«Не цепляйтесь за «вышку» и ничего не бойтесь». Как алматинец попал в ИТ в 15 лет и стал Head of Product Design

Как попасть в ИТ без высшего образования и онлайн-курсов? История нашего сегодняшнего героя Богдана Гончаренко раскроет альтернативный путь в столь привлекательную сегодня сферу. Богдан — Head of Product Design. Работал в EPAM, «Сбере», SmartLab и многих других компаниях. Начал свой путь в 15 лет и за это время прошел почти все ступеньки карьерной лестницы — от стажера без опыта до руководителя подразделения, отвечающего за найм и переговоры. Его историю, а также советы для тех, кто только хочет войти в ИТ, читайте на Digital Business.
«Дизайнеру полезно общаться с frontend-разработчиками: они объяснят, как «приземляются» ваши идеи в продукте»
Еще в школе я хотел связать жизнь с компьютерами и техникой: мне нравилось «ковыряться» в них и изучать как железо, так и софт. Поэтому после 9 классов в школе я ушел учиться в колледж «Престиж» на техника-инженера. На 1-м курсе, когда мне было 15, случилось первое соприкосновение с профессией: я оказался на стажировке в отделе техподдержки «Азиатского газопровода». Там же пришло осознание: это дело мне не по душе. Даже в дни, когда было много заявок — от замены картриджа до ремонта монитора — я не чувствовал какого-то драйва. Все шло слишком скучно и однообразно. Зато там случилась первая проба в дизайне: ребята из компании увидели, что я делал что-то в Photoshop, и попросили сделать макет их внутреннего портала. Я сделал — и, конечно, эта работа была ужасной и не пошла дальше. Но мне предложили остаться и помогать с решением более мелких задач.

Учебу в колледже я, конечно, продолжил. Но вместе с этим стал искать информацию и профессиональную литературу по веб-дизайну. Старался развиваться. А после выпускного ушел в «Азиатский газопровод» на фултайм и еще 2 года занимался там UX/UI. После попал в агентство наружной рекламы. Это почти как современный аутсорс с задачами в абсолютно разных сферах — от самой наружки до создания макетов сайтов и веб-продуктов. Задержался ненадолго, потому что мне не понравился формат работы: ты как бы занимаешься дизайном, но параллельно решаешь кучу других задач, не связанных с твоим делом напрямую.
В 20 лет меня позвали в веб-студию по разработке сайтов для малого и среднего бизнеса. Там был достаточно узкий фокус — создание макетов и прототипов для представления бренда, увеличения продаж и повышения лояльности клиентов. Это помогло мне по-настоящему углубиться в профессию: я изучал разные модульные сетки и фреймворки типа Bootstrap, читать западные исследования от компаний вроде Nielsen Norman. А еще было полезно общение с frontend-разработчиками, которые объясняли, как они «приземляют» конкретные идеи по дизайну в продукте. Это важно для того, чтобы не создавать проекты, которые очень сложно воплощать в жизнь.
Вот — 3 основные книги, которые помогли мне стать UX/UI-дизайнером:
- «100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание», Сьюзан Уэйншенк
- «Дизайн привычных вещей», Дональд А. Норман
- «User Friendly: How the Hidden Rules of Design are Changing the Way We Live, Work & Play», Cliff Kuang, Robert Fabricant

«Для первого исследования я просто составил список вопросов и пошел по Алматы»
Следующий этап моей карьеры — стартап. В 22 года в первый раз в жизни я вышел за пределы конвейерной разработки с четкими целями и сроками. Стояла достаточно абстрактная задача — собрать продукт, купонный сервис, и понять, как мы можем зарабатывать в Казахстане. Никаких четких ролей и зон ответственности — каждый сотрудник может предлагать и брать на себя то, что ему нравится.
Стартапу предстояло разобраться с определением своей ЦА и конкретной потребностью, которую он мог бы закрывать. В таких условиях я начал изучать тему UX-исследований и циклов продуктовой разработки. Когда начитался литературы, пошел к СЕО и предложил провести первые опросы и интервью.
Это было максимально плоско и топорно: я составил список вопросов и пошел по Алматы, чтобы опрашивать людей из разных социальных групп. За пару дней собрал вполне прикладные результаты об ожиданиях от ключевых конкурентов, возрасте и финансовом положении нашей ЦА, желаемом сервисе. Выяснил, например, что людям не хватает продукта на казахском языке.

После этого мне первый раз дали бюджеты под исследования. Было еще несколько этапов опросов, анализа конкурентов, работы с фокус-группами и 5-секундных тестов. Это один из базовых методов, когда ты показываешь пользователю интерфейс на 5 секунд, потом закрываешь и просишь его назвать самые яркие и запоминающиеся элементы макета. Тест помогает определить самые сильные стороны дизайна.
Первые в жизни исследования помогли исправить некоторые косяки в ранних версиях продукта. Например, благодаря работе с аналитикой удалось найти слабое место нашего сайта — оказалось, что людям было тяжело оформить покупку и они исчезали с брошенной корзиной. Мы это исправили. А затем мне предложили перейти в другой стартап — SmartLab — и продолжить там заниматься исследованиями.
Вот 3 книги, которые помогли мне углубиться в теме исследований и продуктового дизайна:
- «Когда кофе и капуста конкуренты», Алан Клемент
- Laws of UX, Jon Yablonski
- Task Analysis: How to Develop an Understanding of Work, Jack Stuster
«Переход от роли исполнителя к руководителю — это стресс»
После успешного собеседования в SmartLab я на полтора года оказался в «Сбере» — компания отправила меня в штат банка-партнера, чтобы помочь с некоторыми вещами в дизайне.
Я пришел туда как UX/UI-дизайнер. Но после старта мне впервые в карьере доверили позицию лида и обязанности менеджера, например, формирование команды и проведение встреч с product owner и business owner. В процессе узнал про собственный отдел исследований в банке — и стал им помогать с формированием запросов. За полтора года на новой роли руководителя я и моя команда смогли сделать корпоративный сайт, несколько небанковских продуктов и интерактивные презентации для B2B, а также проект системы автоматизированного рабочего места менеджера.

Процесс перехода из исполнителя в руководители был тяжелым. Помимо того, что нужно справиться со стрессом, тебе предстоит переучиться и перестать все делать своими руками.
Вот книги, которые помогли мне справиться с этой задачей:
- «Rework: бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон;
- Org Design for Design Orgs: Building and Managing In-House Design Teams, Кристин Скиннер и Питер Мерхольц;
- Liftoff!: Practical Design Leadership to Elevate Your Team, Your Organization, and You, Chris Avore & Russ Unger.
«Я прошел собеседование в EPAM, но чуть не отказался от работы из-за синдрома самозванца»
Спустя полтора года я вернулся в SmartLab, куда устраивался изначально. Помимо заказной разработки для Колдау, Самрук Казына, Казпочты, Орбиса и т.д, мы делали стартап IVC Box. Он попал в десятку лучших в Startup Bootcamp в Австралии.

А потом началась пандемия коронавируса и все перешли на удаленку. Мне стало совсем грустно без живого общения с коллегами, поэтому я завел телеграм-канал про UX-дизайн. Делился историями из жизни, полезными лайфхаками, позже начал «пилить» мемы и размещать вакансии. И как-то за несколько месяцев собрал аудиторию в 3 тысячи человек (на данный момент в телеграм-канале Богдана больше 6,8 тысяч подписчиков — прим. Digital Business). Завязался нетворкинг — так я познакомился с ребятами из крутых ИТ-компаний вроде EPAM. И сам попросил «зарефералить» меня туда.
Собес в EPAM прошел успешно — только вместо позиции лида мне предложили должность сеньора. Но тут сработал синдром самозванца: почему-то я посчитал, что недостоин этой работы, боялся контактов с иностранными заказчиками из-за слабого английского. И даже отказывался от работы поначалу. Спасибо друзьям и близким, которые все-таки убедили попробовать. Грейд руководителя, кстати, я вернул всего за полгода — и стал Lead Experience Designer в EPAM Kazakhstan. А в 2022 году я снова сменил место работы и стал Head of Product Design в компании, название которой не могу раскрывать из-за NDA.

«Не перекладывайте ответственность на кого-то и учитесь сами»
Какие советы я могу дать тем, кто только начинает свой путь в дизайне и в ИТ в целом?
Первое — не верьте тому, что вам рассказывают крупные образовательные компании. Они говорят про низкий порог входа в профессию. Про то, что человек без какой-либо подготовки и понимания сферы может стать профессионалом всего за 3 месяца — и со старта зарабатывать по $2 тысячи. Это не так.

Второе — не перекладывайте ответственность на кого-то, а учитесь сами. Ищите информацию, гуглите на английском — профессиональной литературы, бесплатных онлайн-тренингов и прочих полезностей предостаточно. Если нет такой возможности, ищите стажировки при ИТ-компаниях. Благо такие в Казахстане есть.
Третье — когда вы получите теоретическую базу и почувствуете силы, устраивайтесь в агентства или в аутсорс-компании. Это отличный опыт работы на конвейере и в разных сферах деятельности. Так вы сможете быстро развить насмотренность и набить много шишек, а еще получите полезные знания, которые не связаны с вашей специальностью напрямую. Но это вовсе не обязательная часть карьеры — я знаю примеры, когда стажеры сразу попадают в продуктовые ИТ-компании.

Четвертое — не цепляйтесь за высшее образование как за что-то обязательное. Я со своим средне-специальным чувствую себя отлично — и смог пройти путь от дизайнера до руководителя отдела исследований только за счет самообразования. Но если хотите работать в западных компаниях, «вышка» все-таки понадобится. Например, некоторые требуют от исследователя образование психолога или хотя бы подтверждение успешного прохождения каких-то курсов.
Пятое — не бойтесь и пробуйте. Все получится, если вы действительно этого хотите и умеете учиться и работать.