На конференции beetech conf 2023, организованной Beeline Казахстан, состоялась интересная дискуссия о перспективах венчурного рынка. Редакция Digital Business предложила руководителям венчурных фондов и сообществ бизнес-ангелов ответить на вопрос: «В чем вы видите главный вызов для венчурной индустрии Казахстана сейчас? И в чем, на ваш взгляд, главная возможность?». Вот что ответили спикеры.
Мират Ахметсадыков, СЕО MOST Holding:
– Ключевой вызов – это доверие к государству. То есть, если брать верхнеуровнево, речь про политику, институты внутри страны, законы и их соблюдение. Без доверия к государству, к законам ни иностранные инвестиции не придут, ни даже внутренние. И то, что мы делаем «снизу» для развития венчурной индустрии, может не дать результат.
А ключевая возможность – как раз в активной гражданской позиции. В том, что мы хотим венчурную индустрию менять. Хотим, чтобы она работала по понятным правилам. В этом наш запрос к государству.
Павел Коктышев, сооснователь и управляющий партнер MOST Holding:
– Вызов – английский язык.
Возможность – английский язык.
Адиль Нургожин, управляющий партнер Big Sky Capital VC:
– Для нас, венчурных инвесторов в Казахстане, вызов будет в том, чтобы делать следующие фонды, растить компании побольше. То есть «посевная» в стартапы идет, а вот сможем ли мы вырастить компании следующего уровня, бóльшего масштаба – в этом вызов.
Возможность – смотреть на все традиционные вертикали, которые можно еще «задизраптить». Начиная с горнорудной промышленности, заканчивая аграрной. Все, что еще не оцифровано, – это возможности, которые у нас есть. Не надо в финтех больше лезть. Давно не надо было туда лезть, еще 5 лет назад. А надо идти с «цифрой» в стройку, например. В образование. В аграрную сферу точно. В логистику – точно.
Оксана Раим, партнер iClub, вице-президент TA Ventures по развивающимся рынкам:
– Мне кажется, самая крутая возможность в том, что сейчас для венчурной индустрии в Казахстане правильное время. Государство помогает, есть интерес к отрасли со всех сторон, инфраструктура готова. И при этом очень низкая пока конкуренция на рынке: ты можешь быть на самом деле среднего уровня предпринимателем, но при слабой конкуренции ты top of your game.
Cамый большой вызов – это нехватка человеческих компетенций. Мы должны смотреть на то, какие мы предприниматели, насколько мы конкурентны, насколько мы молодцы, не только на внутреннем рынке, но и на глобальной арене.