Кто зарабатывает на образовании: ТОП-40 казахстанских EdTech-компаний

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 10.04.2023, 08:57
EdTech

Фото — Andrea De Santis, Unsplash

По итогам 2022 года общий объем выручки крупнейших казахстанских EdTech-компаний вырос всего на 1,17%, говорится в результатах исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов — от войны в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее, эксперты прогнозируют активный рост рынка к началу 2024 года.

Агентство Smart Ranking составило рейтинг топ-40 казахстанских EdTech по размеру выручки за 2022 год:

Компания Сегмент Годовая выручка, млн тнг Динамика, %
2021 2022
1 Bilimland Детское (К12) 12177,32* 11218,4* -7,87%
2 DAR University + 5qbe ДПО 5991,67* 5959,88* -0,53%
3 Daryn.online Детское (К12) 1800 2000 11,11%
4 Kundelik Детское (К12) 1757,66* 1916,1* 9,01%
5 Joo kz Детское (К12) 500 1200 140,00%
6 Sabaq online Детское (К12) 180 900 400,00%
7 ROQED Разработчики и платформы 759,17* 489,17* -35,57%
8 HeRo Study Разработчики и платформы 475,3* 337,67* -28,96%
9 Welldone Company Разработчики и платформы 290,39* 325,08* 11,94%
10 QLANG Иностранные языки 240,1* 321,88* 34,06%
11 Datanomix pro ДПО 43,67* 288,088* 559,69%
12 Digital Transformation University ДПО 916,16* 270,64* -70,46%
13 AcademiX3D Другое 248,39* 268,99* 8,30%
14 Amansultan Софт скиллс 100 250 150,00%
15 Bilim Analytica Разработчики и платформы 136,24* 245,54* 80,22%
16 edgravity ДПО 5,32* 161,9* 2939,56%
17 Oilan io Иностранные языки 72,09* 160,19* 122,18%
18 Smartestprep Другое (поступление в
зарубежные вузы,
международные экзамены)
67,37 149,81 122,35%
19 Big Dream Lab Разработчики и платформы 103,48* 130,71* 26,31%
20 CACG Разработчики и платформы 848,7 120 -85,86%
21 STEM Solutions Разработчики и платформы 40 100 150,00%
22 CODIPLAY ДПО 2,5 70 2700,00%
23 Courstore ДПО 0* 67,23*
24 nFactorial school ДПО 93,16* 61,45* -34,04%
25 Finmentor Бизнес-образование 60 61,22 2,04%
26 SIFRO.KZ ДПО 0 50
27 HiredValley Другое (образовательно-карьерная
платформа по поиску
стажировок/работы
в ТОП корпорациях мира)
0 36,8
28 Credo Другое (бесплатная библиотека
конспектов книг)
51,73* 36,79* -28,88%
29 Okoo Детское (ДПО) 12,9 29,9 131,78%
30 Edvola Разработчики и платформы 26,91* 26,91* 0,00%
31 Zeba Academy Детское (ДПО) 5 25 400,00%
32 Академия JustCode ДПО 0* 22,44*
33 bobo app Детское (К12) 0* 15,49*
34 Bagdar Другое 11,83* 11,83* 0,00%
35 Startup course Бизнес-образование 5,59 11,04 97,50%
36 AVR Labs ДПО 5,29* 5,51* 4,22%
37 Clever ZTI Детское (К12) 6,72* 5,34* -20,58%
38 QWANT ДПО 4,368* 4,36* 0,00%
39 IN-VR Разработчики и платформы 2,25* 2,25* 0,00%
40 AuxMed ДПО 0 0,45
Общая выручка
2021
Общая выручка
2022
Общая динамика

2021/2022

27041,38 27358,18 1,17%
*По оценке Smart Ranking

Данные по выручке предоставлялись EdTech-компаниями. В случаях, когда компания оказывалась раскрывать выручку, составители рейтинга рассчитывали ее по данным налоговой отчетности.

Суммарная выручка ТОП-40 казахстанских EdTech-компаний в 2022 году составила 27,35 млрд тенге — на 1,17% больше, чем в прошлом году. С учетом доли российских компаний на рынке, а также доли BTS Education, вышедшей с публичного рынка, объем казахстанского EdTech может оцениваться в 44,33 млрд тенге.

Девять компаний из рейтинга упали по выручке. Тем не менее, больше половины игроков улучшили свои показатели. Кроме того, 5 компаний из 40 запустились только в 2022 (и еще одна — в конце 2021) и показали тысячекратный рост благодаря эффекту низкой базы.

Как сегментирован рынок EdTech-проектов

Большую часть рынка и в 2021, и в 2022 занимает сегмент К12 (школьное образование — от детского сада до 12 класса): его доля среди топ-40 составила 60,78% и 63,18% соответственно, а общая выручка в 2022-м — 17,28 млрд тенге.

Большие объемы сегмента связаны с активной государственной поддержкой отечественных проектов, ориентированных на школьное образование. Так, часть лидеров рейтинга — платформы Blimland, Kundelik, Daryn.online — внедрены практически во все общеобразовательные учреждения Казахстана.

Распределение выручки в 2022 году по сегментам:

Сегмент Доля в сегменте
в 2021, %
Доля в сегменте
в 2022, %
Рост сегмента
год к году, %
1 Детское (К12) 60,78 63,18 5,18
2 Дополнительное профессиональное образование (ДПО) 26,13 25,54 -1,13
3 Разработчики и платформы 9,92 6,5 -33,74
4 Другое 3,17 4,78 52,67

Самую высокую динамику год к году (52,67%) показал небольшой сегмент «Другое», куда вошли 10 компаний — немногочисленные представители школ иностранных языков, платформы бизнес-образования, soft skills и др. Общая выручка сегмента составила 1,3 млрд тенге, 1 млрд из которых пришелся на первую четверку лидеров — две компании, обучающие иностранным языкам, soft skills школа и школа медицинской тематики.

В сегменте «Разработчики и ПО» произошло существенное падение — совокупная выручка компаний в этом сегменте снизилась за год на 33,74% из-за ее сокращения у лидирующих компаний. Игроки сегмента объясняют причину падения заморозкой или отменой многих проектов из-за опасений акционеров, руководителей и инвесторов компаний на фоне геополитического конфликта соседних стран.

На образовательном рынке Казахстана также присутствуют инфобизнесмены, объем которых сложно оценить, так как они работают в основном через соцсети. Однако доля казахстанского инфобизнеса точно значительно меньше, чем российского.

Как будут развиваться EdTech-проекты

Экспансия. Существенной выручки у казахстанских EdTech-проектов за пределами Казахстана нет, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году — в страны СНГ, Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток и Европу. Так, например, Daryn.online планирует вырасти в три раза в 2023 за счет выхода во Вьетнама, Индонезию и страны MENA.

Сотрудничество с государством. Многие казахстанские стартапы являются резидентами технопарка Astana Hub и получают налоговые льготы, а также доступ к менторским программам, консультациям бизнес-экспертов, помощь в привлечении финансирования и т.д. Помимо Astana Hub, в Казахстане работают несколько бизнес-инкубаторов и акселераторов на базе государственных университетов. Некоторые игроки рынка считают, что B2G становится привлекательным способом популяризации ИТ-решений среди целевой аудитории, а на успех EdTech-компании зачастую влияет признание продукта государственными структурами.

Расширение рынка ИТ. С ростом ИТ-сегмента EdTech-игроки закономерно наблюдают увеличение интереса к технологиям и ИТ-специальностям. Растет спрос аудитории на курсы по big data и data science. Эксперты, которые ранее проводили только офлайн-обучение, оцифровывают контент. Набирает популярность гибридное обучение, где традиционное образование дополняется ИТ-решениями (например, кейс Satbayev University, где преподаватели активно внедряют онлайн-инструменты Microsoft в свою ежедневную работу), а крупные казахстанские компании, такие, как Kolesa Academy и Kaspi Lab, создают курсы и набирают студентов на бесплатное обучение программированию, чтобы расширить свои ИТ-команды.

Перспективы бизнес-образования. Специализирующихся на бизнес-образовании проектов в топ-40 пока всего два. В то же время с 2015 по 2021 годы доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Казахстана увеличилась с 26,8% до 34,7%, а количество занятых в сегменте МСП выросло на 10,6% и достигло 3,5 млн человек. Кроме того, согласно проекту Концепции развития малого и среднего предпринимательства в РК, планируется увеличить долю МСП в ВВП страны до 40% и привлечь к работе в малом и среднем предпринимательстве еще как минимум 1,5 млн человек. Заинтересованность государства и самих казахстанцев в этом секторе может положительно сказаться на росте количества онлайн-школ, предлагающих бизнес-образование и готовящих кадры быстрее, чем классические учебные заведения.

Рост В2В-продаж. Перспективность модели B2B для роста и масштабирования отмечают игроки EdTech-рынка. С другой стороны, многие компании в стране еще недостаточно зрелые, чтобы системно заниматься корпоративным образованием и использовать существующие EdTech-решения.

Что тормозит казахстанский EdTech

  1. Неготовность аудитории к высоким чекам, что связано с низкими доходами и высокой закредитованностью значительной части населения. 2022 год выявил уязвимое место всех EdTech-проектов на рынке Казахстана — больше 90% продаж проходит через рассрочки.
  2. Еще одним важным вызовом становится конкуренция с зарубежными игроками и частными репетиторами.
  3. Ориентация казахстанского EdTech на внутренний рынок также выступает фактором, тормозящим его развитие — местные компании, которые ограничиваются рынком Казахстана, сталкиваются с его недостаточной емкостью.