Зачем ИТ-компании в Казахстане нужен клуб амбассадоров?

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 12.12.2023, 12:26

Несколько месяцев назад в red_mad_robot Central Asia создали клуб амбассадоров: это самые активные сотрудники, которые представляют компанию публично. Например, выступают на конференциях и митапах, пишут доклады и посты в корпоративных аккаунтах в соцсетях и проводят мастер-классы. Зачем нужен такой клуб? Какие задачи бизнеса он решает и как уже повлиял на жизнь r_m_r CA. Читайте в материале Digital Business.

3 причины, почему ИТ-компании нужен клуб амбассадоров

«Роботы» появились на рынке Казахстана полтора года назад. За это время команда бизнеса превысила 100 человек, большинство из которых – это специалисты уровня мидл и выше. Сотрудники r_m_r CA создают сложные продукты вроде цифрового банка для малого и среднего бизнеса и накапливают уникальный опыт, который может быть интересен другим ИТ-специалистам. Поэтому очевидно, что первичная задача по развитию HR-бренда выполнена: компанию знают на рынке Центральной Азии, а рекрутеры без проблем находят подходящих специалистов, когда в них появляется необходимость.

Клуб амбассадоров – это следующий этап развития HR-бренда. С его помощью «роботы» планируют сделать так, чтобы ИТ-специалисты сами хотели попасть в команду r_m_r CA и четко понимали культуру и ценности компании.

– Мы планировали этот клуб с начала 2023 года. – говорит Head of marketing r_m_r CA Юлия Ли. – До этого амбассадором компании была только СЕО компании – Агиис Конкабаева. Она поставила задачу команде – создать клуб амбассадоров, который объединит самых активных и компетентных людей в компании, готовых делиться своими знаниями с рынком и развивать ИТ-коммьюнити в целом. Когда эти люди открыто и без приукрашивания рассказывают о различных кейсах компании, это вызывает доверие у публики. Так мы транслируем свой уровень экспертизы и находим тех, кто разделяет наши подходы и ценности.

Юлия Ли

Клуб решает сразу несколько задач компании:

  1. Привлекает новых сотрудников. Как говорят в компании, сейчас ИТ-специалисты при оценке потенциального работодателя смотрят не только на зарплату, соцпакет и график работы, но и на миссию бизнеса и его проектов. А амбассадоры, в свою очередь, рассказывают об этом массовой аудитории и помогают людям лучше понять внутреннюю кухню r_m_r CA. И это работает: у рекрутеров «роботов» уже возникали ситуации, когда кандидаты хотели к ним попасть в том числе для того, чтобы поработать с конкретными людьми.
  2. Удерживает самых ценных и талантливых сотрудников. Выступая публично, амбассадоры «роботов» получают общественное признание и реализуют собственные амбиции и карьерные цели. Это увеличивает их лояльность к компании.
  3. Помогает бизнесу развиваться. Обычно амбассадорами становятся наиболее опытные и скилловые специалисты. И их публичные выступления позволяют транслировать потенциальным клиентам месседж о том, что в r_m_r CA – одни из лучших экспертов, которые точно справятся с разработкой сложных продуктов.

ИT рекрутер и член клуба амбассадоров r_m_r CA Виктория Стремецкая-Кабакова:

– Для рекрутера очень важен личный бренд: чем лучше он развит, тем больше ИТ-специалистов следят за тобой и тем, что ты делаешь. Потенциально эти люди могут стать кандидатами для будущих вакансий. С помощью клуба я системно закрываю этот вопрос: стала чаще выступать, писать посты, скоро проведу свой первый митап. То есть для меня это – отличный инструмент для привлечения кадров. С другой стороны, я в целом развиваюсь как специалист и прокачиваю новые скиллы, не связанные с моей основной работой. А еще, не буду скрывать, очень приятно слышать от коллег и людей извне похвалу и получать какое-то вознаграждение за проделанную работу. Так что с помощью клуба я закрываю и рабочие потребности, и личные амбиции.

Виктория Стремецкая-Кабакова

Кроме причастности к отдельному сообществу и праву выступать публично от лица компании, в клубе амбассадоров есть еще одна система дополнительной мотивации – мерч, который можно получить за определенные активности:

– Эти вещи отличаются от классического корпоративного мерча с лого и слоганом компании, – объясняет Юлия Ли. – И самое важное – их нельзя получить просто так, а можно только заработать с помощью активностей. Не скажу, что это главный элемент, на котором держится весь клуб, но определенно он добавляет мотивацию для амбассадоров, потому что дает какую-то вещь, которая делает его частью клуба.

«С концепцией клуба нам помог вопрос: “Каким брендом ты бы был?»»

Концепцию клуба амбассадоров разрабатывали несколько месяцев. Было важно построить фундамент, на котором система действительно будет работать и вовлекать новых людей, а не существовать для галочки. Чтобы справиться с этой задачей, в r_m_r CA провели объемное исследование:

–У нас было несколько итераций защиты проекта клуба. Дело в том, что у каждого из организаторов свое видение формата и ценностей клуба, а это слишком субъективно, – рассказывает Юлия Ли. – А так как система с амбассадорами завязана на людях, было очень важно создать концепцию на истинных потребностях сотрудников. Поэтому мы пришли к выводу, что нужно использовать наш продуктовый подход из разработки клиентских сервисов и в создании внутренних продуктов.

При разработке клуба амбассадоров «роботы» применили подход, которым пользуются при создании продуктов для своих клиентов

Инициатором исследования стала графический дизайнер r_m_r CA Алина Молдакул. Девушка говорит, что провела десятки глубинных интервью с нынешними «роботами», чтобы понять, какой идеей и ценностью можно объединить их в одно сообщество:

– На первый взгляд, эта задача кажется довольно-таки простой: разве сложно придумать слоган, найти несколько ценностей и нарисовать пару визуалов для мерча? Но это только самый поверхностный подход. Внутри клуба лежит самоидентификация сотрудников: какую связь они видят между собой и компанией, какие идеи их драйвят больше всего и объединяют. Поэтому было очень важно провести глубинные интервью, чтобы собрать все эти элементы воедино, а после уже и количественные исследования по предпочтениям «роботов».

Алина Молдакул

Алина Молдакул

Чтобы собрать всю нужную информацию, в r_m_r CA использовали и другие интересные инструменты. Например, Visual Brand Driver – это специальная матрица из нескольких вопросов или изображений, которые помогают выстроить ассоциации с брендом:

– Очень крутой и эффективный инструмент, – делится впечатлениями Алина. – Там формулируются достаточно странные вопросы, которые помогают вытащить из людей самые неожиданные ассоциации. Например, в нашем списке были такие вопросы:

  • Если бы ты был машиной, то какой?
  • Если бы ты был, одеждой, то какого бренда?
  • Если бы ты был напитком, то каким?

В итоге мы собрали несколько ключевых инсайтов: если обувь, то New Balance, а не Nike, если машина, то Mini John Cooper, а не Lexus, если напиток, то Dr.Pepper, а не Coca Cola. В каждом пункте выбор делался в пользу менее распиаренных, и более качественных, редких вещей.

Впоследствии эти инсайты помогли сделать визуальную концепцию, который бы помогал амбассадору идентицифировать себя с закрытым и достаточно элитарным сообществом:

– Во время глубинных интервью мы очень много спрашивали про мерч. Выяснили: сотрудники устали от классических подходов в брендировании корпоративной одежды. Мало кто готов носить худи с логотипом на всю спину и каким-то слоганом, потому что из-за этого «роботы» чувствуют себя рекламным баннером или промоутером компании, – вспоминает Алина. – Так что мы решили отказаться от прямого использования наших стандартных изображений, а изобрели нечто новое: пиксельная буква “А” в качестве знака, фирменный шрифт и ненавязчивое упоминание названия компании.

Так благодаря исследованию нам удалось создать вполне конкретную концепцию клуба, которая основана на ценностях самих сотрудников: это сообщество людей, которые хотят делиться экспертизой компании и нести в комьюнити пользу.

Мерч и лого клуба амбассадоров

Как клуб амбассадоров повлиял на r_m_r CA?

Клуб амбассадоров заработал в r_m_r CA с июля 2023 года. На этапе запуска у команды организаторов были небольшие сомнения, действительно ли эта система станет популярной среди сотрудников. Но буквально сразу оказалось, что они были беспочвенными:

– Когда мы официально презентовали клуб среди сотрудников компании, думали, что на старте будет очень тяжело приглашать людей где-то выступить или написать полезную статью, – говорит Юлия Ли. – Но мы сразу выяснили, что очень многие наши сотрудники давно хотели этим заниматься, просто не понимали, могут ли они выступать от лица компании. Скорее всего, это связано с тем, что большинство из них – это ребята уровня мидл+ и выше. То есть достаточно опытные и компетентные сотрудники, которые хотят делиться опытом и экспертизой с коллегами.

Head of marketing r_m_r CA Юлия Ли приводит и более конкретные результаты работы клуба за первые 6 месяцев: сотрудники сами выдвигают свои кандидатуры в качестве спикеров на внешних мероприятиях и не стесняются сниматься для контента в соц.сетях. Также, если раньше удавалось провести лишь 1 митап за полгода, то сейчас – 2 митапа за квартал.

Head of Design, red_mad_robot Central Asia Асылхан Назир:

– Захотел стать участником клуба, потому что увидел в нем пересечение моих личных амбиций с целями компании. За годы работы я получил достаточно опыта и знаний – и теперь хочу делиться экспертизой с другими людьми. А делая это от лица компании и рассказывая о каких-то кейсах из практики r_m_r CA, я продвигаю нашу корпоративную культуру и помогаю повышать узнаваемость «роботов» на рынке. Так что это история из серии “win-win”.
Кажется, что можно заниматься этим и без клуба, но это не так. Роль амбассадора добавляет этой системе больше стиля и статусности, а мерч, который нельзя купить за деньги, приносит дополнительную мотивацию.