По итогам 2022 года общий объем выручки крупнейших казахстанских EdTech-компаний вырос всего на 1,17%, говорится в результатах исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов — от войны в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее, эксперты прогнозируют активный рост рынка к началу 2024 года.
Агентство Smart Ranking составило рейтинг топ-40 казахстанских EdTech по размеру выручки за 2022 год:
Компания | Сегмент | Годовая выручка, млн тнг | Динамика, % | ||
2021 | 2022 | ||||
1 | Bilimland | Детское (К12) | 12177,32* | 11218,4* | -7,87% |
2 | DAR University + 5qbe | ДПО | 5991,67* | 5959,88* | -0,53% |
3 | Daryn.online | Детское (К12) | 1800 | 2000 | 11,11% |
4 | Kundelik | Детское (К12) | 1757,66* | 1916,1* | 9,01% |
5 | Joo kz | Детское (К12) | 500 | 1200 | 140,00% |
6 | Sabaq online | Детское (К12) | 180 | 900 | 400,00% |
7 | ROQED | Разработчики и платформы | 759,17* | 489,17* | -35,57% |
8 | HeRo Study | Разработчики и платформы | 475,3* | 337,67* | -28,96% |
9 | Welldone Company | Разработчики и платформы | 290,39* | 325,08* | 11,94% |
10 | QLANG | Иностранные языки | 240,1* | 321,88* | 34,06% |
11 | Datanomix pro | ДПО | 43,67* | 288,088* | 559,69% |
12 | Digital Transformation University | ДПО | 916,16* | 270,64* | -70,46% |
13 | AcademiX3D | Другое | 248,39* | 268,99* | 8,30% |
14 | Amansultan | Софт скиллс | 100 | 250 | 150,00% |
15 | Bilim Analytica | Разработчики и платформы | 136,24* | 245,54* | 80,22% |
16 | edgravity | ДПО | 5,32* | 161,9* | 2939,56% |
17 | Oilan io | Иностранные языки | 72,09* | 160,19* | 122,18% |
18 | Smartestprep | Другое (поступление в зарубежные вузы, международные экзамены) |
67,37 | 149,81 | 122,35% |
19 | Big Dream Lab | Разработчики и платформы | 103,48* | 130,71* | 26,31% |
20 | CACG | Разработчики и платформы | 848,7 | 120 | -85,86% |
21 | STEM Solutions | Разработчики и платформы | 40 | 100 | 150,00% |
22 | CODIPLAY | ДПО | 2,5 | 70 | 2700,00% |
23 | Courstore | ДПО | 0* | 67,23* | — |
24 | nFactorial school | ДПО | 93,16* | 61,45* | -34,04% |
25 | Finmentor | Бизнес-образование | 60 | 61,22 | 2,04% |
26 | SIFRO.KZ | ДПО | 0 | 50 | — |
27 | HiredValley | Другое (образовательно-карьерная платформа по поиску стажировок/работы в ТОП корпорациях мира) |
0 | 36,8 | — |
28 | Credo | Другое (бесплатная библиотека конспектов книг) |
51,73* | 36,79* | -28,88% |
29 | Okoo | Детское (ДПО) | 12,9 | 29,9 | 131,78% |
30 | Edvola | Разработчики и платформы | 26,91* | 26,91* | 0,00% |
31 | Zeba Academy | Детское (ДПО) | 5 | 25 | 400,00% |
32 | Академия JustCode | ДПО | 0* | 22,44* | — |
33 | bobo app | Детское (К12) | 0* | 15,49* | — |
34 | Bagdar | Другое | 11,83* | 11,83* | 0,00% |
35 | Startup course | Бизнес-образование | 5,59 | 11,04 | 97,50% |
36 | AVR Labs | ДПО | 5,29* | 5,51* | 4,22% |
37 | Clever ZTI | Детское (К12) | 6,72* | 5,34* | -20,58% |
38 | QWANT | ДПО | 4,368* | 4,36* | 0,00% |
39 | IN-VR | Разработчики и платформы | 2,25* | 2,25* | 0,00% |
40 | AuxMed | ДПО | 0 | 0,45 | — |
Общая выручка 2021 |
Общая выручка 2022 |
Общая динамика
2021/2022 |
|||
27041,38 | 27358,18 | 1,17% | |||
*По оценке Smart Ranking |
Данные по выручке предоставлялись EdTech-компаниями. В случаях, когда компания оказывалась раскрывать выручку, составители рейтинга рассчитывали ее по данным налоговой отчетности.
Суммарная выручка ТОП-40 казахстанских EdTech-компаний в 2022 году составила 27,35 млрд тенге — на 1,17% больше, чем в прошлом году. С учетом доли российских компаний на рынке, а также доли BTS Education, вышедшей с публичного рынка, объем казахстанского EdTech может оцениваться в 44,33 млрд тенге.
Девять компаний из рейтинга упали по выручке. Тем не менее, больше половины игроков улучшили свои показатели. Кроме того, 5 компаний из 40 запустились только в 2022 (и еще одна — в конце 2021) и показали тысячекратный рост благодаря эффекту низкой базы.
Как сегментирован рынок EdTech-проектов
Большую часть рынка и в 2021, и в 2022 занимает сегмент К12 (школьное образование — от детского сада до 12 класса): его доля среди топ-40 составила 60,78% и 63,18% соответственно, а общая выручка в 2022-м — 17,28 млрд тенге.
Большие объемы сегмента связаны с активной государственной поддержкой отечественных проектов, ориентированных на школьное образование. Так, часть лидеров рейтинга — платформы Blimland, Kundelik, Daryn.online — внедрены практически во все общеобразовательные учреждения Казахстана.
Распределение выручки в 2022 году по сегментам:
Сегмент | Доля в сегменте в 2021, % |
Доля в сегменте в 2022, % |
Рост сегмента год к году, % |
|
1 | Детское (К12) | 60,78 | 63,18 | 5,18 |
2 | Дополнительное профессиональное образование (ДПО) | 26,13 | 25,54 | -1,13 |
3 | Разработчики и платформы | 9,92 | 6,5 | -33,74 |
4 | Другое | 3,17 | 4,78 | 52,67 |
Самую высокую динамику год к году (52,67%) показал небольшой сегмент «Другое», куда вошли 10 компаний — немногочисленные представители школ иностранных языков, платформы бизнес-образования, soft skills и др. Общая выручка сегмента составила 1,3 млрд тенге, 1 млрд из которых пришелся на первую четверку лидеров — две компании, обучающие иностранным языкам, soft skills школа и школа медицинской тематики.
В сегменте «Разработчики и ПО» произошло существенное падение — совокупная выручка компаний в этом сегменте снизилась за год на 33,74% из-за ее сокращения у лидирующих компаний. Игроки сегмента объясняют причину падения заморозкой или отменой многих проектов из-за опасений акционеров, руководителей и инвесторов компаний на фоне геополитического конфликта соседних стран.
На образовательном рынке Казахстана также присутствуют инфобизнесмены, объем которых сложно оценить, так как они работают в основном через соцсети. Однако доля казахстанского инфобизнеса точно значительно меньше, чем российского.
Как будут развиваться EdTech-проекты
Экспансия. Существенной выручки у казахстанских EdTech-проектов за пределами Казахстана нет, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году — в страны СНГ, Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток и Европу. Так, например, Daryn.online планирует вырасти в три раза в 2023 за счет выхода во Вьетнама, Индонезию и страны MENA.
Сотрудничество с государством. Многие казахстанские стартапы являются резидентами технопарка Astana Hub и получают налоговые льготы, а также доступ к менторским программам, консультациям бизнес-экспертов, помощь в привлечении финансирования и т.д. Помимо Astana Hub, в Казахстане работают несколько бизнес-инкубаторов и акселераторов на базе государственных университетов. Некоторые игроки рынка считают, что B2G становится привлекательным способом популяризации ИТ-решений среди целевой аудитории, а на успех EdTech-компании зачастую влияет признание продукта государственными структурами.
Расширение рынка ИТ. С ростом ИТ-сегмента EdTech-игроки закономерно наблюдают увеличение интереса к технологиям и ИТ-специальностям. Растет спрос аудитории на курсы по big data и data science. Эксперты, которые ранее проводили только офлайн-обучение, оцифровывают контент. Набирает популярность гибридное обучение, где традиционное образование дополняется ИТ-решениями (например, кейс Satbayev University, где преподаватели активно внедряют онлайн-инструменты Microsoft в свою ежедневную работу), а крупные казахстанские компании, такие, как Kolesa Academy и Kaspi Lab, создают курсы и набирают студентов на бесплатное обучение программированию, чтобы расширить свои ИТ-команды.
Перспективы бизнес-образования. Специализирующихся на бизнес-образовании проектов в топ-40 пока всего два. В то же время с 2015 по 2021 годы доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Казахстана увеличилась с 26,8% до 34,7%, а количество занятых в сегменте МСП выросло на 10,6% и достигло 3,5 млн человек. Кроме того, согласно проекту Концепции развития малого и среднего предпринимательства в РК, планируется увеличить долю МСП в ВВП страны до 40% и привлечь к работе в малом и среднем предпринимательстве еще как минимум 1,5 млн человек. Заинтересованность государства и самих казахстанцев в этом секторе может положительно сказаться на росте количества онлайн-школ, предлагающих бизнес-образование и готовящих кадры быстрее, чем классические учебные заведения.
Рост В2В-продаж. Перспективность модели B2B для роста и масштабирования отмечают игроки EdTech-рынка. С другой стороны, многие компании в стране еще недостаточно зрелые, чтобы системно заниматься корпоративным образованием и использовать существующие EdTech-решения.
Что тормозит казахстанский EdTech
- Неготовность аудитории к высоким чекам, что связано с низкими доходами и высокой закредитованностью значительной части населения. 2022 год выявил уязвимое место всех EdTech-проектов на рынке Казахстана — больше 90% продаж проходит через рассрочки.
- Еще одним важным вызовом становится конкуренция с зарубежными игроками и частными репетиторами.
- Ориентация казахстанского EdTech на внутренний рынок также выступает фактором, тормозящим его развитие — местные компании, которые ограничиваются рынком Казахстана, сталкиваются с его недостаточной емкостью.