«Спросите себя: «В какой момент я превратился в ходячего мертвеца?» Психолог о том, как спастись от эмоционального выгорания на работе

Дата публикации: 02.11.2022, 13:05
Саулентай Талгаткызы

Саулентай Талгаткызы

В прошлый раз мы говорили с психологом Беком Жолдыбаем о том, как бороться со стрессами. Если не прорабатывать стрессовые ситуации, то вскоре можно обнаружить у себя синдром эмоционального выгорания. Это психологическое расстройство характеризуется постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в любую деятельность и нарастанием усталости (умственной и физической). Все это сказывается на эффективности и продуктивности.

К сожалению, сегодня все больше людей сталкиваются с эмоциональным выгоранием. И зачастую это связано с рабочими моментами: нездоровой атмосферой в коллективе, большой загрузкой по проекту, неадекватными дедлайнами и т.д. В материале для Digital Business психолог Саулентай Талгаткызы объясняет, насколько сильно айтишники подвержены этому синдрому, как понять, что вы на грани эмоционального выгорания и что делать для возвращения в нормальное состояние.

Наш эксперт

Саулентай Талгаткызы. Практикующий психолог, арт-терапевт. Работает с высокой тревожностью, кризисами в жизни и отношениях. Студент Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП). Член Московский ассоциации психологов-сексологов. До этого несколько лет работала в сфере ИТ: управляла данными в SQL и автоматизировала производство.

Саулентай Талгаткызы

Насколько айтишники подвержены эмоциональному выгоранию?

– Сложно делать разбивку по профессиям. Все зависит от личностных качеств человека. Есть люди, которые по своей природе привыкли отдавать больше, чем получают. К примеру, старшие дети в семье. Им достается меньше внимания, чем младшим, а эмоций они отдают столько же. И таких паттернов довольно много.

Еще важно учитывать тип нервной системы человека: она может быть активной или спокойной. Для первых характерен подвижный ритм жизни. Они привыкли все делать быстро, не могут «усидеть» на одном месте и легко адаптируются к различным изменениям. Однако корпеть над какими-то графиками, цифрами и тоннам информации не любят. Вторые – довольно флегматичные люди, способные годами заниматься монотонным трудом и не уставать. Четкие правила, графики, рамки – все это их успокаивает. А встреча с чем-то новым для таких ребят – тяжелое испытание, чреватое серьезным расфокусом.

Среди айтишников, на мой взгляд, больше людей со спокойным типом нервной системы. Чтобы выучиться на программиста, нужно иметь дело с прикладными науками, которые требует концентрации и усидчивости. Благодаря этому человек может заниматься монотонным трудом с творческим подходом.

Саулентай Талгаткызы

Казалось бы, люди со спокойным типом нервной системы в ИТ-индустрии должны быть менее подвержены появлению эмоционального выгорания. Однако на практике все иначе. Мы живем во времена культа идеи «достигаторства». Это модель поведения с жесткими установками, которые заставляют человека «наступать себе на горло» ради достижения материальных целей: купить крутую машину и квартиру в большом городе, постоянно летать на отдых в другие страны, развлекаться в дорогих клубах, помогать родственникам и так далее. Из-за этого «достигаторы» перестают осознавать собственную ценность в процессе работы и ради достижения цели отдают больше эмоций, чем потом получают от ее выполнения. Это впоследствии приводит к эмоциональному выгоранию.

Айтишники серьезно подвержены культу «достигаторства». Видя «успешный успех», они стремятся приблизиться к такому же уровню жизни. Но в силу типа нервной системы им тяжело быстро адаптироваться к подобному ритму. Пытаясь делать то, что для них не характерно, люди начинают сталкиваться со стрессами, что затем приводит к эмоциональному выгоранию.

Как понять, что я приближаюсь к эмоциональному выгоранию?

– Есть несколько признаков, которые позволяют не только понять, насколько вы близки к выгоранию, но и оценить свое эмоциональное состояние:

1. Снижение уровня восхищения и наслаждения работой. Если вы приходите в офис и начинаете задумываться: «На своем ли я месте? Мое ли это призвание?», то это первый «звоночек». Важно получать кайф от того, чем занимаешься. А если все становится в тягость, а работа выполняется на автопилоте, значит, что-то идет не так.

2. Саботаж работы. Постоянные опоздания, отмена встреч, откладывание всех дел на потом сигнализируют о том, что ситуация ухудшается.

3. Злость и раздражение. На этом этапе уже ничего не хочется делать ни за какие деньги. Разговоры о проекте вызывают агрессию. Начинаются нервные срывы на коллег, клиентов, пользователей. Это уже предел.

4. Апатичное состояние. После эмоционального взрыва происходит упадок сил. Специалисты называют такое состояние «пеплом после фейерверка». Пропадает всякое желание что-либо делать и с кем-либо контактировать, даже самыми близкими людьми. Происходит постепенное погружение в депрессию.

5. Проблемы со здоровьем. Тело очень четко реагирует на то, что происходит в голове. Если появились проблемы со сном (бессонница или повышенная сонливость), обострилась аллергия, возникла резкая тяга к курению или сладкому, то вы на пике выгорания.

Часто эмоциональное выгорание приводит людей к смене работы, а иногда и профессии. Из-за накопленной усталости человек начинает думать, что в гробу он видал все это и просто хочет отдохнуть.

Что делать для возвращения в нормальное состояние?

Задать себе несколько важных вопросов, которые помогут разобраться в чувствах и вернуть внутреннюю гармонию.

Человек выгорает из-за того, что отдает больше эмоций, чем получает. То есть, нет удовлетворения собственных эмоциональных потребностей. И тут важно обратить внимание, где вы конкретно не получаете эмоций (на работе или дома), а куда направляете больше, чем следовало. Потом спросите у себя: почему я кому-то помогаю в ущерб себе?

Не накапливать в себе раздражение.

Это довольно характерно для айтишников. Ребята с утра до вечера, а иногда и сутками, сидят за компьютером и пытаются абстрагироваться от внешнего мира, чтобы выполнить поставленную задачу. Все негодование, которое накапливается в процессе, они держат в себе. Вступать в какой-то контакт с другими, а тем более конфликт, даже ради отстаивания собственных интересов, они не хотят. Им проще притвориться «мертвым», чтобы их никто не трогал.

Такая тактика чревата плохими последствиями. Рано или поздно негативные эмоции накопятся и произойдет неконтролируемый выброс агрессии. Конфликты (не скандалы с применением насилия) улучшают отношения: и рабочие, и партнерские, и детско-родительские. Если вы постоянно этого избегаете, то задумайтесь, почему вам проще все игнорировать, чем защитить себя. В какой момент вы превратились в «ходячего мертвеца» и добровольно закрылись от окружающих? Это будет движением в правильном направлении.

Как руководитель может предотвратить эмоциональное выгорание у подчиненного?

Саулентай Талгаткызы

Приведу пример из собственной практики во время работы в ИТ. У меня был прекрасный начальник отдела – Маматова Евгения Васильевна. Мы ее ласково называли «Мамой». Во-первых, из-за фамилии. Во-вторых, она заботилась о нас, как о родных детях. Никогда не повышала голос, даже когда происходили серьезные косяки. Ты опоздал на работу из-за того, что проспал, а она тебя спокойно отправляет домой выспаться. И все равно, что дедлайны горят. Никакой паники. «Мы справимся, а тебе нужно отдохнуть», – говорит Евгения Васильевна. Такая забота создавала на работе комфортную атмосферу. Ты не шел туда, как на каторгу.

У нее получалось находить подходы к любому сотруднику. А в отделе – 31 человек (28 парней и 3 девушки). Да все с разными характерами. В чем секрет? Евгения Васильевна – эмоционально зрелый человек, который умеет о себе заботиться.

Мой совет менеджерам: научитесь отдыхать и быть в гармонии с собой. Когда руководитель в истощенном состоянии, у него есть большой соблазн сорваться на работников, чтобы самоутвердиться за их счет. Так делать нельзя. У сотрудников в таком случае появляется дополнительная причина угодить в эмоциональное выгорание. Важно следить за собственным психологическим здоровьем, чтобы не создавать дополнительных стрессов для окружающих.

Наш эксперт

Саулентай Талгаткызы. Практикующий психолог, арт-терапевт. Работает с высокой тревожностью, кризисами в жизни и отношениях. Студент Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП). Член Московский ассоциации психологов-сексологов. До этого несколько лет работала в сфере ИТ: управляла данными в SQL и автоматизировала производство.

Саулентай Талгаткызы