Мы уже рассказывали о презентации нового цифрового банка для малого и среднего бизнеса, который появится в Казахстане в публичном доступе в середине августа. Продукт создавал Home Credit Bank в цифровом партнерстве с компанией red_mad_robot Central Asia. СЕО «роботов» Агиис Конкабаева и СТО компании Александр Куттуков поделились с Digital Business подробностями разработки – тем, что происходило «под капотом» – от первых исследований до релиза.
«Инхаус-команды тратят на похожие проекты по 2,5 года»
При разработке продукта с нуля в партнерстве с Home Credit Bank у red_mad_robot Central Asia возникло 2 основных вызова:
- Очень короткий срок: на создание цифрового банка для МСБ запланировали всего 6 месяцев;
- У партнера ранее не было цифровых сервисов для МСБ-клиентов.
CEO red_mad_robot Central Asia Агиис Конкабаева:
— Направления МСБ в структуре Home Credit Bank появилось только в прошлом году с приходом команды во главе Дамира Какиева как лидера бизнеса и Арины Лепиховой как лидера по Digital. А до этого группа строила свой бизнес только на работе с физлицами. Это определяло главную сложность: вместе нам предстояло проделать всю работу с нуля — с исследований, проектирования процессов, построения микросервисов и бэкэнда. На подготовительную работу — исследование с опросом огромного количества предпринимателей, проектирование , IT аудит, защита стратегии и т д — ушло всего 2 месяца благодаря опыту и профессионализму обеих команд.
А срок в 6 месяцев — это ненормально мало. Но мы восприняли это как челлендж: реализовать огромный функционал за полгода в то время, как инхаус-команды тратят на подобные проекты по 2-2,5 года. Конечно, это было непросто. Команда разработки продукта устроила крутой перфоманс в последние 2 месяца, чтобы сделать все к дедлайну. Хочу сказать спасибо партнерам. Многие заказчики в Казахстане не выполняют свои обязательства в сроки или не предоставляют обещанные сервисы и инфраструктуру. Но ребята из Home Credit Bank делали доработки оперативно и всегда были на связи.
После исследования и опроса предпринимателей «роботы» перешли к проектированию бизнес-анализа, требований и внешнего вида цифрового банка:
— Перед запуском больших стримов разработки над продуктом работало около 10 человек. Это лидеры направлений, продуктовые дизайнеры и аналитики от Home Credit Bank и red_mad_robot Сentral Asia. Специалисты потратили около 3 недель, чтобы спроектировать грамотный клиентский путь, учесть возможные потребности пользователей и продумать все до мелочей. Если говорить о цифровом банке для МСБ с точки зрения UX/UI подхода, то мы в первую очередь ориентировались на мировые бенчмарки, потому что аналогичных продуктов в Казахстане просто не существует.
«Команда разработки цифрового банка выросла с 10 до 70 человек»
Следующий этап после проектирования — определение лидеров продукта с каждой из сторон, которые будут контролировать процессы и верифицировать важные изменения в разработке цифрового банка:
— Со стороны Home Credit Bank это, конечно, head of digital SME Арина Лепихова, управляющий директор Home Credit Bank Дамир Какиев и целая команда product owners, которые лидировали конкретные направления. Ответственные с нашей стороны – управленческая команда из CPO, проджект-менеджеров, лидов производства, а также CTO Александра Куттуков и я, — делится подробностями Агиис.
Затем началась основная фаза — разработка. Главный вызов на этом этапе — интеграция команд банка с цифровым партнером. Рассказывает CTO r_m_r CA Александр Куттуков:
— У каждой команды свои темпы работы. Поэтому на старте нам пришлось договариваться и подстраиваться друг под друга, кое-где менять подходы к разработке. Общий дедлайн сильно ускорил этот процесс и буквально заставил нас работать в тесной связке с первых дней. Хотя мы понимали, что такой подход для банка вновинку.
Первые 2 месяца работы СЕО «роботов» Агиис Конкабаева участвовала в организации процессов ежедневно:
— Ранее у меня был опыт в «Альфа Банке» по построению банка для МСБ и есть навыки управления agile-командами. Поэтому 2 месяца при построении стримов разработки я участвовала на ежедневной основе по несколько часов. Вместе с нашей командой мы сами ставили проектный офис. Когда я увидела, что команда самостоятельно может перформить и показывать результат, я передала управление CPO.
Учитывая, что в проекте работает сразу две команды, было важно четко очертить границы и зоны ответственности в разработке. Потому что при работе с продуктом для банка есть направления, которыми может заниматься только его инхаус-команда. Например, это все, что касается бэкэнда в комплаенсе и юридическом сопровождении.
Агиис Конкабаева:
— В целом формат цифрового партнерства предполагает, что мы глубоко вникаем в задачу клиента, работаем над ее реализацией, но потом полностью передаем всю инфраструктуру заказчику, все сервисы и нужные артефакты. При этом мы всегда готовы к новым проектам в рамках развития этого продукта.
Когда началась основная часть работы над цифровым банком для МСБ, команда разработки от red_mad_robot Central Asia, вовлеченная в этот проект, выросла до 5 больших стримов общей численностью в 70 человек:
— У нас были мощности — несколько слаженных команд лидов-сеньоров и крепких мидлов, которые могут и умеют включаться в процессы очень быстро. В этом — еще один плюс цифрового партнерства: если бы банк пошел по пути полной инхаус-разработки или привлекал бы аутстаф-компании, то потратил бы 4-5 месяцев на сбор и адаптацию коллектива. То есть мы сэкономили это время, — объясняет Агиис.
«Сотрудники банка думают над тем, как перенести элементы из цифрового банка в приложение для физлиц»
У «роботов» и Home Credit Bank получилось сделать продукт в срок. Добиться такого результата, в том числе, помогли компетенции команды цифрового партнера.
Александр Куттуков:
— Большинство нашей команды аналитиков – это ребята, которые много работали в банковском секторе. В данном случае аналитики — те, кто готовят почву и кладут рельсы перед командой разработки. Это очень сильно помогло: ребята готовили максимально точные требования для инхаус-команды банка, а это позволяло им предоставлять нам нужные сервисы прямо на «фасаде» для быстрой интеграции.
В итоге приложение, которое появится в публичном доступе в середине августа, получилось инновационным с точки зрения функционала и крайне удачным — с точки зрения дизайна:
— Это общая заслуга red_mad_robot Central Asia и команды Home Credit Bank, — резюмирует Агиис Конкабаева. — Знаю, что дизайн получился настолько удачным, что сейчас сотрудники банка думают над тем, как перенести некоторые его элементы в приложение для физлиц.
Читайте также: Из чего складывается бюджет ИТ-проекта и как им управлять. Колонка Агиис Конкабаевой