Казахстанец Данияр Ерден живет в Канаде уже более 11 лет и сейчас занимает должность Senior Account Executive в стартапе-единороге OysterHR. На подкасте MOST он поделился рекомендациями для стартаперов, которые собираются ехать и покорять рынок США.
Почему не нужно бояться ехать в Америку
Данияр Ерден считает, что казахстанским стартаперам не нужно бояться поездок в Штаты — если есть уверенность, что идея «выстрелит» в США, то следует брать свои или инвесторские деньги и ехать.
Поэтому самый главный совет стартаперам от Данияра — преодолеть страх и просто брать и делать, тестировать гипотезы как можно быстрее.
Но при этом он говорит, что нужно четко понимать, зачем вы туда едете:
Как нанять людей в США
В первую очередь — обратиться к своим инвесторам, потому что одна из ценностей инвесторов — это нетворк. Возможно, у них в портфолио есть стартап, который уже это делал в США.
В плане хантинга есть две стратегии:
- Инхаус-рекрутинг, когда в штате есть свой рекрутер, который ищет подходящих людей.
- Использовать рекрутинговое агентство из США или Канады.
Кстати, в Канаде нанимать людей дешевле процентов на 40 — потому что канадский доллар слабее, зарплаты ниже, затраты на медицинское страхование меньше (в Канаде государственная система здравоохранения).
Поэтому рекомендую при выходе на рынок США смотреть на канадский пул талантов: культурно это почти одно и то же, канадцев в США любят, построение продаж из Канады в США — довольно распространенная практика.
Но Данияр Ерден предупреждает, что фаундерам стартапа нужно будет «продать» идею потенциальным сотрудникам, зачем им участвовать в проекте. В подтверждение приводит свой пример: перед трудоустройством в стартап он имел на руках два других предложения о работе, но OysterHR ему, как эмигранту, отозвался своей миссией — стартап действительно хочет помочь с трудоустройством талантливых людей по всему миру.
Местные фаундеры поделились наблюдениями, что в Казахстане классные технические команды — то есть продукты мы можем делать красивые, функциональные… Но казахстанским фаундерам стартапов не хватает именно soft skills — умений продавать себя инвесторам и потребителям. И, самое главное, нет умений продавать vision людям, которых нужно привлечь в свою команду.
«У меня есть классная идея и я хочу поднять денег» — таких людей здесь миллионы! Но если вы сможете понять свою миссию, хорошо ее запаковать, то у вас будет на один патрон больше, чем у других.