Что делать, если на рынке дефицит готовых ИТ-кадров: опыт EPAM в Казахстане

Сегодня ИТ-отрасли почти в любой стране не хватает кадров. В Казахстане компании тоже испытывают дефицит. Релокация в страну известных международных ИТ-брендов только усиливает борьбу за специалистов. Что делать, чтобы нехватка разработчиков не стала тормозом для бизнеса?

По мнению редакции Digital Business, как минимум, стоит присмотреться к практике EPAM. Эта международная компания уже много лет ведет системную работу с вузами. Чтобы управлять притоком специалистов в свою команду и их уровнем. А также развивает внутренние программы обучения и повышения компетенций сотрудников. Подробнее об этом Digital Business расспросил руководителей по рекрутингу и обучению EPAM в Казахстане.

«Джуны» приходят через тренинг-центр

В трех городах Казахстана — Алматы, Караганде и Астане — работает тренинг-центр EPAM, где можно бесплатно пройти обучение по ИТ-специальностям. Причем тренинг-центр ориентируется на самый базовый уровень знаний, а слушателям, которые успешно проходят тренинги и дополнительные собеседования, компания предлагает трудоустройство на позиции junior-специалистов.

То есть тренинг-центр EPAM, по сути, является точкой входа в компанию для студентов старших курсов и специалистов, которые хотят сменить профессию.

Асем Дауекова, менеджер RD Lab EPAM Kazakhstan, объясняет схему работы этой образовательной организации:

У нас есть два решающих критерия отбора в тренинг-центр: наличие технических hard skills и владение английским языком — желательно от уровня Intermediate. Первый этап обучения — это внешний тренинг, который длится около двух месяцев. Затем мы делаем отбор лучших кандидатов во внутреннюю лабораторию, где уже проводим более углубленное обучение на протяжении 2-3 месяцев. Уникальность этого обучения в том, что преподавателями являются наши сотрудники. И после успешного завершения обучения в тренинг центре мы трудоустраиваем лучших выпускников к себе в компанию.

За все время существования тренинг-центра было обучено около 4 тысяч человек. Из них 11% трудоустроено в EPAM, а большинство остальных выпускников успешно находят места в других компаниях.

Охота за студентами

По наблюдениям тренинг-центра, у выпускников технических вузов уровень знаний выше, чем у тех людей, кто просто хочет «войти в ИТ» и только прошел тренинговые курсы. Асем Дауекова объясняет это тем, что университет дает основательную теоретическую базу на протяжении нескольких лет, а на курсах обучение длится несколько месяцев. Поэтому студенты вузов —  один из основных источников для набора будущих сотрудников EPAM. Например, только в 2022 году обучение в тренинг-центре прошли более 550 студентов.

Компания присматривается к студентам еще во время учебы в университетах: тренинг-центр EPAM сотрудничает с Международным университетом информационных технологий, Satbayev University, Университетом имени Сулеймана Демиреля, Казахстанско-Британским техническим университетом и Astana IT University. А в Карагандинском государственном техническом университете с 2011 года действует совместная с EPAM лаборатория, которую компания полностью оснастила и проводит здесь свои тренинги и воркшопы.

Асем Дауекова рассказывает о связи EPAM c университетами:

Мы постоянно на связи с вузами, участвуем в мероприятиях — хакатонах, ярмарках вакансий, проводим всевозможные вебинары и офлайн мероприятия. Мы предлагаем свою экспертизу по различным ИТ-дисциплинам. И вузы видят последние тренды в обучении и стараются в соответствии с этим менять свои учебные программы.

При этом EPAM интересуют не только выпускники, но и студенты 1-2 курса. Для них специалисты ИТ-компании тоже проводят тренинги и рассказывают о своем тренинг-центре, чтобы с самых ранних курсов молодые люди могли планировать, в каком направлении ИТ им развиваться.

Тренинг хорошо, но учеба через работу лучше

Для обучения сотрудников в EPAM выстроена экосистема. Но это не только формальное обучение, когда ты проходишь программу и в конце получаешь сертификат, отмечает Элеонора Мунш, руководитель L&D EPAM в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Армении и Грузии:

Элеонора Мунш

Есть такой термин — Life-long learning. И любой специалист, особенно в ИТ, учится на протяжении всей своей жизни, учится всегда и везде. Внутренняя система EPAM направлена на софт, хард, лидерские и языковые навыки. При этом наша система обучения построена как на собственных разработках (тренингах и программах), так и на внешних платформах (LIL, O’Reilly и т.д.) Результатом активности наших сотрудников в обучении на платформе LinkedIn Learning стала награда Best Culture of Learning Talent в 2021 году.

В learning-экосистеме EPAM знания, полученные на обучающих программах, тренингах, воркшопах, сотрудники могут закреплять на практике — либо в рабочих проектах, либо выполняя социально-значимые проекты в рамках КСО-активности компании.

По словам Элеоноры Мунш, 10% занимает формальное обучение, 20% — менторинг,  дискуссии с коллегами, гуглинг или вопросы, адресованные экспертам, и наконец, 70% —  обучение в процессе работы. Сотрудники могут задать свои вопросы коллегам в профессиональных сообществах EPAM. Например, человек из Казахстана может описать проблему, а ответ получит от компетентного разработчика из Латинской Америки.

Значительную часть занимают менторские программы. Обучение через наставничество, когда более опытные коллеги делятся своими знаниями с другими.

И, конечно, в EPAM много внутренних тренингов по soft skills:

Любой инженер не находится в вакууме, он все равно работает в команде, должен коммуницировать с коллегами или с клиентом. У кого-то soft skills изначально находятся на более высоком уровне, а кому-то их нужно подтянуть. Кроме того, нам, как глобальной компании, очень важно, чтобы у каждого сотрудника сложилась правильная картина в целом о компании и ее внутренней культуре.

Карьерный рост — лучшая мотивация для учебы

В EPAM существует четкое описание требований для каждого уровня специалистов. Люди, обладающие соответствующим опытом и знаниями, помогают индивидуально каждому из сотрудников определить, какие компетенции нужно прокачать для карьерного роста, а также помогают составить индивидуальный план обучения.

Есть и внутренний портал Level up, который позволяет сотрудникам ставить цели для роста и дает рекомендации по обучению. Об этом рассказывает Денис Поселённый, Head of People Team EPAM Kazakhstan & Kyrgyzstan.

Денис Поселённый

Сотрудник заходит в систему, и там показан твой уровень — например, Middle Java Developer. Ты ставишь цель — стать senior. И система подсказывает, какие тренинги необходимо пройти, чтобы по матрице компетенций достигнуть этого уровня.

Но повышение уровня не происходит автоматически. Сотрудник должен пройти через ассесмент с экспертами, чтобы действительно подтвердить, что он уже дорос до следующего уровня по софт и хард скиллам, умению решать сложные задачи, проблемные кейсы и т.д.

При этом направление для развития каждый сотрудник выбирает самостоятельно. Например, не каждый разработчик хочет расти до менеджера — он может продолжать развиваться именно в инжиниринге, углубляясь в технологические вещи.

Денис Поселённый отмечает, что возможность повышать свой уровень — это, конечно, основная мотивация для сотрудников в обучении, но не единственная. Дело в том, что в ИТ невозможно не учиться:

И дело не только в должности. Если ИТ-специалист не будет развиваться, то его скиллы будут устаревать, он будет становиться менее конкурентоспособным, чем другие ребята. Здесь невозможно стоять на месте, нельзя один раз научиться что-то делать и так работать всю жизнь. В ИТ все очень активно меняется.

Лучше проект на Github, чем список сертификатов в CV

При трудоустройстве в EPAM раздел с обучением в резюме тоже имеет значение при оценке кандидата, говорит Денис Поселённый.

Если мы видим большой список пройденных курсов, особенно тех, которые касаются нужной позиции, то это показывает способность и готовность человека развиваться, получать новые знания. И для нас это, безусловно, является плюсом.

Но при этом собеседник подчеркивает: сам по себе длинный список пройденных курсов и сертификатов из тренинговых центров не гарантирует трудоустройство. Так как для компании важно сочетание теоретических знаний и практического опыта в реальных проектах. И практика стоит в приоритете, так как необходимые сертификаты можно получить уже после трудоустройства в EPAM.

Если у разработчика есть хорошие примеры выполненных проектов и мы на техническом интервью видим, что специалист реально «скилловый», то нам не важны сертификаты. В ИТ можно знания получать разными путями. Например, от знакомых — если твой друг senior-разработчик, то он тебя отлично поменторит, но, конечно, никакого сертификата не даст. И поэтому реальные рабочие проекты в резюме являются огромным плюсом. На их основе мы уже можем сделать выводы, будем мы дальше сотрудничать с кандидатом или нет.
ИТ в КазахстанеВакансии в КазахстанеДенис ПоселённыйАсем Дауековаhard skillssoft skillsEPAMHRАлматыАстанаобразованиестудентыЭлеонора Мунш