Ануар Лензат, CEO в MOST Business Incubator, поделился на своей странице в Facebook впечатлениями от визита в Кремниевую долину и мыслями по развитию ИТ-сферы в Казахстане, на которые натолкнула поездка. По мнению редакции Digital Business, в посте – много актуальных тезисов. Публикуем его с разрешения Ануара с небольшой редактурой.
1. Being toxic is not good. Основа основ – soft skills, без них нет смысла что-то делать ни стартапам, ни инвесторам. Американцы в этом – асы, надо учиться и нам. Быть добрее, позитивнее, счастливее.
2. Думаю, государство должно отказываться от грантовых программ для стартапов. Лучше уж дать государственные или квазигосударственные контракты на проекты-челленджи. Представим ситуацию, что все гос- и квазигосструктуры передают свои боли стартапам, а те их решают. Мне кажется, что подходы в финансировании нужно изменить, сделать более бизнесовыми. Ну, а если «вертолетно» раздавать деньги, то только приучая стартапы к риску — забирая доли, опционы и т.д.
3. Нужно развивать вузовские инкубаторы. В начале воронки стартапов в Кремниевой долине – вузы. Каждый университет в Калифорнии генерирует около 3 тысяч стартапов в год. У нас же они почти ничего не генерируют, отсюда и маленькая критическая масса. Важно дать мотивацию менеджерам инкубаторов — открывать отдельные от вузов юрлица. Именно менеджеры должны быть драйверами. Их нужно обучать, наставлять, отправлять в зарубежные поездки. Ну и давать возможность заработать, как в бизнесе, а не жить на одну зарплату вузовского сотрудника.
4. Исходя из предыдущего тезиса думаю, что пока мы не научим работать менеджеров, то мало смысла в финансировании региональных инкубаторов. Одно дело — проводить программы инкубации, другое — создавать устойчивый бизнес, который бы работал и без госпомощи. Забрасывать деньгами ребят, которые не понимают толком, что такое стартапы, не вижу смысла.
5. Нормальная стартап-экосистема должна состоять из стартапов, ангелов, фондов, государственного и корпоративного секторов. Получается, что у нас неполноценная экосистема — это создает сложность для экзитов, инвесторов. Раз мы не можем достучаться до условных КТЖ, нефтесервисных компаний и «Казахтелекомов», то нужно стучаться в условные IKEA, Mitsubishi и другие корпорации. Предстоит упорная и долгая работа с ними, и, может быть, после международных кейсов, и наши корпорации проснутся.
Почему акцент на B2B, корпорации? Да, «единорогов» в B2B меньше, чем в B2C, но больше шансов выжить на больших рынках командам с меньшим burn rate. А цена привлечения клиентов в B2C постоянно растет (при этом я никак не хочу принизить В2С стартапы).
6. Нужно ежегодно проводить количественные и качественные исследования стартап-экосистемы Казахстана. Чтобы понимать ситуацию, слышать потребности, знать возможности. Видеть изменения. Чтобы поддержка стартап-экосистемы не велась по принципу «вилами по воде».
7. Правила игры и культура в отношениях между инкубатором/акселератором и стартапом должны меняться. Only business, no more еркелету. Стартап должен либо показывать ежемесячный рост, либо кануть в Лету.
8. В США в тренде вертикали, которые у нас не sexy — например, ESG/SDG/Health Tech. До нас, думаю, это скоро дойдет. Такие вертикали с большей вероятностью «дизраптят» рынок, что очень привлекательно для венчура.
Решая сложные задачи, стартап увеличивает свои шансы выжить. Solve really risky problems.
9. Мы никому не интересны и не нужны. Все, кто говорят иначе — врут. Поэтому важно выстраивать правильную PR-стратегию. Но без выполнения предыдущих пунктов в этом мало смысла. Казахстанскому венчурному инвестору тяжело заходить в крутые сделки с иностранными игроками. Какую ценность может дать no-name инвестор из пока еще no-name (в мире венчура и стартапов) Казахстана глобальному венчуру? Поэтому важно выстраивать правильный имидж, доносить ценности нашего рынка. Дать понять, что мы не просто про деньги, мы про правильные деньги.
10. Казахское комьюнити в Штатах должно кем-то модерироваться. В США очень много стартап-кланов — индусы, китайцы, евреи и т.д. Они все помогают друг другу, делятся сделками, стартапами, дают возможность заработать друг другу. Так должно быть и с нами. Мысль об объединении Центральноазиатских сообществ правильная, несмотря на сегодняшние недопонимания и конфликты.
11. Индусы и китайцы берут бизнес-модели из США, везут их в свои страны и реализуют. Условно, создать Amazon в Индии легче, чем в США. Но в Индии и Китае – большой объем внутреннего рынка. У нас так не сработает. Но мы можем брать бизнес-модели из США и реализовывать их на других рынках.
12. Мораль «басни»:
И сразу отвечу на вопрос: «А где ты раньше был, умник?» Да, надо было съездить в США намного раньше. :)