red_mad_robot central asia — digital-компания, которая появилась в Казахстане в апреле прошлого года. Входит в международную группу компаний с суммарным штатом в 1000+ человек. «Роботы» вошли на рынок активно — и менее чем за 5 месяцев наняли 50+ сотрудников уровня Middle+ и выше. В этом году штат компании планируется, как минимум, удвоить. В какой атмосфере работают «роботы», и чем новая для рынка Казахстана компания привлекла первых сотрудников? Ответы – в нашем репортаже.
Когда CEO компании сидит рядом с дизайнерами
Офис «роботов», как называют сами себя сотрудники компании, находится в Алматы на территории Most Hub в БЦ «Fortis». Помещение рассчитано на 40 человек, но по факту людей в компании больше: часть специалистов работает из регионов (Шымкент, Караганда, Астана), еще одна часть — на территории заказчика:
— У нас есть команды, которые «высаживаются» в офисах компаний-партнеров, чтобы создавать продукты и сервисы, — объясняет соучредитель и СЕО red_mad_robot central asia Агиис Конкабаева. — Это важный элемент работы с заказчиками: так наши ребята лучше понимают структуру бизнеса и его потребности. В результате такой «десант» из разработки и бизнес-специалистов может выполнять свои задачи быстрее и эффективнее. Сейчас, например, 25 наших ребят трудится в офисах клиента с прошлого сентября. Они работают в формате 4+1 или 3+2 — то есть 3 или 4 дня проводят в офисе клиента, но при этом остаются постоянно на связи с нашей командой.
Компания разместилась на 7 этаже бизнес-центра в небольшом помещении без каких-либо излишеств. Весь офис «роботов» — это просторный open space с 4 переговорками, небольшой зоной отдыха, общей кухней и террасой с прекрасным видом на горы. Все сотрудники находятся в одном пространстве друг напротив друга. Это же касается CEO red_mad_robot central asia и всего топ-менеджмента: стол руководителей – рядом с рабочим местом дизайнеров, аналитиков, разработчиков. Объясняют, что в таком формате проще и быстрее решать рабочие задачи, обмениваться обратной связью. При этом все общаются горизонтально, на «ты», в том числе с руководителями. И что удивило больше всего: сотрудники могут открыто высказывать мнения, идеи и пожелания по вопросам вне своих проектов.
«Роботы» появились на рынке Казахстана чуть меньше года назад — в апреле 2022. Но их история как группы компаний началась в 2008 году. А культура и подходы в работе формировались годами, рассказывает HR Business Partner Ольга Гуринова:
«Здесь принято открыто общаться друг с другом, честно говорить о достоинствах и недостатках»
После того как red_mad_robot central asia запустились на рынке Казахстана в прошлом году, несколько первых месяцев ушли на формирование core-команды. Подбор digital-специалистов на проекты начался после формирования команды руководителей направлений и практик:
— Когда стал понятен фронт работ и тематика первых проектов в Казахстане, мы приступили к поиску разработчиков и других специалистов с нужной нам экспертизой. Сразу определились с самыми востребованными позициями — backend-и frontend-разработчики, QA, системные и бизнес-аналитики, iOS-разработчики, дизайнеры и project менеджеры. Уровень каждого не должен быть ниже Middle+, – рассказывает Ольга.
Одной из первых нанятых сотрудников в ИТ-блок была Назира Егизбаева. Она пришла на руководящую позицию Head of QA. До этого более 4 лет развивалась в ручном и автоматизированном тестировании в финтех-компаниях и банках:
— До «роботов» я поработала в «Хоум кредит банк», Jusan Bank, Kazdream Technologies и в Mycar.kz. В последней компании работала team lead: строила процесс тестирования с нуля, составляла и внедряла стратегию тестирования, план развития команды, подбор персонала, внедрение back/mobile/web автоматизации тестирования в проектах. Когда работа была сделана, стала искать новый интересный проект.
— Когда мне предложили позицию Head of QA в «роботах», я пошла изучать информацию о компании, — вспоминает Назира. — Зацепило несколько вещей, прописанных в вакансии. Например, что здесь принято открыто общаться друг с другом, честно говорить о достоинствах и недостатках. Ничего не умалчивать — и эскалировать проблему до тех пор, пока она не решится.
Также Назиру подкупила возможность подбирать всю команду тестировщиков с нуля и настраивать внутренние процессы. Еще — что нужно взаимодействовать с коллегами со стороны компаний-клиентов. Собеседнице это нравится.
— Когда создаешь что-то большое и много коммуницируешь с людьми, конечно, появляются и проблемы. Но критичных моментов за полгода в компании я не заметила. Более того, так как я беру на себя менеджерскую роль, то могу сама устранять проблемы. Вот пример: мы работали в проекте и взаимодействовали с QA-командой клиента. Произошла дискоммуникация, когда наши вопросы долго оставались без ответа. Ситуацию урегулировали с помощью переговоров с их team lead, когда мы собрали большой пул вопросов, чтобы получить нужную информацию и взяли за правило работать синхронно, не откладывая письма и сообщения друг друга в долгий ящик.
Так как сама Назира участвует в найме тестировщиков, она выделяет одно критически важное преимущество «роботов» перед другими работодателями — зафиксированное время на саморазвитие в рамках специализации. Как это работает? 10-15% оплачиваемых рабочих часов сотрудника уходит на изучение новых инструментов и практик:
— Допустим, человек хочет освоить автотесты. И мы выделяем часть его рабочего времени, подбираем компетентного ментора внутри компании и проводим обучение. В результате через какое-то время мы либо внедряем новые компетенции в проекте, либо увеличиваем эффективность работы конкретного сотрудника в целом. А потом, во время внутренних митапов, делимся этими успешными кейсами. Это здорово и очень мотивирует тех, кто хочет развиваться.
«Некоторые считали «роботов» стартапом»
Изначально в компании поставили цель — нарастить штат до 50 человек к январю 2023 года, где почти 70% сотрудников — это digital-подразделение. Задача, признается Ольга, поначалу выглядела просто, но HR-блок бизнеса столкнулся с проблемой: люди почти ничего не знали о red_mad_robot central asia. Некоторые считали «роботов» стартапом:
Отбор был довольно жестким. Ольга приводит в пример цифры при найме бизнес-аналитиков, когда из 61 кандидата взяли только 6 человек при 18 открытых вакансиях, и с Java-разработчиками: здесь из 63 отобранных на собеседования кандидатов сделали оффер только 6 специалистам.
Сейчас в компании больше 55 сотрудников.
Ассесмент раз в полгода — с изменением грейда и зарплаты
CTO «роботов» Александр Куттуков выделяет еще одну причину, почему найм не шел так быстро, как хотелось бы:
— Изначально мы искали только топовых специалистов с богатым опытом, чтобы бизнес начал сразу работать с заказчиками. Сейчас же, когда большинство процессов внутри компании отлажено, можем позволить себе выращивать компетенции внутри компании. Для этого недавно запустили двухмесячный bootcamp, по итогам которого лучшие молодые люди попадут на Junior-позиции и смогут попробовать себя в практике на реальных проектах. Эта программа должна помочь и нам, и рынку digital-кадров в Казахстане в целом.
До того как стать CTO, Александр долгое время работал backend-разработчиком. После руководил командами в крупных банках Казахстана: занимался R&D, построением цифровых процессов удаленного обслуживания, а также руководил большим департаментом разработки. После ушел в фудтех, где с нуля построил продуктовую команду и выпустил приложение abr+ для доставки блюд из ресторанов, c возможностью бесконтактной оплаты в заведениях и встроенной программой лояльности:
В red_mad_robot central asia Александр отвечает за то, чтобы у всех команд компании были ресурсы для работы и создания новых продуктов, а также за финансовую эффективность производства. Лично он выделяет несколько ключевых преимуществ «роботов», которые помогают нанимать лучших профессионалов:
— Не буду говорить про зарплату, соцпакет или процессы. Тем более последний пункт постоянно меняется, потому что у команд могут обновляться запросы и потребности. Больше всего меня удивляет открытое общение: здесь каждый человек вне зависимости от позиции в компании может подойти к кому угодно и начать обсуждение и даже спор по проектам. Еще одно важное преимущество — проактивность в части помощи. Увидел историю, когда менеджеры следят за ментальным состоянием сотрудников и стараются не допускать выгорания. Этому также способствуют ротации между проектами – ребята могут участвовать в разработке разных продуктов и осваивать новые домены знаний. Это тоже пока редкость на нашем рынке труда в ИТ. А благодаря тому, что мы часть большой международной группы, у нас открыты возможности для участия в проектах и за пределами Казахстана.
Что касается процесса профессионального развития в компании, он выглядит так: за каждым человеком закрепляется ментор, ответственный сначала за онбординг в компании и составление плана задач на первые 3 месяца работы. А затем появляется ассесмент раз в полгода с возможностью изменения грейда и зарплаты, чтобы человек мог четко видеть свои точки роста, работать над ними и развиваться как профессионал:
— То есть компания не просто декларирует возможности профессионального роста сотрудников, а помогает составлять конкретный список задач для реализации этого плана роста.
Отдельно Александр выделил преимущество для разработчиков: инженеры не привязаны к конкретному инструменту или пулу инструментов, а могут пробовать новые методики, внедрять инновации на реальных проектах.
Кого ищут «роботы»?
План «роботов» на 2023 год — увеличить штат вдвое и стать компанией со 100+ сотрудниками. В том числе — за счет специалистов уровня Middle, которых можно обучить и вырастить в процессе работы. Подробнее о том, как именно происходит процесс развития сотрудников red_mad_robot central asia, мы расскажем в следующих публикациях. А пока вот список тех, в ком заинтересована компания. Некоторые позиции закрываются довольно быстро — например, одного Java-разработчика нанимают за 13 дней.
Открытые вакансии «роботов»:
- Бизнес-аналитик;
- Project Manager;
- Engagement Manager;
- Ресурсный менеджер;
- Android-разработчик;
- UI/UX Des;
- Flutter-разработчик;
- Frontend-разработчик;
- Backend Java разработчик;
- QA;
- Графические дизайнер;
- IT-рекрутер;
- Специалист по маркетингу;
- iOS-разработчик.