трудоустройству. Проводим по 3 занятия в неделю: первое – лекция, второе – ответы на вопросы, которые поступают от студентов, а третье – фидбек по домашнему заданию. По нашему мнению, этого хватает, чтобы подготовить качественного джуна.

«Отправить ссылки на видео и список литературы – не очень продуктивная модель преподавания»

– Преподавание в школе оффлайн или онлайн?

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Дмитрий: – Самому первому потоку преподавали оффлайн. Однако потом перешли в онлайн, так как наша целевая аудитория – люди, которые либо хотят сменить профессию, либо прокачать скиллы. Большая часть из них работает и им неудобно вечером добираться по пробкам в лекционный зал. Решили провести эксперимент с онлайном. Всем понравилось. Плюс благодаря такому формату можно подключать ребят из других городов.

– Как проходят онлайн-занятия? Это записанные видеоролики, которые скидываются студентам с определенной периодичностью, или менторы сами постоянно подключаются?

Дмитрий: – Второй вариант. Для нас важно, чтобы ребята понимали информацию, которую мы даем. Формат, когда ментор присутствует в режиме реального времени, позволяет ему приводить актуальные кейсы и примеры. Плюс сразу отвечать на вопросы студентов, если им что-то непонятно.

Ольга: – Отправить ссылку с видео и список литературы – не очень продуктивная модель преподавания. Мы хотим нести ценность. Конечная цель – трудоустройство. Стараемся максимально вовлекать студентов в процесс. Просим их включать камеры на занятиях, чтобы всех видеть. Задаем персональные вопросы. С таким подходом человек лучше впитывает знания и больше разбирается в предметной области.

– На чем сделан акцент в программе: хард или софт скиллы?

Ольга: – Микс. Даем студентам возможность погрузиться в среду. Во время обучения они проходят через каждый этап работы над продуктом.

Ольга Николаева

Основатель школы Make IT Ольга Николаева

В группах прокачиваются и софт скиллы. У 10-20% студентов происходят конфликты внутри команды, когда не могут договориться об идее, времени созвона или просто кто-то кому-то не нравится. Но при этом за все время работы не пришлось перетасовывать группы. Люди учатся работать друг с другом.

Дмитрий: – Я бы еще добавил насмотренность. У нас на звонках во время защиты проекта присутствуют все группы. Стараемся делать так, чтобы у команд были продукты из разных сфер: например, FoodTech для B2B и B2C, PropTech или AdTech. Студенты смотрят, что у их однокурсников получилось, где они зафакапились. Плюс все могут задавать уточняющие вопросы – это тоже хороший навык.

– Насколько такая подготовка коррелирует с запросом от потенциальных работодателей?

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Ольга: – Мы постоянно собираем обратную связь от HR ИТ-компаний, куда устраиваются наши выпускники. Это позволяет понимать, на чем сделать акцент для следующего потока: какие вещи усилить, что добавить.

Постепенно приходим к формированию портрета product-менеджера для работы в банке, телекоме, коммерческой или квазигосударственной организации. Специфика отличается в зависимости от стека технологий, на котором все разрабатывается, и поставленных задач.

Дмитрий: – Предлагаем ИТ-компаниям партнерство. Просим делиться их боевыми кейсами. Мы можем со студентами работать над ними во время обучения. Потом пригласить на защиту сотрудников компании, чтобы они посмотрели результат. Подобная тактика позволит готовить специалистов, которых не нужно будет онбордить и в течение месяца ходить за ними следом, чтобы проверять работу.

«Большие компании не боятся брать наших выпускников»

– У вас на сайте сказано, что школа помогает с трудоустройством. Каким образом?

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Ольга: – Во-первых, помогаем с подготовкой резюме: на чем нужно сделать акцент, где его разместить, как написать сопроводительное письмо. С позиции HR-менеджера проверяю и говорю, что исправить. Когда все в порядке, то рассылаем резюме по базе работодателей.

Во-вторых, подготовка к собеседованию. Рассказываем, как одеваться, что говорить, как грамотно озвучивать свои зарплатные ожидания. Потом надеваю маску работодателя и делаем со студентом своеобразный прогон. Бывает такое, что по несколько раз, так как у ребят нет большого опыта прохождения собеседований. Кто-то сильно нарушает регламент 15-20 минут рассказа о себе. Кто-то слишком сухо это делает. «Продакт» должен подать себя в максимально интересном формате и уложиться в отведенное время. Мы учим студентов правильно готовиться к собеседованиям и снижать риск отказа.

Дмитрий: – Но это не гарантия успеха. Бывает такое, что несколько раз прогнали, а потом человек звонит и говорит: «Меня не взяли». Тогда идем на крайние меры. Если это собеседование онлайн, то зовем выпускника в офис и смотрим, как себя ведет, что отвечает на вопросы HR. Понимаем, что для человека это стресс и он больше нуждается в моральной поддержке. Обычно после третьего собеседования все устраиваются и уже уверенно себя чувствуют.

– С кем-то уже партнеритесь?

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Ольга: – Пока ни с кем. Все завязано на нашем нетворкинге. Знакомы с HR-менеджерами и директорами многих компаний, которые знают нас как хороших специалистов. Постепенно работаем над созданием партнерских программ, стремимся к тому, чтобы фактически гарантировать получение оффера.

– В какие компании берут ваших выпускников?

Ольга: – inDrive, Chocofamily, TechnoDom, Magnum Go, Beeline, Kcell, IZI, Halyk Bank и многие другие. Есть кейс со студенткой из другого города , которая еще во время курса устроилась на работу в один алматинский стартап, а потом попала в Kolesa Group. Сразу 3 наших выпускника работают в inDrive, все с разным бэкграундом и не из сферы ИТ. Таких примеров очень много.

Большие компании не боятся брать наших выпускников. Они видят, что к ним пришел здравомыслящий специалист с трезвым взглядом и профессиональным подходом к работе.

Наши выпускники трудоустраиваются в течение месяца после окончания курса. Их средняя зарплата – 400 тысяч тенге в месяц «чистыми».

– Вы говорили, что product-менеджерами работают чуть больше 80% выпускников. Куда идут остальные?

Ольга Николаева

Ольга: – Тоже в ИТ. Становятся бизнес-аналитиками, scrum-мастерами, project-менеджерами. Все зависит от их предыдущего опыта и требований компании. Есть кейс, когда человек работал «сейлзом», а после нашего курса получил предложение на позицию коммерческого директора в своей же компании. В ИТ не перешло всего несколько человек.

– А что с теми ребятами, которые не смогли найти работу после курсов? Почему у них не получилось?

Ольга: – Причины разные. Был один студент , который работает маркетологом в ИТ-компании. Он сразу сказал, что не понимает, что от него требует product-менеджер и хотел разобраться в специфике профессии. Еще один наш выпускник открыл свой стартап, но формально считается не трудоустроенным.

Два человека – люди, которые очень хотели и старались, но им не хватило дисциплины. С одним из студентов договорились сделать прогон собеседования. Я в субботу приезжаю в офис, включаю камеру и жду его в Zoom. А он только проснулся, лежит в кровати и говорит, что видео подключать не будет. С таким подходом ничего не получится.

«Получили более 300 заявок по Tech Orda, не вложив в таргетинг ни доллара»

– Make IT – один из участников Tech Orda. По регламенту программы продолжительность курсов должна быть не менее 6 месяцев. У вас – 2,5. Как решали эту нестыковку?

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Ольга: – Мы до сих пор считаем, что «продакта» уровня джуна можно подготовить за 2,5 месяца. Но так как большая часть школ в программе обучает разработчиков, где действительно процесс идет дольше, исключение нам не сделали.

У студентов по программе Tech Orda будут полугодовые курсы. Добавили больше практических заданий и прокачку дополнительных навыков. Да, ребята немного пересидят, но будут более подготовленными.

– Не боитесь «захлебнуться», с учетом того, что раньше поток не превышал 20 человек, а сейчас вы сразу набрали около 100 студентов?

Дмитрий: – Лекции, как и раньше, читаем сразу на всех. Здесь сложнее не стало. Уже выпустили 5 потоков и знаем, какие вопросы задают студенты. Постарались учесть эти моменты в программе. Да и ребята, как правило, затрагивают однотипные проблемы. После ответов на вопросы 3-5 человек, остальные 20 опускают руки.

Дмитрий Губин

Что касается проектной работы, то разделили всех на 14 мини-групп. Теперь занятия растягиваются на 2-3 дня вместо одного, как раньше. Однако ресурса хватает с большим запасом.

– Расскажите, как проходил отбор студентов для Tech Orda?

Ольга: – Разделили процесс на три этапа: мотивационное письмо, тестовое задание и собеседование по телефону. Получили более 300 заявок, не вложив в таргетинг ни доллара.

Где-то неделю проверяли мотивационные письма, среди которых выбирали лучших. Потом оценивали тестовое задание и выводили наиболее подходящих. Сразу убрали тех, кто был слишком overqualified. Главная цель Tech Orda – снизить дефицит специалистов. Также отказывали ребятам-разработчикам с зарплатами в 800 тысяч тенге в месяц. Они могут позволить себе заплатить 400 тысяч тенге и прийти на коммерческой основе. Отдавали предпочтение тем, кто не может самостоятельно потянуть обучение.

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Потом обзванивали отобранных ребят. Общались с каждым. Были те, кто хорошо написал мотивационное письмо и тестовое задание, но грубо с нами разговаривал. Вроде: «Че вы хотите? Да, писал, и что?». Таким сразу отказывали. Product-менеджер должен работать с командой и уметь вести коммуникацию.

Были и противоположные случаи. Одного человека наш звонок застал в разгар свадьбы, второго – на тренировке в фитнес-клубе. Но оба нашли время, чтобы выслушать и обсудить вопросы. Видно, что ребята хотят учиться.

Дмитрий: – Мы хотели не просто заполнить курс, а набрать заинтересованную аудиторию. Потратили много дней, обзванивали людей даже по ночам, потом долго отбирали… А сейчас пожинаем плоды. Ребята дружные, заряженные на работу. Никто не отказался от обучения на курсе.

– Планируете в дальнейшем участвовать в программе и расширить линейку направлений?

Ольга: – Безусловно, хотели бы и дальше работать с Tech Orda. Видим, как много желающих перейти в ИТ. Но не у всех есть финансовая возможность оплачивать курс.

Ольга Николаева и Дмитрий Губин

Что касается других специальностей, то в будущем собираемся готовить project-менеджеров, бизнес-аналитиков, Data-аналитиков и scum-мастеров. Курсы по первым двум направлениям уже в разработке. Активно работаем над методологией, но не спешим с запуском.

У нас задача по product-менеджменту нащупать product market fit для работодателей. Хотим сделать так, чтобы ИТ-компании приходили к нам за выпускниками, а не мы их устраивали после окончания курса. Это главная цель на ближайшее будущее.