Почему компаниям важно строить цифровые экосистемы. Опыт Technodom, Beeline Казахстан и Chocofamily

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 13.10.2022, 13:10
Цифровые экосистемы

Фото: Astana Hub

Создание супераппа или некоего агрегатора различных платформ – цель многих больших корпораций, ведь за место в телефоне пользователя сейчас идет борьба. Люди хотят получать качественный сервис максимально быстро – и это важно. Компаниям нужно это учитывать при построении долгосрочных бизнес-стратегий.

Владельцы и руководители крупных компаний из Казахстана на форуме Digital Bridge-2022 рассказали, зачем им нужна цифровая экосистема, как они ее строили и какой профит уже получили от внедрения.

«В списке компаний с самой большой капитализацией в мире 8 корпораций из первой десятки строят свою экосистему»

Эдуард Ким, основатель и владелец сети магазинов Technodom:

– У нас есть свое видение развития цифрового бизнеса в Казахстане. Понимаем, какой тренд сейчас идет в мире. Если посмотреть на глобальный список компаний с самой большой капитализацией, то в первой десятке будет 8 корпораций, которые строят свою экосистему.

Как видим цифровую экосистему мы? Это бесшовная среда, где представлены собственные и партнерские сервисы. В центре в качестве драйвера – Technodom.

На данный момент у нас порядка 80 магазинов, более 200 пунктов выдачи заказов. Ежедневно через сайт Technodom проходит порядка 150 тысяч пользователей, еще около 50 тысяч – через мобильное приложение. Порядка 40-50 тысяч приходят в офлайн-магазины. Средняя посещаемость в месяц – 6,5-7 миллионов. За месяц продаем на $67 миллионов. В Казахстане мало компаний, которые генерируют такой оборот на собственных потоках.

Мы строим открытую экосистему, где Technodom будет создавать большую воронку. Хотим, чтобы в ней были представлены необходимые сервисы для повседневной жизни людей.

Два года назад начали создавать свои стартапы. В то время венчурное финансирование было развито слабо, для роста стартапов отсутствовала комфортная среда. Поэтому финансировали их сами. Выбрали 4 проекта, на основе которых решили развивать экосистему: маркетплейс Airba Marketplace, платежная система Airba Pay, логистическая платформа Airba Fulfillment и сервис доставки еды Airba Fresh.

Airba Marketplace – фундамент, на котором все строим. Airba Pay – наш финтех. Пользователю и бизнесу важно, чтобы транзакции проходили быстро. Для этого нужно обрасти «сосудами», по которым будут ходить деньги. Создали цифровую платформу, где уже работаем с 7 банками. Они могут быстро выдавать людям потребительские кредиты, проводить другие финансовые операции. Сначала был скепсис, но потом в банках поняли, что мы предоставляем им возможность быстро оцифровать процессы и напрямую работать с клиентами, выстраивая с ними долгосрочные отношения. Сейчас Airba Pay может кредитовать. В будущем хотим превратить проект в платежную систему. А если понадобится, то и в цифровой банк.

Эдуард Ким

Эдуард Ким. Фото: voxpopuli.kz

Airba Fulfillment – важный элемент экосистемы. Сегодня покупателю мало предоставить хороший ассортимент по выгодным ценам. Если компания не сможет организовать быструю и качественную доставку, то у нее нет шансов выжить в конкурентной борьбе. Мы обладаем большой сетью складов: общая площадь порядка 50 тысяч «квадратов» в трех городах. Еще нам выделили землю в Алматинской области, где хотим поставить склады на 200 тысяч «квадратов», как у Amazon. Такие огромные склады нужны, чтобы держать порядка 2 миллионов единиц товара. Это позволяет нам доставлять заказы уже на следующий день.

Airba Fresh – уникальный проект с несколько другой бизнес-моделью и алгоритмами, чем у похожих платформ. Хотим напрямую работать с фермерами. Открываем в Алматинской области пункт приема сельхозпродукции (площадью порядка 20-30 тысяч «квадратов»). Там будем все сортировать, маркировать, упаковывать и продавать через платформу. Кроме нас между производителями и клиентами больше никого не будет. Отсутствие перекупщиков даст фермерам дополнительный заработок. Потребитель в свою очередь получит свежую продукцию по справедливой цене.

Всех, кто создает платформы и сервисы, где на первом месте customer service, приглашаем в свою экосистему.

«Мы стремимся быть цифровыми не только для клиентов, но и внутри компании»

Евгений Настрадин, главный исполнительный директор Beeline Казахстан

– Beeline Казахстан – оператор №1 в стране по количеству клиентов (более 10 миллионов). В компании работает больше 5 тысяч человек, из них 650 – ИТ-команда. Написаны миллионы строк кода. И это казахстанский код. Все наши айтишники – местные ребята.

Некоторое время назад начали заниматься развитием собственных цифровых продуктов. Приложение «Мой Beeline» – уже не совсем приложение для самообслуживания. У нас появилась цифровая телевизионная платформ BeeTV, необанк Simply, онлайн-плеер Hitter.

Всего в разработке порядка 50 собственных продуктов для цифровизации внутренних процессов. Мы стремимся быть цифровыми не только для клиентов, но и внутри компании. Двигаемся в этом направлении быстро. Еще четыре года назад в ИТ-ландшафте Beeline Казахстан было порядка 200 различных вендорских платформ. За каждую платформу платили в валюте за рубеж.

Евгений Настрадин. Фото: Beeline Казахстан

Приведу пример. В 2018 году «Мой Beeline» был полностью вендорским. Покупали его, как делает большинство мобильных операторов в мире. Но что такое чужое приложение? Релизы один раз в 6-9 месяцев, сотни тысяч долларов за каждый взмах руки. Это не устраивает ни пользователей, ни сотрудников.

В начале 2019 года сделали наше приложение своими силами. Интегрировали в него другие сервисы. Появилась возможность переводить деньги, платить за коммунальные услуги, оплачивать проезд в общественном транспорте. Добавили фильмы, музыку. Получилась полноценная life style витрина, которая подстраивается под интересы пользователя. Теперь мы находимся рядом с клиентами и понимаем, что им необходимо.

В июне прошлого года запустили цифровой кошелек Simply. Это приложение также разработано нашими коллегами in house. От начала разработки до запуска прошло всего 4 месяца. Причем не задействуем в нем банки: бесплатно выпускаем платежные премиальные карты от своего имени. Есть договор с одной платежной системой. Работаем, чтобы появились другие. За год приложение скачали больше 1 миллиона человек. Не все выпускают карточки и остаются пользователями. Но пока есть скачивания, можно говорить, что банковских и финтех решений на рынке недостаточно. Значит, нам есть, что предлагать клиентам.

Экосистему строим по платформенному принципу. Если говорить про направления, которыми сейчас занимаемся, то в сегменте В2В уходим от простых продаж сим-карт корпорациям. Начинаем предоставлять им такие решения, как cloud интернет-вещей, кибербезопасность, автоматизация и так далее. Для В2С меняем модель с продажи гигабайт в сторону поставки контента. Если посмотреть на нашу тарифную линейку, то вы увидите, что в стоимость тарифа включаем или музыку, или фильмы, или дополнительный кэшбэк в Simply.

«Движемся в сторону сервиса-провайдера для других крутых игроков»

Рамиль Мухоряпов, основатель и председатель наблюдательного совета холдинга Chocofamily

– Находимся в процессе переосмысления слова «экосистема». Раньше казалось, что если у нас есть много сервисов, то мы – экосистема. Сейчас понимаем, что тут история не просто про набор сервисов. Нынешний Choco можно назвать холдингом, «портфелем», но не экосистемой.

Количество сервисов не определяет силу и мощь экосистемы. Возьмем для примера природу. Есть ледник, от него течет река. Рядом растут растения, где появляются жучки, паучки, пчелки. Между всеми этими элементами имеется взаимосвязь. Нет ничего лишнего. Также должна выглядеть цифровая экосистема.

Необходимо хорошо подумать, что оказывает на систему ключевое влияние, как ледник в примере выше. А что мешает и ничего не добавляет кроме лишних движений, суеты и потери времени. Мы находимся в этом переосмыслении.

С точки зрения результата, стоимости и качества у нас хорошо получается делать доставку: еды из ресторанов, для В2В, сервис «Рядом». Наши дарксторы одни из немногих в мире, которые могут похвастаться прибыльностью. Мы эту историю масштабируем. А вот с сервисом iDoctor другая история. Хотя он классный: 400 тысяч уникальных пользователей в месяц, 56 тысяч докторов, 30-40 тысяч записей в клиники ежемесячно. Однако он не вписывается в концепцию по строительству экосистемы. Мы готовы его продать, потому что для кого-то iDoctor может стать крутым дополнением.

Не ставим перед собой задачу быть самой большой компанией с точки зрения размеров и количества сервисов. Стремимся быть маленькой, но при этом самодостаточной, сильной, законченной и реально полезной другим экосистемой.

Сделали недавно пилот с Kaspi.kz, где теперь представлен Chocofood. Хотя на каком-то этапе считали, что экосистемы конкурентов враги и нам нужно с ними драться. Если бы у меня 2 года назад спросили, будем ли мы партнериться с Kaspi, ответил бы «нет».

Рамиль Мухоряпов

Рамиль Мухоряпов. Фото: hommes.kz

Сейчас думаю, а почему вообще тогда так считал? Если ты делаешь круто, и кто-то другой делает круто, то почему не объединить усилия? У банковских экосистем есть очевидно сильные вещи. Чтобы расти, в таком случае и нам нужно становиться банком. Такие мысли в определенный период были. Но зачем начинать с ними конкурировать? Лучше стать сервис-провайдером для ряда других крутых игроков. Мы движемся в эту сторону.

После того, как 3,5 месяца провели с командой в США, поняли, что хотим строить международную экосистему. Хотя эта история слабо масштабируется. Ты должен думать, чем можешь быть полезен в других странах, какие сервисы будут нужны именно там. Но выходить за пределы местного рынка важно.

Хочу дать совет. Каждому, кто планирует создавать экосистему, нужно понимать, какие сервисы ему полезны, а какие нафиг не сдались, потому что не добавляют ценности для пользователя или вовсе несут вред.