Тимур Турлов: «Часто лучшие стартапы – те, которые не взяли инвестора, а делают все силами основателей»

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 22.09.2022, 10:52
Тимур Турлов

Фото: Скриншот с YouTube-канала MOST Startup Media

Основатель и главный исполнительный директор Freedom Holding Тимур Турлов рассказал в интервью YouTube-каналу MOST Startup Media о том, как холдинг работает с компаниями, в которых приобрел долю, почему рынок Казахстана нельзя считать маленьким, и какое единственное преимущество есть у стартапов перед большими корпорациями.

«Кейс, когда купили компанию, а оттуда все ушли, будет говорить о том, что мы совершили тотальную ошибку и сильно провалились»

– Мы не покупаем бизнес, а берем слаженную команду людей, которые имеют клиентскую базу и набор отношений. Вся магия завязана на команде. Понятно, есть какая-то доля рынка, но самое главное, чем ты себя можешь обогатить – люди, которых ты получил. Кейс, когда купили компанию, а оттуда все ушли, будет говорить о том, что мы совершили тотальную ошибку и сильно провалились.

Наша корпоративная культура построена на доверии и взаимопонимании. Для этого нужно много общаться. Нам важно объяснить людям, что мы хотим сделать. Убедить их в том, что это действительно круто. Мы не умеем диктовать, как правильно меняться, объединяться, подбирать сотрудников. Люди сами разберутся. Сделать за них нам не хватит компетенций, и с большой вероятностью мы все поломаем. Поэтому всегда говорим, что вместе точно сделаем больше, чем по отдельности.

Единственная синергия, которой доcтичь достаточно легко – сделать ребрендинг, попытаться добиться маркетингового эффекта и «приклеить бирку», что вот эта компания теперь часть нашей группы. Это дает больше доверия от части контрагентов.

Они могут сказать, что за нами большой холдинг, поэтому нам можно доверять. Все остальное – более сложно. Часто вижу кейсы (и у нас, и у многих конкурентов), что плюс, который мы дали, не всегда перевешивает минусы, которые компания получила в процессе синергии.

Попытки объединить культуры, особенно, если основатели компании получили хорошие чеки, заканчиваются экзистенциальным кризисом. Со стороны команды прикладываются колоссальные усилия, чтобы с нами разговаривать на одном языке, притираться к нашим процессам, требованиям, амбициям. А основатель сидит и думает: «Блин, я же богатый человек, нахрен мне все это нужно? Разбирайтесь сами со своим добром. Я хочу свободы, пива и девчонок».

Поэтому идем вперед очень медленно. Часто получается так, что компания может быть рядом с нами с абсолютно независимым менеджментом, брендингом и почти нулевыми интеграциями. Просто пытается быть где-то в нашей орбите.

Тимур Турлов

Так происходит, потому что мы пытаемся потратить больше времени, чтобы начать друг другу доверять, познакомиться чуть лучше. Иногда этот период может затянуться на несколько лет, потому что холдингу не хватает фокуса, и мы рассредоточиваем внимание на разные проблемы. Но время помогает людям почувствовать себя в большей безопасности. Они видят, что мы не пришли и всех поувольняли, а просто наблюдаем. А потом внезапно появляется какая-то клевая идея, и ты думаешь: «Вот, мы тут продукт раскатываем, кажется, он может быть очень востребованным». И если у ребят получилось что-то вместе раскатать, потом интеграция начинает идти сильно лучше.

О лучших стартапах

– Зачастую самые лучшие стартапы – это те, которые не взяли никакого инвестора и делают все силами основателей. Если вы справились и смогли построить партнерство, базируясь не на привлечении капитала, а на чем-то другом, то это очень хорошая история. А когда ребята уже семь лет делают стартап и вся команда занята тем, чтобы поднять следующий раунд инвестиций, который становится главным смыслом жизни… Сделать красивый Pitch Deck и поднять побольше денег… А бизнес уходит в фоновой режим.

Все-таки ты должен бороться, прежде всего, за свой бизнес, а не только за то, как его продать.

«Когда идет разброс внимания на разные географии и часовые пояса, то качество execution падает драматически»

Есть какая-то байка о том, что Казахстан – маленький рынок, поэтому надо сразу что-то делать на мир, потому что здесь не разбогатеете. Да нефига. Можно тут заработать $20 миллиардов? Акционеры Kaspi Bank как-то получили такую капитализацию. А ведь это тоже был когда-то банковский стартап, пусть и немножко другим. Но $20 миллиардов – это много.

Тимур Турлов

Можно заработать сильно меньше, чего все равно хватит для полного счастья. Поэтому в Казахстане можно сделать достаточно много разных историй.

Хочу сказать, что самая большая ошибка в масштабировании – когда ты не «допинал» свой продукт на домашнем рынке, но говоришь о каком-то трекшене в Казахстане, что здесь растешь, запустился в Малайзии, выходишь в Сингапур, США и будешь расти гораздо быстрее. Ребята, так вы точно загнетесь. Если нет потолка, в который уперлись с точки зрения продукта, а сам он не допилен, или вы не добились успеха на домашнем рынке либо вообще на нем не присутствуете, то строить стартап в Сан-Франциско… Единственный ключевой ресурс, которые есть в начале – управленческая команда. Но этих людей у тебя мало, потому что в маленькой компании это ты и твои два друга, с которыми что-то делаете. И когда идет разброс внимания на разные географии, часовые пояса, города, то качество execution падает так драматически, что нигде уже ничего хорошего, скорее всего, не получится.

Главное конкурентное преимущество – это фокус на продукте. Вот его нет у крупных корпораций. Поэтому зачастую маленький стартап может сделать конкретный продукт быстрее, чем огромный банк, у которого больше людей, денег, репутация, куча партнеров и консультантов и кого угодно. Он не может сделать продукт, который вы за два месяца легко собираете.

Фокус – ключевое конкурентное преимущество, которое есть у любого стартапа. Если вы его потеряете, то точно проиграете, потому что все остальное у вас точно хуже. Не потеряйте единственное, что у вас есть, ведь этого может хватить, чтобы победить кого угодно.